В начале 20 века Италия обзавелась небольшой ,но собственной колониальной империей.В 1885 была захвачена Эритрея,в 1889 южное Сомали,после войны с Турцией под итальянское управление перешли Додеканезские острова,Триполитания и Киренаика(Ливия). Правда попытка захватить Абиссинию в 1895-1896 с позором провалилась,эфиопы свою независимость отстояли.На Папуа-Новую Гвинею гордых потомков римлян не пустили англичане. Как мелкий хищник ,Италия пыталась урвать нетронутые большими хищниками куски,подбирая за ними то,что они выронили или выкинули.
Для охраны колоний итальянцам необходимы были небольшие корабли-для разведки ,транспортировки и экспресс-наказания "непокорных зусулов". На такие корабли также возлагалась подготовка кадетов для Региа Марины(Королевского флота).
После присоединения Ливии правительство решило обзавестись двумя колониальными крейсерами для службы в новой колонии. Официальное обозначение- легкие крейсера для колониальной службы (Incrociatori leggeri per servizi coloniali). «Basilicata» и однотипный крейсер «Campania» изначально предназначались для службы в колониях и задумывались как улучшенный проект крейсеров типа «Calabria», введенных в строй в 1894 г. Проект был поручен инженер-капитану 1 ранга Джузеппе Рота ( Giuseppe Rota ) . В 1913 оба корабля были заложены на одном стапеле и спущены на воду в один день. Это были последние бронепалубные крейсера в мире. Качество строительства в военное время было невысоким,машины так и не смогли достигнуть проектной мощности в 5000 л.с.
Легкие, недорогие, крейсера несли службу на североафриканском побережье,они идеально подходили для такого климата. С учетом устаревшей конструкции и соответствующих технических характеристик -уровня конца 19 века,уцелевший "Кампания" вскоре был переклассифицирован в канонерскую лодку,что более соответствовало его реальным возможностям.
"Кампания" RN "Campania" Назван в честь региона Кампания .заложен "Cantieri di Castellammare di Stabia" в Кастелламаре ди Стабия 9 августа 1913, спущен 23 июля 1914, вступил в строй 18 апреля 1917, с 1 июля 1921 канонерская лодка (Cannoniera), исключен 11 марта 1937 и разобран на металл.
"Базиликата" RN "Basilicata" Назван в честь региона Базиликата. Заложен "Cantieri di Castellammare di Stabia" в Кастелламаре ди Стабия :9 августа 1913 г.,Спущен на воду :23 июля 1914 г.,вступил в строй :1 августа 1917 г..Затонул после взрыва котла 13 августа 1919 года близ Порт-Саида , поднят 12 сентября 1920, исключен 1 июля 1921 и разобран на металл. .
Водоизмещение:Нормальное: 2483 длинных тонн ,полная загрузка : 3187 тонн ,Длина:83 м ,ширина:12,7 м ,осадка :5 м .
Двигатели: 2 × паровые машины с тройным расширением 4 котла,4129 л.с. ,2 винта.,Скорость:15,5 узлов ,дальность плавания :1 850 миль при скорости 10 узлов .Экипаж :11 офицеров,193 матроса
Вооружение: 6 × 152 мм (6 дюймов) орудий,2 × 76 мм (3 дюйма) орудия 76/40 Mod.1916 RM ,3 × 76 мм зенитные орудия, 2 × 47 мм (1,9 дюйма) Ordnance QF 3-pounder Vickers ,2 × пулемета
Броня:Палуба : 25 мм (0,98 дюйма),Рубка : 50 мм (2 дюйма)
Последние в мире бронепалубные крейсера абсолютно устаревшей конструкции, причем по всем основным элементам — даже с огнетрубными угольными цилиндрическими котлами. Их спроектировал инженер-капитан 1 ранга Джузеппе Рота, который просто скопировал проект древнего крейсера «Calabria» (1892—1897). В отличие от прототипа, новые корабли имели более современные очертания корпуса и увеличенные размеры мостика. Предназначались для стационерской службы на североафриканском побережье. Силовая установка тоже была устаревшей и состояла из 4 огнетрубных паровых котлов и 2 паровых машин. Разумеется их боевая ценность была крайне низкой, особенно в плане ходовых качеств.
Броневая палуба — единственная защита корабля — продолжалась по всей длине корпуса толщиной 25 мм. Артиллерийское вооружение состояло из шести 152-мм пушек L / 32, двух 76-мм пушек 7 "6/40 Mod. 1916 RM", трех 76-мм пушек L / 40 в зенитных установках, двух 47-мм сигнальных пушек «Ordnance QF 3-pounder Vickers» и 2 пулеметов.
Два 152-мм орудия размещались в щитовых палубных установках, разнесенных по оконечностям корабля, остальные — по два на каждую сторону в казематах, оборудованных спонсонами. Оба крейсера располагали кубриками для 100 кадетов, а также для их офицеров, старшин, прислуги, поваров и личных вещей.
13.08.1919 «Basilicata» погиб от взрыва парового котла на внешнем рейде Порт-Саида(Тевфик), англичанам пришлось трое суток очищать гавань от его обломков.Причиной признали некачественное изготовление одного из котлов. В следующем году 12 сентября 1920 года корабль подняли, но его ремонт признали нецелесообразным и отправили на разборку,он был продан на слом 1 июля 1921 года.
«Campania» в 1921-1922 частично разоружили (4— 152-мм орудия, малокалиберные пушки) и переклассифицировали в канонерскую лодку. С 1932 стал учебным кораблем для кадетов, списан в 1937.
В целом обычные колониальные канонерские лодки. Распугивать туземцев взрывами 152 мм снарядов и приветствовать коллег салютами наций из сигналок Виккерса. Ну и кадет учить уму-разуму в теплом средиземноморском климате.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам