Итальянское кораблестроение всегда отличалось в своих творениях не только уникальным дизайном ,но и техническими новинками .Был у итальянцев и свой пророк дредноутной эры. Еще в 1902 г. Витторио Куниберти предложил новую концепцию линкора- с 305 мм пушками и 20 узловой скоростью.Но в своем отечестве пророка нет и итальянское правительство пришло к необходимости строительства нового поколения линкоров только после триумфа английского "Дредноута".
Когда в 1909 заложили "Данте Алигьери", почти все морские державы достроили или достраивали своих первенцев,даже Бразилия.
Геополитические интересы Италии были весьма разносторонними-с одной стороны -будучи членом Тройственного союза-с Германией и Австро-Венгрией адмиралам королевского флота приходилось просчитывать противостояние с французским флотом,а с другой стороны-с Австро-Венгрией Итальянское королевство кроме военного союза связывал еще и клубок острых противоречий. Поэтому на информацию о заказе 4-х дредноутов типа "Вирибус Унитис" для Дунайской монархии итальянцы отреагировали болезненно.
Проект трех новых линкоров -на базе "Данте Алигьери" сделали весьма быстро ,парламент проштамповал бюджет и корабли были заложены на итальянских верфях.
Итальянские кораблестроители не потеряли вкуса к нетрадиционным решениям. Новые итальянские линкоры имели нестандартный комплект вооружения-13 305 мм орудий в с оригинальным размещением артиллерии в пяти башнях: в носу и корме нижние башни были трехорудийными, а верхние — двухорудийными. Еще одна трехорудийная башня располагалась точно — между дымовыми трубами. .Такое новаторское решение позволило иметь максимально возможный вес бортового залпа. Итальянцы рассчитывали на скорость 22-23 узла.
И еще одно уникальное решение - симметричность силуэта корабля. Считалось что это затруднит противнику определить направление движения корабля. Правда что предполагалось делать с дымом из труб неизвестно... Впервые итальянцы отказались от тарана в носовой части корпуса.
Чертежи проекта были разработаны инженером Эдуардо Масдеа, руководителем Тененте Дженерале дель Дженио Навале и контр-адмиралом итальянского флота.
По проекту новые итальянские линкоры должны были стать чуть ли не самыми мощными в мире по вооружению-но при вступлении в строй уже безнадежно уступали английским и американским супердредноутам с 343—381-мм артиллерией . Итальянские кораблестроители несколько переоценили свои возможности — их первые серийные дредноуты строились целых пять лет.
Проблема была в том ,что слабость итальянской промышленности не позволяла оснастить корабли только отечественными компонентами. Орудия итальянцы традиционно покупали у англичан, трудности возникли с освоением производства броневых плит( плиты изготавливались из закаленной никелевой стали по крупповской технологии на сталелитейном заводе в Терни из сырья, поставляемого двумя американскими фирмами: Бетлехэм Стил Ко и Карнеги Стил Ко, а также английской Глазго Стил Ко. ) и т.д. В итоге постройка кораблей затянулась .
Указом от 2 декабря 1909 г. корабли внесли в списки военно-морского флота Италии и назвали « Конте ди Кавур» , «Джулио Чезаре» и « Леонардо да Винчи » .Новые дредноуты получили наименования в честь знаменитых уроженцев Италии- объединителя Италии графа Кавура, Леонардо да Винчи и Гая Юлия Цезаря.
Граф Ками́лло Бенсо ди Каву́р (итал. Camillo Benso conte di Cavour; 10 августа 1810, Турин — 6 июня 1861, Турин) — итальянский государственный деятель, премьер-министр Сардинского королевства, сыгравший исключительную роль в объединении Италии под властью сардинского монарха. Первый премьер-министр Италии.
Гай Ю́лий Це́зарь (аутентичное произношение близко к Ка́йсар[4]; лат. Gaius Iulius Caesar [ˈgaːjʊs ˈjuːliʊs ˈkae̯sar]; 12 июля 100 года до н. э.[5] — 15 марта 44 года до н. э.) — древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель. Консул 59, 48, 46, 45 и 44 годов до н. э., диктатор 49, 48—47 и 46—44 годов до н. э., великий понтифик с 63 года до н. э.
Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci; 15 апреля 1452, селение Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции — 2 мая 1519, замок Кло-Люсе, близ Амбуаза, Турень, Франция) — итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis).
« Конте ди Кавур» ( RN Conte di Cavour) заложен 10 августа 1910 года, спущен на воду 10 августа 1911 года и вошёл в строй 1 апреля 1915 года .Потоплен английской авиацией 11 ноября 1940 года. Поднят.Вторично потоплен союзной авиацией и выведен из состава флота 15 февраля 1945 года . Пошел на слом 27 февраля 1947
«Джулио Чезаре» ( RN Giulio Cesare) заложен 24 июня 1910 года, спущен на воду 15 октября 1911 года и вошёл в строй 14 мая 1914 года. Передан в 1948 СССР в счет репараций , затонул в результате взрыва 29 октября 1955 года как "Новороссийск".
« Леонардо да Винчи » ( RN Leonardo da Vinci) заложен 18 июля 1910 года, спущен на воду 14 октября 1911 года и вошёл в строй 17 мая 1914 года. в 1916 году затонул после взрыва боеприпасов на борту, был поднят в 1919 году , Выведен из состава флота 17 сентября 1919 . продан на слом 26 марта 1923.
До реконструкции:
Водоизмещение-23088 т (стандартное),25086 т (полное) ,Длина 168,9 м (по КВЛ),176,1 м (максимальная), Ширина 28 м,Осадка 9,4 м ,Бронирование*- Пояс 250 мм . Палуба 111 мм(???). Барбеты 240 мм. Башни ГК 280 / / / мм.(лоб/бок/тыл/крыша) Казематы 130-110 мм.Боевая рубка 280 мм. Двигатели: 4 паровые турбины Parsons. На "Кавуре" и "Леонардо да Винчи" - 20 водотрубных котлов системы Блехиндена, а на "Джулио Чезаре" —24 системы Бабкока-Вилкокса. , 31 тыс. л. с. ,Скорость 21,5 узлов ,Дальность 4800 морских миль (при 10 узлах ),Экипаж 1000 человек
Вооружение-
- 13 x 305-мм орудий 46 калибра
- 18 x 120-мм орудий 50 калибра
- 16 x 76-мм орудий 50 калибра
- 6 x 76-мм орудий 40 калибра
3 x 450-мм торпедных аппарата
*Корабль был защищен основным броневым поясом 250 мм (центральная часть).К корме толщина броневого пояса уменьшалась до 130 мм , а к носу до 80 мм.Сам броневой пояс поднимался на 1.2 метра выше ватерлинии и опускался на 1.6 метра ниже неё. Ещё один броневой пояс располагался в диапазоне от верхнего края основного броневого пояса до верхней палубы, толщина его 220 мм и высота 2.3 м. Последний пояс толщиной 130 мм , которых доходил до верхней палубы и располагался от носа до башни 4 , главная задача которого - прикрытие 120 мм орудий.Палуба корабля так же имела броню, толщина которой доходила до 40 мм на скосах, и 24 мм в горизонтальной части. Башни основного калибра имела лобовую броню толщиной 280 мм , боковая 240 мм , а так же броню барбетов 280 мм.Боевая рубка так же имела броню в 280 мм, а запасной командный пост 180 мм. Броневые плиты изготавливались из закаленной никелевой стали. Суммарный вес стальной брони равнялся примерно 5150 тонн ( 25% водоизмещения) а вес всей броневой системы 6122 тонны (30.2% водоизмещения)
При полном ходе линкоры выдавали скорость от 21 до 22 узлов. "Конте ди Кавур" 22 уз. ,"Леонардо да Винчи" — 21,6 уз.," Джулио Чезаре" —21,56 уз.
Орудия главного калибра (305-мм/46 клб) линкоров типа "Кавур" были спроектированы фирмой "Армстронг" (образец 1909 г.). Артиллерия вспомогательного калибра состояла из 18 орудий (120 мм/50 клб) системы Виккерса образца 1909 г. Они располагались под надстройкой в центре корабля. Восемь из них могли вести огонь по носу, шесть — по корме и девять — по каждому борту. Линкоры типа "Кавур" имели и 14 трехдюймовых орудий (76 мм/50 клб) системы Виккерса образца 1909 г., которые стояли открыто на башнях, центральной надстройке и верхней палубе. Они были транспортабельны и могли располагаться на 30 различных позициях.
Вскоре после первой мировой войны количество 76-мм орудий уменьшили до 13 и их сконцентрировали на башнях, а 6 новых зенитных орудий (76 мм/40 клб) системы Армстронга образца 1917 г. установили около задней трубы. Позже зенитное вооружение дополнили двумя спаренными орудиями (40 мм/39 клб) системы Виккерса, установленными на надстройке у второй башни. После войны было улучшено и управление огнем, поставлены более современные дальномеры, указатели цели и т. д. В остальном же вооружение линкоров типа "Кавур" не менялось до их коренной реконструкции в 30-х годах.
"Леонардо да Винчи" в боевых столкновениях не участвовал, большую часть времени простаивал на якоре в порту Таранто, главной военно-морской базы Италии.
В ночь со 2 на 3 августа 1916 на корабле, стоявшем в Таранто, прогремел взрыв: произошла детонация боеприпасов во время их разгрузки. «Леонардо да Винчи» ушёл в воду на 11 м в результате взрыва, погибли 248 человек (21 офицер и 227 матросов). По официальной версии итальянских властей, корабль был потоплен австро-венгерскими диверсантами, хотя позднее говорили о том, что причиной катастрофы стала техническая неисправность корабля. 17 сентября 1919, уже после войны, линкор удалось поднять со дна. Изначально планировалось восстановить корабль по изменённому проекту — без центральной башни (для улучшения остойчивости) и с установкой шести 102-мм зенитных орудий вместо прежних 76-миллиметровок. Однако в королевской казне не нашлось денег на ремонт, и 22 марта 1923 корабль был продан на слом
При вступлении в строй "Джуилио Чезаре"получил девиз «Чтобы выдержать любой удар», В 1920 году девиз корабля сменили на «Цезарь здесь!» К 1922 году линкор прошёл первую модернизацию: была изменена форма фок-мачты. Тогда же линкор лишился носового украшения — огромного орла, державшего в лапах ленту с девизом "Пришел.Увидел.Победил"(на латыни естественно). В 1925 году на линкоре заменили систему управления артиллерийским огнём, установили катапульту для запуска гидросамолета типа «Макки» М18. Для подъёма самолёта с поверхности воды и установки его на катапульту на верхней палубе появился кран.
Между 1933 и 1937 годами линкоры прошел капитальную перестройку по проекту инженер-генерала Франческо Ротунди . На них были установлены новые машины и удлинен корпус. Получился совершенно новый корабль.
Идея состояла в удалении средней орудийной башни и размещении на её месте подбашенных отделений новых машин. С них сняли орудийные башни и надстройки, извлекли машины и котлы и приступили к перестройке корпуса. Носовую часть линкоров удлинили на 10,3 м. Удлинение корпуса понадобилось прежде всего для обеспечения более высокой скорости, не совместимой со старыми обводами. Новая энергетическая установка хотя и весила на треть меньше старой, но развивала втрое большую мощность. Механизмы разместили в шахматном порядке — по левому борту спереди находились котлы, за ними — турбины, а по правому — наоборот. Благодаря этому модернизированные линкоры смогли развивать скорость в 28 узлов.
Калибр орудий был увеличен до 320 мм путем рассверливания 305-мм орудий (по другим данным — изменение объёма проволочной намотки и вкладной ствол большего диаметра), заменили станки для повышения дальности стрельбы . Новые пушки дополнялись достаточно совершенной системой управления огнём. В результате вооружение модернизированных дредноутов типа «Конте ди Кавур» оказалось вполне конкурентоспособным в сравнении с орудиями французских кораблей.
Полностью обновилась и вспомогательная артиллерия. Вместо казематных 120-мм пушек было установлено шесть спаренных башенных установок (того же калибра, но более современной модели), размешенных на верхней палубе, а также восемь 100-мм зениток.
Также была увеличена толщина брони. Толщина главной броневой палубы над энергетической установкой составила 80 мм, а над погребами - 100 мм. Была изменена противоторпедная защита линкоров. Главный конструктор генерал Пульезе предложил оформить её в виде двух концентрических труб: внутренняя была полой и предназначалась для гашения силы подводного взрыва, а внешняя на удаленной от борта стороне представляла собой 25-мм полукруглую броневую переборку.
По некоторым данным изменили только бронирование борта на уровне верхней палубы и палубы полубака, сделав его одинаковым на всех четырех модернизированных линкорах — соответственно 150 и 120 мм. По другим данным эти два самых верхних пояса на “Чезаре” и “Кавуре” остались толщиной 130 мм. Возникшая в результате модернизации перегрузка первой пары кораблей привела к тому, что главный 230-250-мм пояс оказался ниже ватерлинии, а 220-мм скрывался под водой даже при крене 4,5°.
В целом эти линкоры были незначительно усилены в отношении вертикального бронирования, но получили достаточную защиту от снарядов с дальних дистанций и авиабомб — в соответствии с принятыми взглядами на их тактическое использование.
После реконструкции :
Водоизмещение-28800 т (стандартное),29100 т (полное),Длина 168,9 м (по КВЛ),186,4 м (максимальная),Ширина28 м, Осадка 10,4 м. Бронирование-280 мм(вертикальное)135мм(горизонтальное)Двигатели : 8 котлов Парсонс 93 тыс. л.с.,Скорость 28 узлов,Дальность 3100 морских миль (при 20 узлах),Экипаж 1236 человек.
Вооружение
- 12 x 120-мм орудия 50 калибра
- 8 x 100-мм орудия 47 калибра
8 x 37-мм зенитных орудия 54 калибра(до 16)
- 12 x 20-мм зенитных орудия 65 калибра
Линейные корабли типа "Конте ди Кавур" были вполне удачными кораблями для итальянского флота,достойно смотревшимися среди собратьев до появления супердредноутов. При этом с огромным потенциалом модернизации,позволившим итальянцам дать линкорам вторую жизнь для второй мировой войны. "Кавуры" были достаточно быстроходны, прекрасно скомпонованы, комфортны для экипажа, весьма хорошо вооружены, даже несмотря на сравнительно легкие орудия главного калибра,прекрасно приспособлены для действий в Средиземноморье. Линейные корабли типа "Конте ди Кавур"длительное время были самыми мощными в Королевском военно-морском флоте Италии, и, что считалось особенно важным, несколько превосходили современные им французские корабли типа "Курбе".
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам