В Юго-Восточной Азии в первой половине 20 века оставалось только одно независимое государство-Сиам(ныне Таиланд). Подпираемое с востока британскими колониями в Бирме,а с востока-французскими в Индокитае,оно чудом сохраняло свой статус ,лавируя между колониальными империями и опираясь на помощь других стран. Для Королевства Сиам одной из забот по поддержанию собственной обороноспособности был флот-побережье монархии,как известно весьма протяженное,да и островов немало.
В 30-х годах правительство страны приняло две программы по развитию флота-1934 и 1938 годов. По первой программе в Японии построили 2 броненосца береговой обороны (2265 т, 4 203-мм орудия), 4 прибрежных подводных лодки и 9 миноносцев. Лодки строились в Японии, а миноносцы в Италии .О сиамских броненосцах береговой обороны и их тяжелой судьбе-ТУТ . Флоту для сбалансированности не хватало крейсеров. Выбор пал на Италию. Многие сиамские флотские офицеры обучались в Ливорнской военно-морской академии ,итальянские методички активно использовались в обучении,да и опыт сотрудничества уже был.
Верфи Кантиери Риунти делль Адриатике (CRDA) в Триесте был заказан проект крейсера с техзаданием-4300 тонн, 6 152 мм орудий главного калибра ,30 узловая скорость,бронирование .Крейсера стали бы самыми крупными кораблями тайского королевского флота.
Подготовленный проект предлагал типичный итальянский крейсер 30-х,правда с одной трубой,но с узнаваемой башенной надстройкой.
Стандартное водоизмещение: 5500 т.Размерения: длина 153,8 м (наибольшая), 141м (по конструктивной ватерлинии), ширина 14,47 м, осадка 5,25 .Двигатели- 2 турбины Парсонса с зубчатой передачей, 3 нефтяных котла. 45000л.с. Проектная скорость хода 30 узлов. Бронирование: борт 60 мм, палуба 30 мм, башни 25 мм. 6 152-мм орудий L/55A модель 1934, Ансальдо в трех двухствольных башнях — одной в носу, две в корме, 6 76-мм зенитными орудиями на одиночных станках (по другим данным, 6 65-мм орудий), восемь 13,2-мм пулемётов и 6 533-мм торпедными аппаратами. 1 катапульта и 2 гидросамолета.
Торпедные аппараты располагались под палубой бака в районе барбета башни № 1. Одно попадание в этот район-и крейсер можно списывать. Зато приборы управления огнем итальянцы поставили свои самые современные.Зенитки были устаревшие короткоствольные системы Армстронга-но уже используемые в сиамском флоте.
В августе-сентябре 1939 года было заложено два крейсера- "Нересуан" и "Таксин" ,строительство активно продолжалось даже после вступления Италии в войну 10.06.1940. Так как Таиланд в политике активно сотрудничал с Японией,а в декабре 1941 заключил с ней военный союз,то вопрос о реквизиции в начале войны не поднимался.В августе 1941 первый из крейсеров был спущен на воду.
К концу 1941 ситуация изменилась-потери итальянского флота,проблемы итальянской экономики и недостаток ресурсов заставили остановить постройку,а потом 6 августа 1942 все-таки заставили реквизировать корабли для нужд итальянского флота.
6 августа 1942 началась адаптация проекта под нужды Супермарины. Официально модификацию классифицировали как крейсера ПВО.
Внешние изменения коснулись формы надстроек и дымовой трубы.Катапульта и торпедные аппараты проектом не предусматривались.Итальянцы добавили дополнительные противоосколочные продольные перегородки. Вместо шестидюймовых башен были запланированы спаренные 135-мм универсальные установки. По бортам располагались 65-миллиметровые зенитки, а на надстройках — 20-мм автоматы.
"Нересуан" (по другим данным, "Нереснан") «Naresuan» верфь CRDA , Триест заложен 26 августа 1939 года , спущен на воду 6 августа 1941 года. В конце декабря 1941 года реквизирован,переименован в "Везувио" «Vesuvio» и зачислен в состав итальянского флота. Затоплен в 1944 . 27 марта 1947 исключен из списков флота и разобран на металл.
"Таксин" «Taksin» верфь CRDA , Триест заложен 23 сентября 1939 года . , спущен на воду 28 мая 1942 года. В конце декабря 1941 года реквизирован,переименован в "Этна" «Etna» и зачислен в состав итальянского флота. Затоплен в 1944 . 27 марта 1947 года исключен из списков флота и разобран на металл.
Водоизмещение 6533 т, длина 153,8 м (наибольшая), ширина 14,47 м (наибольшая), осадка 5,95 м (средняя). Бронирование: борт 60 мм, палуба 35-20 мм, башни 20 мм, боевая рубка 60 мм. На крейсерах планировалось установить 3 котла и 2 турбины Парсонса мощностью 40000 л.с. Скорость хода планировалась 28 узлов. 6 135/45-мм орудий находились в трех двухорудийных башнях, как и в первом варианте проекта, 10 65-мм/64 зенитных орудий — в одиночных и 14 20-мм зенитных автоматов (по другим данным, 10 х 2 20-мм автоматов) . Экипаж 580 человек (19 офицеров и 561 матрос).
Крейсерам предполагалось придать и транспортные функции(в связи с потребностями по переброске подкреплений и снабжения в Ливию)- носовые трюмы имели объем 338 м3 ,а кормовые-1020.Для выгрузки были предусмотрены краны.
На 1 июля 1943 года готовность "Везувио" : энергетическая установка 55%, корпус 65%,"Этна"-по корпусу 53%, по механизмам 65%. 8 сентября 1943 года работы на них прекратили.
К сентябрю 1943 г. корабли находились в 60 — 65% степени готовности. 10.9.1943 захвачены немцами в Триесте, в 1944 г. затоплены в Триесте на мелководье.
После войны Таиланд от своего заказа отказался,оба корпуса поднятых с мелководья крейсеров ржавели под Триестом,пока в 1947 сборщики металлолома не разобрали их...
Сиамские крейсера типа "Нересуан" были достаточно неплохими для флота третьеразрядной морской державы-достаточно сбалансированные,с рядом современных технических решений.Картину конечно портили устаревшие зенитки и "взрывоопасное" расположение торпедных аппаратов. Но... все равно в 1942 и позже им до Сиама своим ходом добраться было бы не суждено.
А вот итальянский проект настолько оригинален,что будь он построен- на него бы интересно было посмотреть. Транспортный крейсер ПВО. Однако...Хотя с точки зрения реальных потребностей боевой обстановки доставка срочных и ценных грузов быстроходными крейсерами с хорошей ПВО-неплохая альтернатива громоздким конвоям,которые надо прикрывать всем флотом.
Пользуясь случаем,хотел бы напомнить,что проект сиамских крейсеров стал основой для проекта шведских крейсеров типа "Тре Крунур"-кораблей весьма интересных и длительное время находившихся в строю. О них-ТУТ.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам