Итальянцы всегда были мореходной нацией, прошлое которой было отмечено славными достижениями. Но практически все их корабли только что вошли в строй, большинство пушек установлены на кораблях совсем недавно, и ни офицеры, ни матросы не были достаточно натренированы в обращении с ними. Эскадры, грозные по составу, не получили в мирное время соответствующей тактической подготовки. Кроме того, флот страдал от противоречий и зависти между офицерами, проистекающими из недавнего слияния двух групп — офицеров Сардинии и Неаполя. Времени, чтобы это слияние стало полным, не хватило… Одной храбрости было мало. Требовалась масса административной работы, способности командиров вести людей за собой, и подготовки. Г. У. Вильсон
Броненосцы. Последние динозавры. «Руджеро ди Лаурия».
Эскадренные броненосцы. Большие пушки больших кораблей."Ре Умберто".
Эскадренные броненосцы. Настоящая дружба."Эмануэле Филиберто".
Эскадренные броненосцы. Невезучие наследники Бенедетто Брина."Реджина Маргарита".
Эскадренные броненосцы. Линейные крейсера броненосной эпохи. «Реджина Елена».
Броненосные крейсера.Великий путешественник. "Mарко Поло."
Броненосные крейсера. Бронированные коллекторы."Карло Альберто"
Бронепалубные крейсера. Вездесущие итальянцы. «Эльба»
Бронепалубные крейсера. Второй эльсвикский. "Джованни Базан".
Бронепалубные крейсера. Атака клонов."Этна".
Бронепалубные крейсера. Приключения бродячего итальянца. "Догали".
Бронепалубные крейсера. Начало новой эпохи. "Пьемонт".
Минные крейсера. Торпедная угроза. "Партенопе".
Минные крейсера. Мимолетное увлечение Бенедетто Брина."Гойто".
Лидеры эсминцев.Три министра. "Карло Мирабелло".
Эсминцы. Суперэсминец для Супермарины."Премуда".
Канонерские лодки. Когда в Италии тесно. «Вольтурно»
Канонерские лодки. Колонии для опоздавших. «Сцилла»
Канонерские лодки. Невероятные приключения итальянцев в Китае и России. «Себастьяно Кабото»
Канонерские лодки. 400 мм в итальянском стиле. «Касторе»
Лидеры эсминцев. Безобидные кошки.“Леоне”.
Легкие крейсера.Лишние корабли."Луиджи Кадорна".
Легкие крейсера. Сиамский проект."Нересуан".
Легкие крейсера .Красота требует жертв."Альберико да Барбиано".
Легкие крейсера. Он был итальянский разведчик.“Нино Биксио”.
Легкие крейсера. Лучший скаут королевского флота.“Куарто”.
Легкие крейсера .Итальянские курортные."Базиликата"
Тяжелые крейсеры.Великолепная четверка. "Зара".
Тяжелые крейсеры.Великолепная ошибка."Больцано".
Тяжелые крейсеры. Скорость превыше всего."Тренто".
Линейные корабли.Итальянский аристократ."Данте Алигьери"
Линейные корабли.Великие итальянцы.«Конте ди Кавур».Часть1.
Линейные корабли.Великие итальянцы в бою.«Конте ди Кавур».Часть 2.
Линейные корабли.Итальянские долгожители.«Андреа Дориа».Часть 1.
Линейные корабли.Итальянские долгожители.«Андреа Дориа».Часть 2.
Линейные корабли. Несбывшаяся мечта Супермарины."Франческо Караччоло".
Линейные корабли.Суперлинкоры дуче.«Литторио».Часть 1.
Линейные корабли.Нет повести печальнее на свете чем повесть о "Витторио Венете".
Линейные корабли.Финита ля «Литторио».Часть 2 .
Королевские военно-морские силы Италии ( Regia Marina) появились на свет 17 марта 1861 года, после переименования объединенного флота страны. Объединение состоялось 17 ноября 1860 года слиянием Королевского флота Сардинии, Неаполитанской (Бурбонской)морской армии , Военно-морского флота Великого герцогства Тосканы, Гарибальдийского Сицилийского и Папского. Закончились "Реджиа Марина" 18 июня 1946 года с провозглашением Итальянской республики, здравствующей и поныне. Флот же отныне стал Marina Militare.
Крупнейшими предшественниками Реджиа Марины были-
Сардинский флот, основанный герцогом Савойским в 1713 года, когда он стал королем Сицилии. В 1720 году Сицилию обменяли на Сардинию, а флот стал Сардинским. Флот активно воевал с османами, берберскими пиратами и французскими республиканцами. После присоединения генуэзских земель флот стал больше и сильнее. В 30-х годах в Ангдии был построен первый сардинский боевой пароход-колесный корвет «Гульнара». Через три года в Генуе построили уже свой корвет «Икнуза», правда с английскими машинами. Возле Генуи работала крупная верфь Ла Фоче, строившая лучшие корабля для сардинского флота.
Бурбонский флот или Флот Королевства Обеих Сицилий (Неаполь) появился в 1734 году. Трудами англичанина Эктона, ставшего в 1778 году морским министром Неаполитанского королевства, была создана верфь в Кастелламаре-ди-Стабиа, а состав флота увеличился до пяти линейных кораблей, восьми фрегатов и шести корветов. Неаполитанский флот был прекрасно организован. Он первым в Средиземноморье приобрел паровой корабль-«Фердинандо II», построенный в 1817-1818 годах под Неаполем,но с английскими механизмами. Пушки Пексана неаполитанцы приняли на вооружение за 12 лет до Королевского флота.
Интересно, что морские традиции третьего итальянского центра морской силы-Венеции, стали основой для создания австрийского флота, до середины 19-го века австрийский флот, по сути, был венецианским. И в состав единого флота Италии венецианский флот не вошел!
Конечно, традиции итальянских моряков уходят в самую глубь веков, когда Пуническая война заставила гордых потомком Ромула и Рема взяться за топоры и строить всевозможные триремы. В Средневековье именно флоты итальянских городов Венеции и Генуи оспаривали с турками и арабами контроль над Средиземноморьем. Именно в Генуе появился на свет Христофор Колумб, а в Венеции знаменитый Арсенал, самая мощная верфь тех времен.
Возрожденная единая Италия также считала Средиземное море своим. Для нового, парового и броненосного флота первое время корабли заказывались в Англии, Франции и США. К 1866 году, когда в союзе с Пруссией появился шанс отжать у Австрийской империи оставшиеся итальянские земли, флот Италии был уже третьим в мире! В строю находились 12 броненосцев (плюс четыре в достройке и восемь на стапелях), 20 винтовых боевых кораблей (включая десять фрегатов и четыре корвета, плюс один в постройке), 49 боевых и вспомогательных колесных кораблей и 13 парусников, боевых и вспомогательных. Флот активно перевооружался на нарезную артиллерию.
Австрийский же флот на Адриатике был мал и стар. Италия вступила в войну. В ее историографии это была Третья итальянская война за независимость.
Однако именно тут и проявилась главная проблема итальянского флота на предстоящий век-строить корабли они умели лучше, чем воевать на них. «Италия проявила много энергии в приобретении и вооружении новых судов, но все еще не хватало необходимой внутренней связи у личного состава по причине разницы в характере северных и южных итальянцев» (немецкий историк Альфред Штенцель). Большой флот был разнородным по материальной части, а северяне (пьемонтцы) и южане (неаполетанцы), мягко говоря, друг друна недолюбливали, что порождало клановость, соперничество и отсутствие взаимопонимания.
Как уже неоднократно писал, воюют не корабли, а люди и системы. 20 июля 1866 года в битве при Лиссе итальянский флот адмирала Персано был разгромлен австрийской эскадрой Тегетгофа несмотря на подавляющее превосходство в количестве и качестве кораблей. Итальянцы потеряли два броненосца и 640 человек. На почти 40 лет в мире утвердилась таранная тактика.
Несколько лет после войны итальянский флот прозябал, позорное поражение не способствовало ни расходам на флот, ни популярности. Бюджет был кардинально сокращен. В 70-х годах началось возрождение Реджиа Марина. Оно связано с именами Симона ди Сан-Бона, назначенного морским министром и выдающегося кораблестроителя Бенедетто Брина. Они вновь вдохновили страну на создание сильного флота.
Символом преодоления "синдрома Лиссы" стали самые мощные корабли мира-Caio Duilio и Enrico Dandolo, в 1881-1882 годах пополнившие списки Королевского флота. Бенедетто Брин пропагандировал доктрину индивидуального превосходства- итальянский броненосец должен быть сильнее любого броненосца мира.
В 1881 году открылась объединенная Военно-морская академия в Ливорно, положившая конец нездоровому соперничеству школ Генуи и Неаполя.
Согласно энциклопедии Брокгауза, Военный флот Италии до 1877 г. имел исключительно оборонительное назначение. В 1893 г. он состоял из 275 судов (в том числе 11 башенных броненосцев, 4 броненосных фрегата, 12 панцырных блиндированных судов, 134 миноноски), с 2030 орудиями, 328723 тонн водоизмещения и экипажем в 21611 чел. (в военное время к ним может быть присоединено еще около 48 тыс. чел.). Большое число минных судов объясняется значительным развитием береговой линии Италии и недостаточной защищенностью некоторых важных гаваней, напр. Неаполя и Анконы. Главная гавань для снаряжения судов — Специя, а для Адриатического моря — Венеция; военной гаванью первого ранга сделан также Тарент. Вне Европы Италия владеет только г. Массова с окружающей территорией (на зап. берегу Красного моря, в Африке, ок. 12000 кв. км, с 300000 жит).
Идентификация кораблей согласно https://v-vodokachkin.livejournal.com-1 - "Benedetto Brin", броненосец. 2 - "Sardegna", броненосец . 4 - "Francesco Ferruccio", броненосный крейсер. 5 - "Ammiraglio di Saint Bon", броненосец. 6 - "Vittorio Emanuele", броненосец. 8 - "Lepanto", броненосец. 9 - "Varese", броненосный крейсер. 10 - "Piemonte", бронепалубный крейсер ("ariete torpediniere"). 11 - "Vettor Pisani" или "Carlo Alberto", броненосный крейсер. 12 - "Giuseppe Garibaldi", броненосный крейсер. 13 - "Regina Margherita", броненосец. 14 - "Re Umberto", броненосец. 15 - "Sicilia", броненосец. 16 - "Regina Elena", броненосец. 17 - "Carlo Alberto" или "Vettor Pisani".18 - "Castelfidardo", старый броненосный фрегат. 19 - предположительно, "Partenope", торпедная канонерка (минный крейсер). 20 - "Liguria", бронепалубный крейсер. 22 - "Emanuele Filiberto", броненосец. 23 - "Flavio Gioia", бывший безбронный крейсер в ранге учебного парусно-парового корабля. 24 - "Amerigo Vespucci", учебный корабль. 25 - минный крейсер типа "Partenope".26 - "Alfredo Cappellini", торговое судно. 27 - 39 - миноносцы различных типов.
Молодой и активный итальянский флот быстро усваивал технические новинки. В 1897 году Гульельмо Маркони провел на флоте первые эксперименты по радиосвязи.В 1909 году в состав флота включили первый самолет. Другими достижениями итальянского флота стали создание быстроходных торпедный катеров, знаменитых MAS, подразделения боевых пловцов.
Еще быстрее развивалась теория. Инженер-подполковник Витторио Куниберти одним из первых опубликовал в статье «Идеальный броненосец для британского флота» («Jane’s Fighting Ships» за 1903 ) конструкцию линкора типа дредноут. Интересно, что ранее он презентовал ее итальянскому морскому министру, который оценил ее-"Италии это не по карману".
В 1907 году был создан Центральный Морской штаб, который возглавил вице-адмирал Джованни Беттоло. А заступивший в 1903 году на пост морского министра вице-адмирал Карло Мирабелло за шесть лет своего "правления" значительно обновил корабельный состав. При нем был заложен первый итальянский дредноут. Правда финансовые и промышленные возможности страны отставали от планов адмиралов. Корабли строились очень долго. Броненосец «Витторио Эмануэле» строился целых 7 лет. Первый итальянский дредноут «Данте Алигьери» с первыми трехорудийными башнями был заложен ранее своего австрийского оппонента с аналогичным решением, но вступил в строй позже, отдав приоритет австрийцам.
Зато в это время постройка кораблей для флота стала задачей исключительно национальной промышленности.Локализовано было и производство артиллерии, правда по английским и французским технологиям, но с традиционно более низким качеством. Ни орудия ни боеприпасы итальянского производства в своей массе не соответствовали уровню времени.
Было построено еще 5 дредноутов, 14 подлодок, 3 крейсера-скаута, миноносцы и эсминцы.
Первой войной итальянского флота в 20-м веке стала итало-турецкая 1911-1912 года. Ввиду тотального превосходства итальянцев на море дряхлый османский флот так и не вышел из Дарданелл. Итальянцы не имели противника на море, кроме нескольких канонерок, которых без труда перетопили. В основном флот работал по береговым укреплениям турок, поддерживая итальянские десанты. Основные операции-бои у Превезы (29-30 сентября 1911 ) и Санта-Мауры в Ионическом море, у Сирийского побережья, в Дарданеллах (набеговая операция 16-19 апреля 1912 г.), в Красном море . Пользуясь случаем, итальянцы конфисковали строящийся для Турции легкий крейсер "Драма", ставший итальянским крейсером "Либия".
Италия, начинавшая с постройки кораблей за границей, к началу века стала одним из центров мирового судостроения. Итальянцы строили дешево, качественно и быстро. Не чурались продажи кораблей прямо из состава флота или на стапеле. Знание психологии заказчиков и умение договариваться с разными клиентами помогало итальянцам продавать контракты как горячие пирожки. В конце 19-го века крайне популярным товаром стали броненосные крейсера типа "Джузеппе Гарибальди". Сочетание цены и качества было идеальным. Самая большая в мире серия броненосных крейсеров разошлась по всему миру-Испания, Греция, Аргентина, Япония, сама Италия. Подержанные бронепалубные крейсера продавали и в Уругвай и на Гаити.
В первую мировую войну Италия вступила почти на год позже, тщательно торгуясь и выбирая. В июне 1913 года Италией, Австрией и Германией была подписана Морская конвенция, предусматривавшая в случае войны совместные действия трех флотов на Средиземном море, под общим командованием австрийского адмирала. Соглашения по Тройственному союзу оказались менее интересными, чем обещания Антанты.
В мае 1915 года итальянцы вступили в войну. На море их задачей стала совместная с британцами и французами блокада боеспособного австро-венгерского флота в Адриатике. Адмиралы берегли крупные корабли и основная тяжесть боевой службы легла на крейсера, миноносцы и торпедные катера.
Боевой состав линейной эскадры по состоянию на 23 мая 1915 года
- Дредноуты— 5 («Данте Алигьери», 4 типа «Конте ди Кавур»: «Конте ди Кавур», «Джулио Цезаре», «Леонардо да Винчи», «Кайо Дуилио»).
- Эскадренные броненосцы — 8 (2 типа «Аммиральо ди Сан-Бон» («Аммиральо ди Сан-Бон», «Эммануэле Филиберто»), 2 типа «Реджина Маргерита» («Реджина Маргерита», «Бенедетто Брин»), 4 типа «Реджина Елена» («Реджина Елена», «Витторио Эмануэле», «Рома», «Наполи»).
Всю войну итальянский флот ощущал острую нехватку легких кораблей для действий на Адриатике. Крейсеров-скаутов было всего три. Эсминцев и миноносцев было больше-в 1910-1914 годах итальянцы заложили серии современных эсминцев 6 типа «Индомито», 4 типа «Ардито» и «Анимозо», 8 типа «Пило», а также 39 удачных миноносцев серий PN, OS, AS и RM. Но и их не хватало.
Несмотря на сбережение крупных кораблей и отсутствие больших сражений, итальянский флот умудрился потерять дредноут « Леонардо да Винчи» в Таранто (2 августа 1916 г.) и броненосец « Бенедетто Брин» до дредноута в Бриндизи (27 сентября 1915 г.)от взрывов на собственной базе, а броненосец «Реджина Маргерита» при подрыве на минах. Взрывы линкоров в своих портах считают результатом диверсий австрийской разведки. Итальянцы полностью расплатились с обидчиками . 10 июня 1918 года торпедные катера MAS потопили австро-венгерский дредноут SMS Szent István, а 1 ноября 1918 года итальянские диверсанты подорвали его систершип SMS Viribus Unitis на базе Пола. При этом формально последний был уже линкором "Югославия" нейтрального государства словенцев, хорватов и сербов. Третий систершип утопленников-SMS Tegetthoff был передан Италии по репарациям в 1919 году.
Окончательно позор Лиссы был смыт парадом захваченных австрийских кораблей в Венеции. 24 марта 1919 года бывшие австрийские корабли, включая дредноут «Тегетгофф», додредноут «Эрцгерцог Франц Фердинанд» и большое число крейсеров, эсминцев, миноносцев и подводных лодок, без флагов, в сопровождении богато разукрашенных в честь праздника итальянских кораблей вошли в гавань Венеции. "Парад пленных" принимал сам король Виктор Эммануил III на эсминце «Аудаче». В этот момент на трофеях подняли сигнальные флаги «Мир павшим при Лиссе».
Пассивность линейного флота во время войны и финансовые проблемы заставили итальянцев отказаться от достройки четырех суперлинкоров типа "Франческо Караччоло" , восстановления поднятого "Леонардо да Винчи", и сконцентрироваться на легких крейсерах, эсминцах и подводных лодках. Нехватка легких кораблей заставила конфисковать строившиеся в Неаполе по заказу Румынии 4 лидера эсминцев типа «Вифор».
Для строительства итальянской промышленности в военное время всегда не хватало сырья, в частности стали, меди и т.д. В итоге из новых кораблей были заложены четыре эсминца типа «Сиртори» и восемь типа «Ла Маса», достроили 30 прибрежных миноносцев, более 60 подлодок, 3 минзага и 9 сторожевых катеров. Еще несколько подлодок было получено от англичан и канадцев, а одну из потопленных австрийских подлодок удалось поднять и включить в состав флота.
За время войны промышленность передала флоту 299 скоростных катеров MAS в торпедном и противолодочном исполнении. Еще 50 катеров было получено из США. Еще 47 рыболовных судов японской постройки было мобилизовано в 1916-1917 годах для охранной службы. Они обозначались серией “G” (от итальянского “Giappone” – Япония).
Для поддержки сухопутных войск были построены специальные мониторы, на которых устанавливались даже пушки с несостоявшихся суперлинкоров.
Война обошлась Италии в 3 линкора, 2 броненосных крейсера, 2 крейсера (еще 2 лидера эсминцев погибли на минах после окончания военных действий), 8 эсминцев, 6 миноносцев, 12 подводных лодок и 12 мобилизованных судов (плавбатарей и канлодок), 267 самолетов и 7 дирижаблей.
После войны было продолжено строительство заложенных кораблей (1 крейсера-скаута, 6 эсминцев, 5 подводных лодок). По репарациям флот получил 3 германских легких крейсера, 3 германских и 9 австрийских эсминцев, еще 2 австрийских малых (110-тонных) миноносца вошли в состав итальянской Таможенной гвардии. Кроме того, в состав итальянского флота вошло 62 бывших австрийских и 17 бывших германских малых и вспомогательных кораблей и судов. 17 судов были построены в Германии в счет военных репараций , в т.ч. танкер ( заложен в 1922 г.) «Урано». Два буксира в числе 62 австрийских судов, захваченных недостроенными в Триесте, также были достроены после войны для итальянского военно-морского флота. Ни одна из подводных лодок не была введена в строй, все доставшиеся Италии после войны трофейные подлодки (13 австрийских и 10 германских) были сданы на слом.
К концу войны суммарный тоннаж итальянских военных кораблей достигал 450 000 метрических тонн ( французских – около 700 000 тонн).
На Вашингтонской международной морской конференции 1921-1922 годов Италия добилась паритета с Францией по линейным кораблям (суммарное стандартное водоизмещение 175 000 т) и авианосцам (60 000 т) с обязательством не начинать строительство новых линкоров в течение шести лет. Италии было разрешено сохранить в строю дредноуты «Дориа», «Дуилио», «Кавур», «Чезаре», «Леонардо да Винчи» (затонул в 1916 г., поднят, но так и не был отремонтирован), «Данте»; четыре устаревших корабля «Наполи», «Реджина Елена», «Рома», «Витторио Эмануэле», которые могли оставаться в строю на неограниченный срок, но не могли быть заменены новыми кораблями. В легких силах и подводных лодках Италия не смогла добиться паритета с Францией. В 1922 года был заложен эскадренный миноносец «Квинтино Селла» – первый корабль первой послевоенной Программы 1922-1923 годов
Заказанные, но не заложенные во время войны корабли частично были построены после войны, так в 1919-1922 годах заложили четыре лидера тип «Леоне» и 14 эсминцев (типов «Палестро», «Куртатоне» и «Дженерали»). Недостаток легких крейсеров частично компенсировали трофейные австрийские и германские корабли.
С ликвидацией австрийского флота основным соперником Италии в Средиземноморье стала Франция. Так как международные соглашения устроили великим державам линкорные каникулы, состязания продолжились в области крейсеров и эсминцев. В 1923-33 годах итальянцы начали строительство 18 крейсеров, 36 эсминцев и 49 подводных лодок, французы же 14 крейсеров, 46 эсминцев и 55 подводных лодок. От паритета по легким силам французы отказывались, ссылаясь на необходимость распылять силы еще и на Атлантику.
С 1933 года итальянцы вернулись к линкорам-была начата глубокая модернизация "Кавуров", а затем и строительство типа "Литторио".
Серьезной проверкой флота Муссолини в предвоенный период стала интервенция во время гражданской войны в Испании. В 1937 году подводные лодки «Аркимеде», «Торричелли», «Ириде» и «Ониче» были переданы франкистам, причем последние две на время и с итальянскими экипажами. Вместе с итальянскими кораблями они блокировали республику, вплоть до потопления нейтральных судов. Всего около 58 итальянских подводных лодок приняли участие в блокаде Испании.За свободу судоходства вступились британцы, 30 августа 1937 года английский эсминец глубинными бомбами повредил «Ириде». Муссолини пришлось вернуть своих подводников. Два легких крейсера участвовали в обстреле Барселоны и Валенсии в 1937 году, погибло более 30 мирных жителей.
В конце 30-х была принята усиленная программа кораблестроения. Заложили еще два линкора типа "Литторио", на модернизацию передали оставшиеся дредноуты, заказали 12 крейсеров, 16 эсминцев, 60 подводных лодок. Упор делался на максимально быстроходные корабли с максимально дальнобойной артиллерией. Увы качество орудий и боеприпасов было невысоким. Отставали итальянцы и с радарами, радиодальномерами, систем управления ночной стрельбой и с прочими новациями.
Начальник штаба флота адмирал Каваньяри свое кредо выразил четко- "действовать с крайней осторожностью в отношении блестящих технических инноваций, которые еще не были проверены или с которыми нет практического опыта ". В результате немецкий генерал Кессельринг назвал итальянский флот "флотом для хорошей погоды".
В межвоенный период в состав итальянского флота вошло также два учебных парусных корабля-Cristoforo Colombo(1928) и Amerigo Vespucci (1931). Первый из них, кстати, достался СССР по репарациям. Второй до сих пор в строю итальянского флота.
Кроме развития своего флота, фашистская Италия была и очень активным игроком на международном рынке вооружений. Корабли строились по заказам других стран, продавались из состава действующего флота, шла активная торговля технологиями и проектами. Корабли итальянской постройки служили во флотах от Швеции до Таиланда. Самым известным стал лидер "Ташкент", построенный для СССР. Итальянская школа кораблестроения стала для СССР основным поставщиком идей и проектов.
По традиции строившиеся корабли других стран во время войны реквизировались. Такая участь постигла два легких крейсера сиамского флота, ставших недостроенными крейсерами ПВО типа "Этна".
К началу Второй мировой войны Итальянский флот был четвертым-пятым по численности флотом в мире.
Боевой состав по состоянию на 10 июня 1940 года-
- Линкоры : 2 типа «Конте ди Кавур» — «Конте ди Кавур» и «Джулио Цезаре»; 2 типа «Андреа Дориа» — «Андреа Дориа» и «Кайо Дуилио».
- Тяжёлые крейсера: 2 типа «Тренто»;4 типа «Зара»;1 типа «Больцано».
- Броненосный крейсер «Сан Джорджио» (перестроен в 1937—38 гг.).
- Лёгкие крейсера: 4 типа «Альберико да Барбиано»;2 типа типа «Дюка д’Аоста»;2 типа «Луиджи Кадорна»;2 типа «Раймондо Монтекуколли»;
2 типа «Джузеппе Гарибальди». 2 устаревших времён Первой мировой войны — «Таранто» (типа «Магдебург») и «Бари» (бывший «Пиллау»). - Эсминцы — 59 различных типов :«Карло Мирабелло» — 2;
«Леоне» — 3;«Селла» — 2;«Сауро» — 4;«Турбине»— 8;«Навигатори» — 12;«Дардо» — 4;«Фольгоре» — 4;«Маэстрале» — 4;«Ориани» — 4;
«Солдати» — 12. - Миноносцы — 69 :«Индомито» — 1;«Пило»— 7;«Сиртори» — 4;
«Джузеппе ла Маса» — 7;«Дженерате» — 6;«Аудаче» (типа «Уракадзэ») — 1;«Палестро» — 4;«Куртатоне» — 4;«Альбатрос» — 1;
«Спика» — 30;«Пегасо» — 4. - Подводные лодки — всего 110:
«сверхмалые» (водоизмещение 13,3 т):«СА» — 2.
«средние» (водоизмещение 600…1000 т) — 70:«Арго» — 2;
«Аргонавт» — 7;«Архимед» — 2;«Адуа» — 17;«Бандиера» — 4;
«Брагадин» — 2;«Мамели» — 4.«Перла» — 10;«Пизани» — 4;
«Сирена» — 12;«Скуало» — 4;«Сеттебрини» — 2;
«крейсерские» (водоизмещение 1000…2000 т) — 38:«Балилла» — 4; «Брин» — 5;«Глауко» — 2;«Кальви» — 3;«Люцци» — 4;«Марчелло» — 9;
«Маркони» — 6;«Микка» — 1;«Фиерамоска» — 1;«Фока» — 3.
В постройке: 4 линкора типа «Литторио» — «Литторио», «Витторио Венето», «Рома», «Имперо» и 12 крейсеров. Итальянцы также строили авианосцы Aquila и Sparviero, но так и не достроили.
В полностью боеспособном состоянии из крупных кораблей находились только 2 линкора и 19 крейсеров, линкоры «Дуилио» и «Дориа» проходили модернизацию.
Всего в войне приняли участие 7 линкоров типов «Littorio», «Andrea Doria», «Conte Di Cavuar» ; 7 тяжелых крейсеров типов «Trieste», «Bolzana», «Zara» ;броненосный крейсер «San Giorgio»; 26 легких крейсеров типов «Gueseppe Garibaldi», «Raimondo Montecuccoli», «Capitani Romani» и «Taranto»; 2 крейсера ПВО типа «Etna» ; 81 эсминец типов «Cammandanti Medagliere d’Oro», «Soldati», «Soldati», «Maestrafo» и «Sebenico» ; 80 миноносцев типов «Ariete», «Spica», «Catalafimi», «Palesto», «Generate», «Giuseppe La Masa» ; 80 эскортных кораблей типов «Orsa», «Animoso», «Ape»; 178 подводных лодок типов «Balilla», «Ettore Fiermasco», «Archimede», «Otario», «Pietro Micca», «Calvi», «Poca», «Marcelo», «Brin», «Luizi», «Marconi», «Cagni», «Romolo», «Mameli Pisani», «Раndiere», «Accioia», «Flutto», «CC», «CA», «CB», «Adua».
Сражение у мыса Матапан, налет на Таранто стали безоговорочными победами союзников, зато диверсанты князя Боргезе вывели из строя два британских линкора в Александрии. Основная борьба шла на коммуникациях у Мальты и Северной Африки. При этом итальянский флот остался практически без топлива.
Тридцать две итальянские подводные лодки, действовавшие в Атлантике, больше подходили для Средиземного моря, чем для Атлантического океана , затопили 109 кораблей союзников ( 593 864 тонны). Часть итальянских кораблей после падения Восточной Африки перешла в Японию. Отряды итальянских катеров воевали вместе с немцами на Ладоге и в Черном море, где также использовались сверхмалые подводные лодки.
Подводные лодки Alpino Bagnolini , Barbarigo , Comandante Cappellini , Giuseppe Finzi , Reginaldo Giuliani , Enrico Tazzoli и Luigi Torelli использовались для торгового обмена с Японией.
В 1943 году итальянские военные свергли Бенито Муссолини и заключили перемирие с союзниками. Немцы незамедлительно оккупировали большую часть Италии, разоружили итальянские войска, в т.ч. на Восточном фронте и на Балканах, захватили некоторые итальянские корабли, часть из которых была затоплена экипажами. Основная эскадра, по согласованию с союзниками , перешла на Мальту для интернирования. Конвой подвергся налетам немецкой авиации, при этом был потоплен новейший линкор "Рома", на борту которого погиб командующий флотом адмирал Карло Бергамини и 1600 моряков.
На сторону фашистской Республики Сало (Итальянской Социальной Республики) перешло лишь около 5% флота, составивших Marina Nazionale Repubblicana. Они воевали на стороне немцев. Часть захваченных итальянских кораблей немцы успели включить в состав своего флота.
Союзники интернировали итальянские линкоры в Египте, лишь в июне 1944 года Андреа Дориа , Кайо Дуилио и Джулио Чезаре позволили перейти на Сицилию для обучения личного состава. Витторио Венето и Италия (бывший Литторио )оставались в Египте до 1947 года. Легкие силы, крейсера и эсминцы помогали союзникам в операциях против немцев.
Из находящихся на Дальнем Востоке итальянских кораблей успела сдаться союзникам, а остальных захватили японцы. Конте Верде , Лепанто и Карлотто в Шанхае были затоплены экипажами, вспомогательный крейсер Ramb II был захвачен японцами в Кобе и переименован в Calitea II. Подводные лодки Команданте Каппеллини , Реджинальдо Джулиани, Луиджи Торелли и их экипажи были временно интернированы японцами. Лодки перешли под командование германского подводного флота как UIT-23 , UIT-24 и UIT-25, со смешанными немецко-итальянскими командами они продолжали сражаться против союзников. Реджинальдо Джулиани была потоплена британской подводной лодкой HMS Tally-Ho в феврале 1944 года. В мае 1945 года , уже после капитуляции Германии, две оставшихся лодки были захвачены Императорским флотом Японии. Около двадцати итальянских моряков продолжали воевать уже под японским командованием. Последняя подлодка, Луиджи Торелли 30 августа 1945 года была потоплена американским бомбардировщиком B-25 Mitchell.
После окончания войны итальянский флот, в соответствии с соглашениями между союзниками, подлежал разделу. часть кораблей оставалась итальянскому флоту( с 1947-республиканскому), а остальные подлежали разделу между участниками антигитлеровской коалиции. Войну пережили 2 недостроенных и поврежденных авианосца, 5 линкоров,9-10 крейсеров, 10-11 эсминцев, 20-22 фрегатов, 19-20 корветов, 44-50 патрульных катеров, 50 тральщиков,16- 19 судов-амфибий, 2-5 учебных кораблей, 1 корабль поддержки и авиатранспорт, подводные лодки разной сохранности и степени современности.
10 февраля 1947 года в Париже был подписан мирный договор между Итальянской Республикой и державами-победительницами. Общее водоизмещение будущего флота республики не могло превышать 67 500 тонн, штат был ограничен 25 000 человек.
Договор предписывал Италии передать в распоряжение стран-победителей - Соединенных Штатов, Советского Союза , Великобритании, Франции, Греции , Югославии и Албании в качестве компенсации следующие корабли: 3 линкора: Джулио Чезаре , Италия , Витторио Венето ; 5 крейсеров: Emanuele Filiberto Duca d'Aosta , Attilio Regolo , Scipione Africano , Eugenio di Savoia и Eritrea ; 7 эсминцев ( 5 класса « Солдати», « Аугусто Рибо» и « Альфредо Ориани») ; 6 тральщиков типа Aliseo и Fortunale ; 8 подводных лодок( 3 класса Acciaio) ; 1 парусный учебный корабль Cristoforo Colombo .
Политические изменения и технические проблемы вносили изменения и уточнения в список. Крейсера Аттилио Реголо и Сципионо Африканo стали французским Chateaurenault и Guichen , а Эудженио ди Савойя стал греческим Elli . Советский Союз получил злополучный « Джулио Чезаре»( "Новороссийск"), крейсер «Эмануэле Филиберто дюка д’Аоста»("Керчь") и парусник Cristoforo Colombo ("Дунай") для Черноморского флота . Вспомогательный крейсер Ramb III стал президентской яхтой Galeb для Тито в Югославии.
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.