Найти тему
Морская коллекция

Линейные корабли.Итальянские долгожители.«Андреа Дориа».Часть 2.

Вступление Италии в первую мировую войну "Кайо Дуилио" и "Андреа Дориа" встретили в составе 1-го морского дивизиона, "Андреа Дориа" по совместительству исполнял обязанности флагмана итальянского флота. Как и для остальных линкоров боевая служба проходила в рутинном перемещении между базами-Таранто-Корфу и обратно и отстаиванием в порту в бездействии и ожидании выхода австрийского флота . Тот же "Андреа Дориа" за всю войну провел на боевых выходах 70 ходовых часов, затратив ещё 311 часов на выполнения некоторых заданий и переходов .Ни одного выстрела по врагу близнецы не сделали.

9 июня 1919 оба линкора прибыли в Константинополь продемонстрировать мощь Италии при подписании мирного договора с Турцией.Командование Антанты правда сразу приспособило линкоры для оказания помощи белогвардейскому движению на юге России. Корабли вошли в Черное море-но пробыли там недолго- с 23 июня по 13 июля. "Андреа Дориа" "поддерживал" белых в Севастополе,а "Кайо Дуилио" поднимал моральный дух грузинских меньшевиков под Батуми.

Приобретения Италии по итогам мировой войны оказались ниже ожидаемых и в 20-х годах линкоры наверстали простой во время войны активным участиях в агрессивных акциях против соседей.

30 июня 1920 они обстреливали побережье Албании,в декабре 1920 разгромили Республику Фиуме Габриеле д’Аннунцио ( спорная территория между Италией и Югославией,захваченная итальянским авантюристом),устроив т.н. "Кровавое Рождество". Город Фиуме перешел под итальянский контроль.

В 1923г,воспользовавшись как поводом убийством пяти итальянцев,проводивших демаркацию албано-греческой границы ,Италия предьявила ультиматум Греции и атаковала остров Корфу. В бомбардировке греческих островов участвовали и оба линкора. Остров был захвачен итальянцами,но Лиге наций удалось урегулировать конфликт и Муссолини заставили вывести войска.

В 1925 году "Андреа Дориа" присутствовал в Лиссабоне по случаю 400-летия со дня рождения Васко де Гама.

С 1926 по 1927 годы «Андреа Дориа» принимал участие в учениях близ Остии. В сентябре 1927 года он посетил Задар, в 1928 году побывал в портах Занте, Фалерон и Аргостоли, в 1929 году посетил Киренаику, порты Египта, Палестины и Турции, а также совершил круиз по Эгейскому морю. В 1930—1931 годах он снова отправился в Восточное Средиземноморье, посетив Додеканес и Ливию.

С 1937 по 1940 оба линкора проходили модернизацию по типу "Конте ди Кавура".

Линейные корабли.Итальянские долгожители.«Андреа Дориа».Часть 1.

"Андреа Дориа" во время модернизации.
"Андреа Дориа" во время модернизации.
"Кайо Дуилио’  после налета на Таранто. 12 ноября 1940 г.
"Кайо Дуилио’ после налета на Таранто. 12 ноября 1940 г.
"Андреа Дориа" в камуфляжной окраске во время боя в заливе Сирт. 18 декабря 1941 г.
"Андреа Дориа" в камуфляжной окраске во время боя в заливе Сирт. 18 декабря 1941 г.
Камуфляжная раскраска линейных кораблей типа : а) "Андреа Дориа" (с апреля 1942 до лета 1945 г.), б) "Кайо Дуилио" (с мая 1942 до лета 1945 г.).
Камуфляжная раскраска линейных кораблей типа : а) "Андреа Дориа" (с апреля 1942 до лета 1945 г.), б) "Кайо Дуилио" (с мая 1942 до лета 1945 г.).
-7

-8

10 июня 1940 г., когда Италия объявила войну Франции и Англии, в итальянском флоте лишь два линкора были готовы к бою: "Конте ди Кавур" и "Джулио Чезаре". Они составляли 5-й дивизион 1-й эскадры. Новые линейные корабли "Витторио Венето" и "Литторио", составлявшие 9-й дивизион, только что покинули верфи, и для их введения в строй требовалось не менее 3 месяцев. Продолжалось строительство линкоров "Рома" и "Имперо". "Кайо Дуилио" и "Андреа Дориа" готовились к испытаниям после реконструкции. Первый из них должен был вступить в строй к концу лета, второй — к концу осени. Но Муссолини торопился вступить в войну-Франция потерпела поражение-и на мирных переговорах дуче хотел присутствовать со стороны победителя.

В 1940 г., располагая современными кораблями, итальянский военно-морской флот страдал от многих недостатков в организации, снабжении и, особенно, от нехватки опыта.

31 августа и 7 сентября 1940 итальянцы выходили на перехват британского линкора "Вэлиант",мальтийского конвоя и соединения «H» на пути в Дакар. Но с разведкой у флота дуче было все очень плохо,а у англичан хорошо. Походы были безрезультатны.После этого флот ушел в Таранто,где и стоял до ноября.

Там его и нашли "Суордфиши" с авианосца "Илластриес" -21 торпедоносец двумя волнами атаковал стоящие в гавани корабли. Одну торпеду получил «Кайо Дуилио» ,еще одну- "Конте ди Кавур" и три -новейший "Литторио".

Налет на Таранто
Налет на Таранто

«Кайо Дуилио» получил дыру в правом борту размерами 11×7 м, что привело к затоплению двух отсеков с боеприпасами главного калибра. Воду вовремя удалось выкачать, что позволило избежать крена на борт и затопления в гавани.

На следующий день после налета на Таранто оставшиеся неповрежденными линкоры "Джулио Чезаре", "Андреа Дориа" и "Витторио Венето” были переведены в Неаполь, поскольку противовоздушная оборона Таранто сильно пострадала. Сразу же начались работы по подъему поврежденных кораблей. Вернуть плавучесть "Кайо Дуилио" и "Литторио" удалось за месяц, хотя полный их ремонт занял значительно больше времени.

В январе 1941 года «Кайо Дуилио» был отправлен на ремонт в Геную, который начался 26 января. Там его пыталось добить соединение "Н"-линкоры обстреляли порт из 15-дюймовых орудий с расстояния в 16,5 тыс. м ,а самолеты с "Арк Ройяла" сбросили в гавань магнитные мины. Разрушения оказались незначительными, но моральный эффект – огромным. 5 кораблей было потоплено,однако «Кайо Дуилио» уцелел.Зенитчики линкора израсходовали 8000 выстрелов,причем безрезультатно.

В это время возле Сардинии стояла ударная группа адмирала Якино- линкоры «Витторио Венето», «Чезаре», «Дориа», три тяжелых крейсера и десять эсминцев . Но перехватить на обратном пути британцев (линкор«Малайя», линейный крейсер «Ринаун» , авианосец «Арк Ройял», крейсер и десять эсминцев ) у итальянцев снова не получилось.Единственный итальянский самолет-обнаруживший эскадру Соммервилла ,был сбит и передать информацию не успел.

«Кайо Дуилио» стал флагманом итальянского флота, осенью и зимой 1941 сопровождал конвои в Северную Африку,в первом бою в заливе Сирт поучаствовать ему не удалось-он был слишком далеко . «Андреа Дориа» тоже не успел к бою у мыса Матапан.

К весне 1942 дефицит топлива в итальянском флоте привел к тому -что тяжелые корабли стояли в базах,все топливо шло транспортным и эскортным кораблям для снабжения армии в Ливии.

В конце концов, «Кайо Дуилио» отправился в резерв. В середине 1942 за ним последовал «Андреа Дориа» .

10 июня 1943 г. союзники высадились на Сицилии. "Андреа Дориа" и "Кайо Дуилио" были отозваны из резерва, но их вход в строй планировался через 2 месяца, "Кавур" ремонтировался, а "Джулио Чезаре" был приписан к морской школе в порту Пола. "Витторио Венето" находился в ремонте после воздушного налета американцев 5 июня. На ходу оставались "Литторио" и недавно вступивший в строй "Рома", 9 легких крейсеров и несколько эсминцев. Поэтому итальянцы решили всеми силами сохранять уцелевшие корабли для сделки на случай перемирия или для последней битвы,если с перемирием не получится.

25 июля 1943 г. фашистский режим Муссолини пал, и сразу же начались переговоры с союзными державами. 8 сентября 1943 г. Италия формально вышла из союза государств Оси,на следующий день англичане и американцы высадились на юге Италии. Союзники объявили о согласии на перемирие.

Главные силы итальянского флота находились тогда в портах северной части Тирренского моря, в том числе в Генуе и Специи. Вместо ожидавшегося приказа противодействовать вторжению союзников, корабли должны были следовать в южные порты и перейти под контроль англосаксов. В соответствии с условиями перемирия они подлежали разоружению, сохранив команду и итальянский флаг. Этот приказ касался всех кораблей, кроме находящихся в ремонте или неспособных к выходу в море по какой-то другой причине. При угрозе захвата немцами их следовало затопить.

Главные силы итальянского флота в это время состояли из трех линейных кораблей: "Рома", который недавно стал флагманским кораблем адмирала Карло Бергамини, "Витторио Венето" и "Италия" (бывший "Литторио", переименованный после падения фашистского режима). Они образовывали 9-й дивизион.

В ночь с 8 на 9 сентября 1943 г. остатки итальянского флота -3 линкора, б легких крейсеров, 14 эскадренных и эскортных миноносцев покинули Специю и Геную и направилось на юг. 9 сентября в 15 ч. 37 мин. у острова Азинара, вблизи военно- морской базы Мадлена на Сардинии, итальянские корабли были атакованы немецкими бомбардировщиками "Дорнье 217"(с французского аэродрома), вооруженными радиоуправляемыми бомбами FX-1400, весившими более 1800 кг. После двух попаданий и внутреннего взрыва в 16 ч. 11 мин. флагманский линкор "Рома" разломился надвое и затонул. При этом погибло 1167 матросов и 86 офицеров, включая адмирала Бергамини и его штаб. "Италия" получила одно попадание, приняла 800 т воды, но даже не снизила хода. Эскадру возглавил адмирал Олива на крейсере "Эудженио ди Савойя". Утром 11 сентября она добралась до Мальты, где уже стояли другие итальянские корабли, в том числе линкоры "Андреа Дориа" и "Кайо Дуилио". Они прибыли из Таранто днем раньше, в пути также были атакованы немецкой авиацией, но повреждений не получили. Линкор "Джулио Чезаре" успешно дошел до Мальты, сделав короткую остановку в Таранто. 23 сентября 1943 г. между итальянским и англо-американским флотами было заключено соглашение о взаимодействии. Оно было подписано адмиралом Каннингхэмом, командующим союзными военно-морскими силами на Средиземном море, и адмиралом Раффаэле Де Куртеном, начальником штаба военно-морских сил и министром военно- морского флота Италии. Соглашение предусматривало использование в войне с Германией почти всех оставшихся итальянских кораблей за исключением линкоров. Несмотря на настойчивые просьбы итальянских адмиралов перевести их линкоры на Тихий океан для борьбы с японцами,союзники никакого интереса к предложению не проявили. Так закончилась боевая деятельность линейных кораблей Италии во второй мировой войне.

"Джулио Чезаре", "Андреа Дориа" и "Кайо Дуилио" оставались на Мальте и вернулись в Италию в июне 1944.

-10

После войны "Андреа Дориа" и "Кайо Дуилио” остались в составе сильно сокращенного военного флота Италии, в силу своего возраста и конструктивных недостатков они не имели большой ценности. Использовались как учебные и по очереди являлись флагманами командующего эскадрой. «Кайо Дуилио» 1 мая 1947года стал флагманом ВМС Италии, а 10 ноября 1949 года сложил с себя эти полномочия.

"Дуилио" прекратил службу в 1953 г. и находился на стоянке в Специи. 15 сентября 1956 он был исключён из списков флота, продан и разрезан на металл. "Дориа" базировался на Таранто и несколько лет служил как блокшив располагавшейся там военно-морской школы.1 ноября 1956 года его исключили из списков флота, а затем через два года пустили на слом.

"Кайо Дуилио" разобрали между 1957 и 1958 годами, "Андреа Дориа" — между 1961 и 1962. С завершением их службы закончилась и вся история линейных кораблей Италии.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам