Найти в Дзене
Морская коллекция

Линейные корабли.Великие итальянцы.«Конте ди Кавур».Часть1.

Итальянское кораблестроение всегда отличалось в своих творениях не только уникальным дизайном ,но и техническими новинками .Был у итальянцев и свой пророк дредноутной эры. Еще в 1902 г. Витторио Куниберти предложил новую концепцию линкора- с 305 мм пушками и 20 узловой скоростью.Но в своем отечестве пророка нет и итальянское правительство пришло к необходимости строительства нового поколения линкоров только после триумфа английского "Дредноута".

Когда в 1909 заложили "Данте Алигьери", почти все морские державы достроили или достраивали своих первенцев,даже Бразилия.

Геополитические интересы Италии были весьма разносторонними-с одной стороны -будучи членом Тройственного союза-с Германией и Австро-Венгрией адмиралам королевского флота приходилось просчитывать противостояние с французским флотом,а с другой стороны-с Австро-Венгрией Итальянское королевство кроме военного союза связывал еще и клубок острых противоречий. Поэтому на информацию о заказе 4-х дредноутов типа "Вирибус Унитис" для Дунайской монархии итальянцы отреагировали болезненно.

Проект трех новых линкоров -на базе "Данте Алигьери" сделали весьма быстро ,парламент проштамповал бюджет и корабли были заложены на итальянских верфях.

Итальянские кораблестроители не потеряли вку­са к нетрадиционным решениям. Новые итальянские линкоры имели нестандартный комплект вооружения-13 305 мм орудий в с оригинальным размещением артиллерии в пяти башнях: в носу и корме нижние башни были трехорудийными, а верхние — двухорудийными. Еще одна трехорудийная башня располагалась точно  — между дымовыми трубами. .Такое новаторское решение позволило иметь максимально возможный вес бортового залпа. Итальянцы рассчитывали на скорость 22-23 узла.

И еще одно уникальное решение - симметричность силуэта корабля. Считалось что это затруднит противнику определить направление движения корабля. Правда что предполагалось делать с дымом из труб неизвестно... Впервые итальянцы отказались от тарана в носовой части корпуса.

Чертежи проекта были разработаны инженером Эдуардо Масдеа, руководителем Тененте Дженерале дель Дженио Навале и контр-адмиралом итальянского флота.

По проекту новые итальянские линкоры должны были стать чуть ли не самыми мощными в мире по вооружению-но при вступлении в строй уже безнадежно уступали английским и американским супердредноутам с 343—381-мм артиллерией . Итальянские кораблестроители несколько переоценили свои возможности — их первые серийные дредноуты строились целых пять лет.

Проблема была в том ,что слабость итальянской промышленности не позволяла оснастить корабли только отечественными компонентами. Орудия итальянцы традиционно покупали у англичан, трудности возникли с освоением производства броневых плит( плиты изготавливались из закаленной никелевой стали по крупповской технологии на сталелитейном заводе в Терни из сырья, поставляемого двумя американскими фирмами: Бетлехэм Стил Ко и Карнеги Стил Ко, а также английской Глазго Стил Ко. ) и т.д. В итоге постройка кораблей затянулась .

Указом от 2 декабря 1909 г. корабли внесли в списки военно-морского флота Италии и назвали « Конте ди Кавур» , «Джулио Чезаре» и « Леонардо да Винчи » .Новые дредноуты получили наименования в честь знаменитых уроженцев Италии- объединителя Италии графа Кавура, Леонардо да Винчи и Гая Юлия Цезаря.

Граф Ками́лло Бенсо ди Каву́р (итал. Camillo Benso conte di Cavour; 10 августа 1810, Турин — 6 июня 1861, Турин) — итальянский государственный деятель, премьер-министр Сардинского королевства, сыгравший исключительную роль в объединении Италии под властью сардинского монарха. Первый премьер-министр Италии.

Гай Ю́лий Це́зарь (аутентичное произношение близко к Ка́йсар[4]; лат. Gaius Iulius Caesar [ˈgaːjʊs ˈjuːliʊs ˈkae̯sar]; 12 июля 100 года до н. э.[5] — 15 марта 44 года до н. э.) — древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель. Консул 59, 48, 46, 45 и 44 годов до н. э., диктатор 49, 48—47 и 46—44 годов до н. э., великий понтифик с 63 года до н. э.

Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci; 15 апреля 1452, селение Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции — 2 мая 1519, замок Кло-Люсе, близ Амбуаза, Турень, Франция) — итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis).

-2
-3
Схема башен главного калибра
Схема башен главного калибра
-5

спуск на воду "Джуилио Чезаре"
спуск на воду "Джуилио Чезаре"

« Конте ди Кавур» ( RN Conte di Cavour) заложен 10 августа 1910 года, спущен на воду 10 августа 1911 года и вошёл в строй 1 апреля 1915 года .Потоплен английской авиацией 11 ноября 1940 года. Поднят.Вторично потоплен союзной авиацией и выведен из состава флота 15 февраля 1945 года . Пошел на слом 27 февраля 1947

«Джулио Чезаре» ( RN Giulio Cesare) заложен 24 июня 1910 года, спущен на воду 15 октября 1911 года и вошёл в строй 14 мая 1914 года. Передан в 1948 СССР в счет репараций , затонул в результате взрыва 29 октября 1955 года как "Новороссийск".

« Леонардо да Винчи » ( RN Leonardo da Vinci) заложен 18 июля 1910 года, спущен на воду 14 октября 1911 года и вошёл в строй 17 мая 1914 года. в 1916 году затонул после взрыва боеприпасов на борту, был поднят в 1919 году , Выведен из состава флота 17 сентября 1919 . продан на слом 26 марта 1923.

До реконструкции:

Водоизмещение-23088 т (стандартное),25086 т (полное) ,Длина 168,9 м (по КВЛ),176,1 м (максимальная), Ширина 28 м,Осадка 9,4 м ,Бронирование*- Пояс 250  мм . Палуба 111 мм(???). Барбеты 240 мм. Башни ГК 280 / / / мм.(лоб/бок/тыл/крыша) Казематы 130-110 мм.Боевая рубка 280 мм. Двигатели: 4 паровые турбины Parsons. На "Кавуре" и "Леонардо да Винчи" - 20 водотрубных котлов системы Блехиндена, а на "Джулио Чезаре" —24 системы Бабкока-Вилкокса. , 31 тыс. л. с. ,Скорость 21,5 узлов ,Дальность 4800 морских миль (при 10 узлах ),Экипаж 1000 человек

Вооружение-

  • 13 x 305-мм орудий 46 калибра
  • 18 x 120-мм орудий 50 калибра
  • 16 x 76-мм орудий 50 калибра
  • 6 x 76-мм орудий 40 калибра

3 x 450-мм торпедных аппарата

*Корабль был защищен основным броневым поясом 250 мм (центральная часть).К корме толщина броневого пояса уменьшалась до 130 мм , а к носу до 80 мм.Сам броневой пояс поднимался на 1.2 метра выше ватерлинии и опускался на 1.6 метра ниже неё. Ещё один броневой пояс располагался в диапазоне от верхнего края основного броневого пояса до верхней палубы, толщина его 220 мм и высота 2.3 м. Последний пояс толщиной 130 мм , которых доходил до верхней палубы и располагался от носа до башни 4 , главная задача которого - прикрытие 120 мм орудий.Палуба корабля так же имела броню, толщина которой доходила до 40 мм на скосах, и 24 мм в горизонтальной части. Башни основного калибра имела лобовую броню толщиной 280 мм , боковая 240 мм , а так же броню барбетов 280 мм.Боевая рубка так же имела броню в 280 мм, а запасной командный пост 180 мм. Броневые плиты изготавливались из закаленной никелевой стали. Суммарный вес стальной брони равнялся примерно 5150 тонн ( 25% водоизмещения) а вес всей броневой системы 6122 тонны (30.2% водоизмещения)

При полном ходе линкоры выдавали скорость от 21 до 22 узлов. "Конте ди Кавур" 22 уз. ,"Леонардо да Винчи" — 21,6 уз.," Джулио Чезаре" —21,56 уз.

Орудия главного калибра (305-мм/46 клб) линкоров типа "Кавур" были спро­ектированы фирмой "Армстронг" (образец 1909 г.). Артиллерия вспомогательного калибра состоя­ла из 18 орудий (120 мм/50 клб) системы Виккерса образца 1909 г. Они располагались под над­стройкой в центре корабля. Восемь из них могли вести огонь по носу, шесть — по корме и девять — по каждому борту. Линкоры типа "Кавур" имели и 14 трехдюймо­вых орудий (76 мм/50 клб) системы Виккерса об­разца 1909 г., которые стояли открыто на башнях, центральной надстройке и верхней палубе. Они были транспортабельны и мог­ли располагаться на 30 различных позици­ях.

Вскоре после первой мировой войны ко­личество 76-мм орудий уменьшили до 13 и их сконцентрировали на башнях, а 6 новых зенитных орудий (76 мм/40 клб) системы Армстронга образца 1917 г. установили около задней трубы. Позже зенитное воору­жение дополнили двумя спаренными оруди­ями (40 мм/39 клб) системы Виккерса, ус­тановленными на надстройке у второй баш­ни. После войны было улучшено и управле­ние огнем, поставлены более современные дальномеры, указатели цели и т. д. В осталь­ном же вооружение линкоров типа "Кавур" не менялось до их коренной реконструкции в 30-х годах.

-7
Leonardo da Vinci being righted, 25 January 1921
Leonardo da Vinci being righted, 25 January 1921
"Леонардо" после подъема
"Леонардо" после подъема

"Леонардо да Винчи" в боевых столкновениях не участвовал, большую часть времени простаивал на якоре в порту Таранто, главной военно-морской базы Италии.

В ночь со 2 на 3 августа 1916 на корабле, стоявшем в Таранто, прогремел взрыв: произошла детонация боеприпасов во время их разгрузки. «Леонардо да Винчи» ушёл в воду на 11 м в результате взрыва, погибли 248 человек (21 офицер и 227 матросов). По официальной версии итальянских властей, корабль был потоплен австро-венгерскими диверсантами, хотя позднее говорили о том, что причиной катастрофы стала техническая неисправность корабля. 17 сентября 1919, уже после войны, линкор удалось поднять со дна. Изначально планировалось восстановить корабль по изменённому проекту — без центральной башни (для улучшения остойчивости) и с установкой шести 102-мм зенитных орудий вместо прежних 76-миллиметровок. Однако в королевской казне не нашлось денег на ремонт, и 22 марта 1923 корабль был продан на слом

-10
-11

Conte_di_Cavour1917
Conte_di_Cavour1917

-13
-14

При вступлении в строй "Джуилио Чезаре"получил девиз «Чтобы выдержать любой удар», В 1920 году девиз корабля сменили на «Цезарь здесь!» К 1922 году линкор прошёл первую модернизацию: была изменена форма фок-мачты. Тогда же линкор лишился носового украшения — огромного орла, державшего в лапах ленту с девизом "Пришел.Увидел.Победил"(на латыни естественно). В 1925 году на линкоре заменили систему управления артиллерийским огнём, установили катапульту для запуска гидросамолета типа «Макки» М18. Для подъёма самолёта с поверхности воды и установки его на катапульту на верхней палубе появился кран.

Между 1933 и 1937 годами линкоры прошел капитальную перестройку по проекту инженер-генерала Франческо Ротунди . На них были установлены новые машины и удлинен корпус. Получился совершенно новый корабль.

Идея состояла в удалении средней орудийной башни и размещении на её месте подбашенных отделений новых машин. С них сняли орудийные башни и надстройки, извлекли машины и котлы и приступили к перестройке корпуса. Носовую часть линкоров удлинили на 10,3 м. Удлинение корпуса понадобилось прежде всего для обеспечения более высокой скорости, не совместимой со старыми обводами. Новая энергетическая установка хотя и весила на треть меньше старой, но развивала втрое большую мощность. Механизмы разместили в шахматном порядке — по левому борту спереди находились котлы, за ними — турбины, а по правому — наоборот. Благодаря этому модернизированные линкоры смогли развивать скорость в 28 узлов.

Калибр орудий был увеличен до 320 мм путем рассверливания 305-мм орудий (по другим данным — изменение объёма проволочной намотки и вкладной ствол большего диаметра), заменили станки для повышения дальности стрельбы . Новые пушки дополнялись достаточно совершенной системой управления огнём. В результате вооружение модернизированных дредноутов типа «Конте ди Кавур» оказалось вполне конкурентоспособным в сравнении с орудиями французских кораблей.

Полностью обновилась и вспомогательная артиллерия. Вместо казематных 120-мм пушек было установлено шесть спаренных башенных установок (того же калибра, но более современной модели), размешенных на верхней палубе, а также восемь 100-мм зениток.

Также была увеличена толщина брони. Толщина главной броневой палубы над энергетической установкой составила 80 мм, а над погребами - 100 мм. Была изменена противоторпедная защита линкоров. Главный конструктор генерал Пульезе предложил оформить её в виде двух концентрических труб: внутренняя была полой и предназначалась для гашения силы подводного взрыва, а внешняя на удаленной от борта стороне представляла собой 25-мм полукруглую броневую переборку.

По некоторым данным изменили только бронирование борта на уровне верхней палубы и палубы полубака, сделав его одинаковым на всех четырех модернизированных линкорах — соответственно 150 и 120 мм. По другим данным эти два самых верхних пояса на “Чезаре” и “Кавуре” остались толщиной 130 мм. Возникшая в результате модернизации перегрузка первой пары кораблей привела к тому, что главный 230-250-мм пояс оказался ниже ватерлинии, а 220-мм скрывался под водой даже при крене 4,5°.

В целом эти линкоры были незначительно усилены в отношении вертикального бронирования, но получили достаточную защиту от снарядов с дальних дистанций и авиабомб — в соответствии с принятыми взглядами на их тактическое использование.

После реконструкции :

Водоизмещение-28800 т (стандартное),29100 т (полное),Длина 168,9 м (по КВЛ),186,4 м (максимальная),Ширина28 м, Осадка 10,4 м. Бронирование-280 мм(вертикальное)135мм(горизонтальное)Двигатели : 8 котлов Парсонс 93 тыс. л.с.,Скорость 28 узлов,Дальность 3100 морских миль (при 20 узлах),Экипаж 1236 человек.

Вооружение

8 x 37-мм зенитных орудия 54 калибра(до 16)

  • 12 x 20-мм зенитных орудия 65 калибра

-15

-16
-17
-18
-19
-20

-21

-22

Линейные корабли типа "Конте ди Кавур" были вполне удачными кораблями для итальянского флота,достойно смотревшимися среди собратьев до появления супердредноутов. При этом с огромным потенциалом модернизации,позволившим итальянцам дать линкорам вторую жизнь для второй мировой войны. "Кавуры" были достаточно быс­троходны, прекрасно скомпонованы, комфортны для экипажа, весьма хорошо вооружены, даже не­смотря на сравнительно легкие орудия главного ка­либра,прекрасно приспособлены для действий в Средиземноморье. Линейные корабли типа "Конте ди Кавур"длительное время были самыми мощными в Королевском военно-морском флоте Италии, и, что считалось особенно важным, несколько превосходили современные им французские корабли типа "Курбе".

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам