Найти в Дзене
Морская коллекция

Бронепалубные крейсера. Вездесущие итальянцы. «Эльба»

Оглавление

Италия создавала свое кораблестроение при значительной помощи Великобритании. Те же крейсера современного типа итальянцы либо строили в Англии, либо получали от нее чертежи кораблей. В рамках импортозамещения итальянцы, в итоге, пришли к первому самостоятельному проекту. За основу взяли случайно доставшийся, выкупленный у Армстронга, греческий крейсер, получивший имя «Догали».

После успешных испытаний «Догали» морской министр Бенедетто Брин поручил генерал-лейтенанту Корпуса корабельных инженеров Эдоардо Масдеа разработку проекта малого бронепалубного крейсера, являющего собой дальнейшее развитие удачных армстронговских решений.
Задание на проектирование отражало видение министром условий, в которых придется действовать будущим кораблям. В частности, считая, что крейсерам предстоят длительные плавания, он настаивал на обеспечении их экипажам хороших условий обитаемости – даже ценой некоторого роста водоизмещения и снижения скорости.

Проект подготовил Эдуардо Масдеа. И это был первый спроектированный в Италии бронепалубный крейсер. Наиболее заметным отличием от прототипа была сплошная верхняя палуба.

Головным кораблем серии, построенным по этому проекту, стал Umbria, а вся серия получили обозначение- тип «Реджиони» ( Regioni ), так как шесть построенных крейсеров 2-го класса получили имена итальянских регионов и острова- в честь Умбрии, Этрурии, Ломбардии, Лигурии, Апулии и Эльбы. Это была самая массовая серия итальянских бронепалубников. Крейсера этой серии строились с 1888 по 1901 год.

Заказы на постройку получили четыре верфи, корабли значительно отличались друг от друга. Крейсера строились долго из-за нехватки финансирования, по несколько лет их неторопливо достраивали в соответствии с поступлением денег.

Первый блин оказался не очень удачным, для конца 19-го века крейсера имели скромную скорость и броневую защиту.

Тем не менее крейсера прослужили до начала 20-х годов, защищая итальянские интересы по всему миру, а они тогда были в Китае, Корее, Венесуэле, Северной и Восточной Африке, восточном Средиземноморье и далее.

Крейсера типа Regioni выполняли различные задания на протяжении всей своей службы. Пока они были новыми, их часто отправляли за границу, в короткие перерывы возвращаясь в состав основного флота в качестве разведчиков при эскадре. В британских справочниках корабли этого типа часто проходят как авизо.

Многочисленная серия колониальных крейсеров позволила итальянцам в начале века заявить о себе практически в любой точке мира. Итальянский флаг мелькал в Америке, Азии, Африке, итальянцы стремились везде быть заметными, участвовали во всех международных "кипежах", поддерживая имидж молодой, но великой державы..

В 1911 году итальянцам удалось продать крейсер Umbria гаитянскому флоту. Но островитяне пролюбили его в рекордно короткие сроки.

Все оставшиеся крейсера, кроме "Ломбардии", участвовали в итало-турецкой войне 1911-1912 годов, в борьбе за североафриканское побережье и на Красном море. Два крейсера стали испытательной платформой для наблюдательных аэростатов, один в итоге стал первым итальянским гидроавиатранспортом. К Первой мировой они безнадежно устарели, хотя «Апулия» умудрилась повоевать в 1915 году.

После войны все выжившие корабли пошли на слом, но в музее уцелела носовая часть «Апулии», но об этом позже.

-2
-3

-4
-5
-6
-7
-8

Umbria Cantieri Orlando, Ливорно. Строит. № 0042. Заложен 1 августа 1888. Спущен на воду 23 апреля 1891. Завершен 16 февраля 1894.. Исключен 29 июля 1909, продан Гаити в 1911 как Ferrier, затонул во время перехода.

Lombardia R. Cantiere di Castellamare di Stabia. Строит. № 0082. Заложен 19 ноября 1889 г. Спущен на воду 12 июля 1890 г. Завершен 16 февраля 1893. С 1906 по 15 июля 1908 переоборудован в плавбазу подводных лодок (Nave appoggio sommergibili), исключен 4 июля 1920 и разобран на металл.

Etruria Cantieri Orlando, Livorno. Строит. № 0041. Заложен 1 апреля 1889 г. Спущен на воду 23 апреля 1891 г. Завершен 11 июля 1894. С 1916 плавбаза подводных лодок (Nave appoggio sommergibili), 13 августа 1918 затонул в Ливорно в результате взрыва баржи с боеприпасами, исключен 26 сентября 1918.

Liguria Cantieri Ansaldo, Генуя. Заложен 1 июля 1889 г. Спущен на воду 8 июня 1893 г. Завершен 1 декабря 1894. Корабль-аэростат с 1908 г., крейсер с 1911 г., с 1914 по 1915 переоборудован в минный заградитель (Posamine), исключен 15 мая 1921 и разобран на металл.

«Эльба» Elba R. Cantiere di Castellamare di Stabia. Строит. № 0087. Заложен 22 сентября 1890 г. Спущен на воду 12 августа 1893 г. Завершен 27 февраля 1896. С 1907 по 1913 судно-носитель аэростата, с 4 июня 1914 вспомогательное судно 4-го класса (Nave sussidiaria di 4^ classe), использовался как плавбаза гидроавиции, исключен 5 января 1920 и разобран на металл.

«Апулия» Puglia R. Arsenale di Taranto. Строит. № 001. Заложен октябрь 1893 г. Спущен на воду 22 сентября 1898 г. Завершен 26 мая 1901.Минный заградитель с 1 июля 1916, (Posamine), исключен 22 марта 1923 и использовался как понтон GD.232 в Специи, с использовался как понтон ПВО (Pontone contraerei), во время 2-й Мировой войны потоплен в Специи, поднят и разобран, носовая секция установлена как музей на вилле "Vittoriale" близ озера Гарда.

Водоизмещение нормальное: от 2245 до 2689 длинных тонн (от 2281 до 2732 тонн)-Ломбардия: 2389, Умбрия: 2245, Этрурия: 2281, Лигурия: 2281, Эльба: 2732, Апулия: 2538. Полная нагрузка: от 2,411 до 3,110 длинных тонн (от 2,450 до 3,160 т)-Ломбардия: 2750, Умбрия: 2411, Этрурия: 2450, Лигурия: 2460, Эльба: 2950, Апулия: 3096.
Длина от 84,8 до 88,25 м (от 278 футов 3 дюйма до 289 футов 6 дюймов)-Умбрия, Ломбардия, Этрурия, Лигурия: 80,0 пп 84,8 oa; Эльба: 83,2 п.п. 88,2 о.а.; Апулия: 83,2 п. п. 88,3 oa. Ширина от 12,03 до 12,73 м (от 39 футов 6 дюймов до 41 фута 9 дюймов)-Умбрия, Ломбардия, Этрурия, Лигурия: 12,0; Эльба: 12,7; Апулия: 12,1. Осадка от 4,67 до 5,45 м (от 15 футов 4 дюйма до 17 футов 11 дюймов)-Умбрия: 5,35; Ломбардия, Этрурия: 4,87; Лигурия: 4,67; Эльба: 4,86; Апулия: 5,45.
Броня- палуба: от 25 (Апулия) до 50 мм (1-2 дюйма). Боевая рубка: 50 мм
Двигатели- 2 × горизонтальные паровые машины тройного расширения (Апулия- вертикальные), 4 × огнетрубных цилиндрических котла, от 5,536 до 7471 л.с. (Ломбардия: 6842; Умбрия: 7104; Этрурия: 7585; Лигурия: 7677; Эльба: 7471; Апулия: 7000). Движитель 2 винта. Скорость от 17,9 до 20 узлов (Ломбардия: 17; Умбрия: 18,8; Этрурия: 19,8; Лигурия: 19,6; Эльба: 17,9; Апулия: 19-20). Дальность 2100 миль при 10 узлах. Запас угля 430 тонн. Экипаж 213–278 человек
Вооружение- 4 × 15 см (5,9 дюйма) орудия, 6 × 12 см (4,7 дюйма) орудий, Пушка 1 × 75 мм (3 дюйма), 8 × 57 мм (2,2 дюйма) орудий, орудия 2 × 37 мм (1,5 дюйма), 2 × 45 см (17,7 дюйма) торпедные аппараты
Умбрия: 4 х 1 - 152 мм /40 А91, 6 х 1 - 120 мм/40 А91, 1 х 1 - 75 мм/21 Ухациус* 29 cwt BL No1, 7 х 1 - 57 мм/40 Н, 9 х 1 - 37мм/25 Н лунго , 2 - 450 мм ТТ (нос)
Ломбардия: 4 х 1 — 152 мм/40 А91, 6 х 1 — 120 мм/40 А91, 10 х 1 — 57мм/40 Н, 2 — 450 мм ТТ (борта)
Этрурия, Лигурия: 4 х 1 - 152 мм/40 А90, 6 х 1 - 120 мм/40 А91, 8 х 1 - 57 мм/40 Н, 2 х 1 - 37 мм/25 Н лунго, 2 - 450 мм ТТ (борта)
Эльба: 4 х 1 - 152 мм/40 А91, 6 х 1 - 120 мм/40 А91, 8 х 1 - 57 мм/40 Н, 6 х 1 - 37мм/25 Н лунго, 2 - 450 мм ТТ (борта)
Апулия: 4 х 1 — 152 мм/40 А91, 6 х 1 — 120мм/40 А91, 8 х 1 — 57мм/40 Н, 8 х 1 — 37мм/25 Н лунго, 2 — 450 мм ТТ (борта)

*- орудие из "стальной бронзы", внедренной в Австро-Венгрии генералом артиллерии Францем фон Ухатиусом вместо крупповской стали в 1874 году..

Разнесенная по времени постройка шести крейсеров на четырех разных верфях привела к значительным различиям между однотипными кораблями. Заметно, до 20% отличались водоизмещение и размерения. Первоначальный проект предусматривал носовые и кормовые паруса, но в ходе строительства от явных анахронизмов отказались. Крейсера получили две шестовые мачты с наблюдательными марсами. «Эльба» единственная из шестерки имела обшивку подводной части корпуса против обрастания в тропических морях.

Первые пять крейсеров получили горизонтальные паровые машины тройного расширения, а "Апулия"- вертикальные. Четыре цилиндрических котла обеспечивали паром машины, работающие на два винта, а дым выводился через две трубы в центре корабля.

По скоростным испытаниям есть некоторые разночтения, данные даны, скорее всего, по двум пробегам. Самым медленным крейсером оказалась "Эльба"-всего 17,9 узла при 7471 л.с., быстрее всех ходила "Апулия"-20 узлов. Для остальных приведены данные- "Умбрия" 19 узлов при 7400 л.с., "Ломбардия" 18,4 узла при 6010 л.с.. "Этрурия" 18,3 узла при 7018 л.с., "Лигурия" 18,1 узла при 5536 л.с.

Первые пять крейсеров были защищены палубой толщиной 50 мм (2 дюйма) с заворачиванием вдоль бортов корпуса. Их боевая рубка имела толщину стенок 50 мм. "Апулия" имела палубу толщиной всего 25 мм (1 дюйм), при 50 мм бронировании рубки.

Одно из  орудий  Апулии
Одно из орудий Апулии

Основным вооружением крейсеров были четыре 15-см (5,9 дюйма) орудия L / 40, установленных по два рядом в носовой и кормовой части. Между ними шесть 12-см (4,7 дюйма) орудий L / 40, по три на борт.

Противоминная артиллерия отличалась разнообразием- на всех, кроме "Ломбардии", где стояло десять, было по восемь 57-мм (2,2 дюйма) орудий. "Умбрия" несла одну 75 мм и 9 37 мм, а "Апулия"-8 37 мм, "Эльба"-6, "Лигурия" и "Этрурия"-по 2, "Ломбардия" вообще их не имела.

На всех шести крейсерах стояли по два пулемета и два торпедных аппарата 450 мм.

Состав вооружения неоднократно менялся. К 1905 году два 150 мм орудия заменили на два 120 мм, а легкую артиллерию выровняли- 8 57 мм и 8 37 мм, только "Апулия" осталась с 6 57 мм и 2 37 мм, но зато с нее сняли торпедные аппараты.

"Лигурию" в 1914 году лишили всех 150 мм и 6 37 мм пушек, а в 1917 году, когда она стала минзагом, вооружение состояло из 6 120 мм и 2 37 мм орудий.

"Этрурия" и "Ломбардия" с 1915 года были оснащены шестью 12-см орудиями, шестью 57-мм орудиями для "Этрурии" и восемью для "Ломбардии", двумя 37-мм орудиями и торпедными аппаратами.

"Эльба" была перевооружена шестью 12-см орудиями, двумя 37-см пушками и одним пулеметом; она сохранила свои торпедные аппараты.

Модернизации.

1905- Умбрия : вместо 2 х 1 — 152 мм/40, 1 х 1 — 75мм/21, 9 х 1 — 37мм/20; установлены 2 х 1 - 120 мм/40 А91, 1 х 1 - 57мм/40 Н, 8 х 1 - 37мм/25 Н лунго

1905, Ломбардия : вместо 2 х 1 - 152 мм/40, 2 х 1 - 57мм/40; установлены 2 х 1 - 120 мм /40 А91, 8 х 1 - 37 мм/25 Н лунго

1905, Этрурия, Лигурия : вместо 2 х 1 - 152 мм/40; установлены 2 х 1 – 120 мм/40 А91, 6 х 1 – 37 мм/25 Н лунго

1905 г., Эльба : вместо 2 х 1 – 152 мм/40; установлены 2 х 1 - 120 мм/40 А91, 2 х 1 - 37мм/25 Н лунго

1905, Апулия : демонтированы 4 х 1 - 152 мм/40, 2 х 1 - 57 мм /40, 6 х 1 - 37мм/20, 2 - 450 мм ТТ

1914, Лигурия : демонтированы 2 х 1 - 152 мм/40, 6 х 1 - 37мм/20

1914, Эльба : размещено 3 гидросамолета

1915, Ломбардия : демонтированы 2 х 1 - 152 мм/40, 2 х 1 - 120мм/40, 6 х 1 - 37мм/20

1915, Этрурия : демонтированы 2 х 1 - 152 мм/40, 2 х 1 - 120мм/40, 2 х 1 - 57мм/40, 6 х 1 - 37мм/20

1915, Эльба : демонтированы 2 х 1 - 152мм/40, 2 х 1 - 120мм/40, 8 х 1 - 57мм/40, 6 х 1 - 37мм/20

1916 г., Апулия как минный заградитель: вместо 6 х 1 - 120мм/40, 6 х 1 - 57мм/ 40, 2 х 1 – 37мм/20; установлены 7 х 1 - 76мм/40 А1916, 1 х 1 - 40 мм/39 В, Т1915, 1 х 1 - 37мм/43 В1914, мины

1917 г., Лигурия как минный заградитель: сняты 2 х 1 - 120 мм/40, 8 х 1 - 57мм/40; добавлены мины

-10

Крейсер "Умбрия" строился дольше запланированного, флоту не хватало финансирования. Впрочем та же судьба постигла и остальные корабли серии.

После ввода в строй 16 февраля 1894 года крейсер был приписан к базе в Таранто вместе с броненосцами "Аффондаторе" и "Анкона", однотипными крейсерами "Лигурия"и "Этрурия", минными крейсерами " Монзамбано", "Монтебелло", "Конфиенца" и несколькими другими кораблями.

1 февраля 1897 года "Умбрия" вошла в состав крейсерской эскадры итальянского флота вместе с "Лигурией", "Марко Поло" и "Догали". В том же году "Умбрия" и "Догали" совершили круиз у восточного побережья Южной Америки. В 1902 году "Умбрия" входила в состав эскадры стационеров у берегов Америки вместе с крейсерами "Калабрия" и "Джованни Базан".

"Умбрия" большую часть своей карьеры провела за границей, в том числе несколько лет в американских водах.

В сентябре 1904 года "Умбрия" была отправлена в Рио-де-Жанейро для организации передачи останков итальянских моряков с "Ломбардии", погибших в результате вспышки желтой лихорадки в 1896 году. Всего 134 моряка были перезахоронены с различных кладбищ Бразилии в большом мавзолее в Сан-Франциско Ксавье (штат Сан-Паулу).

29 декабря 1904 года крейсер прибыл стационером в Вальпараисо, где уже находились немецкий крейсер SMS Фальке и крейсеры США USS Нью-Йорк, "USS Марблхед" и канонерская лодка USS Беннингтон".

В июне 1905 года "Умбрия" представляла Италию на Столетней выставке Льюиса и Кларка (Американская Тихоокеанская выставка) в Портленде, штат Орегон. Там к ней присоединились крейсеры США USS Чикаго и USS Бостон. Крейсер посетил Сан-Диего (Калифорния) в августе, обменявшись приветствиями и визитами с командиром берегового укрепления. Делегация "Умбрии" возложила венок в память о погибших после взрыва котла на борту американской канонерской лодки "Беннингтон".

В июле 1906 года "Умбрия" по пути из Пуэрто-Рико села на мель недалеко от Кингстона ( Ямайка). Спасти крейсер помогло судно SS Premier.

К 1910 году Regia Marina решила избавиться от устаревшего крейсера. Слухи о возможной продаже ВМС Эквадора побудили Перу купить старый французский крейсер "Дюпюи де Лом", хотя Эквадор в итоге не стал покупать "Умбрию". В декабре 1910 года "Регия Марина" продала "Умбрию" ВМС Гаити, крейсер прибыл в Порт-де-Пэ на Гаити только 13 июня 1911 года. После продажи корабль был переименован в "Консул Гострюк". В других источниках крейсер в гаитянском флоте именовался «Феррье» (Ferrier). Ходили ложные слухи, что на борту корабля находился свергнутый президент Венесуэлы Сиприано Кастро, .

Командиром нового крейсера гаитянского флота должен был стать немецкий капитан Вилли Мейер, но пока крейсер добрался до острова, он уже успел уволиться. Крейсер затонул вскоре после вступления в строй ВМС Гаити, так как у его экипажа не было опыта управления кораблем. Позже корабль подняли и в 1913 году отбуксировали в Роттердам для утилизации. Поучаствовать в боях крейсеру так и не довелось.

"Умбрия"
"Умбрия"

Крейсер "Лигурия" был включен в состав флота 1 декабря 1894 года. Его записали в Третью эскадру итальянского флота вместе с "Сан-Мартино", древним (1862) броненосцем с центральной батареей.

В 1902-1903 годах крейсер вернулся в Италию и служил во флоте метрополии, ежегодно семь месяцев участвуя в учениях и маневрах. Оставшиеся пять месяцев корабли стояли с минимальным экипажем в резерве.

В 1903-1905 годах крейсер под командованием герцога Абруцци совершил кругосветное плавание с дипломатическими и научными целями. Из Специи он вышел 29 августа 1903 года, пересек Атлантику, посетил Новый Орлеан, Гавану, Тринидад и Буэнос-Айрес. Затем он обогнул Америку вдоль тихоокеанского побережья до Сан-Франциско, затем побывал на Гавайях, Таити, в Новой Зеландии и Австралии. Из Австралии он ушел на север, в Китай, потом на юг, в Бангкок, Сингапур и на Яву. Он пересек Индийский океан, остановился в Мадрасе и Массауе, прежде чем вернуться через Суэцкий канал в Специю 18 апреля 1905 года. Корабль побывал в 114 портах и шесть раз пересекал экватор.

В конце 1906 года корабль принял участие в экспериментах с бункеровкой на ходу. Крейсер буксировал угольщик SS Sterope со скоростью 12 узлов, а уголь передавался по буксирному тросу.

Лигурия буксирует угольщик  Стеропа в  1906 году
Лигурия буксирует угольщик Стеропа в 1906 году

В ходе эксперимента перегружали около 60 (59 длинных тонн; 66 коротких тонн) угля в час.

С 1908 года "Лигурия" была переоборудована для управления аэростатом наблюдения. Крейсер буксировал воздушный шар "дракен", изобретенный немцами Августом фон Парсевалем и Рудольфом фон Зигсфельдом, для обнаружения морских мин. В этом качестве крейсер использовался до 1911 года.

-13
-14

В 1911 году началась итало-турецкая война. Италии снова понадобились обычные крейсера. "Лигурия" на начало войны, в сентябре 1911 года, находилась в Итальянской Эритрее вместе с четырьмя другими крейсерами. Корабль перевели в Средиземное море, 18 октября он присоединился к войсковому конвою, предназначенному штурмовать Бенгази. Эскортировали конвой четыре броненосца класса "Реджина Елена", "Лигурия" и еще 2 крейсера, а также 5 эсминцев.

Гарнизону Бенгази был предъявлен ультиматум, но турки отказались сдаваться. Утром город был обстрелян итальянским флотом, войска и отряды моряков были высажены на берег. К вечеру османы оставили позиции вокруг города, а 29 октября, после недолгой осады ушли из города.

Крейсер затем перебросили в Триполи, где он наоборот, защищал захваченный итальянцами город от турецких атак. 9 ноября вместе с броненосным крейсером "Карло Альберто", минным крейсером "Партенопа" и миноносцем "Чиньо" он огнем помог отбить несколько сильных атак османов.

Месяц спустя "Лигурия" присоединилась к "Партенопе" и миноносцам "Дардо" и "Евро" для бомбардировок портов Зувара, Мисурата и Аргуб. Затем "Лигурия" вернулась в Триполи вместе с "Карло Альберто", минным крейсером Iride и несколькими миноносцами, в то время как почти весь итальянский флот вернулся в Италию для ремонта и переоборудования после активных боев. В январе 1912 года "Лигурия" и "Эльба" были переведены в Красное море вместе с парой быстроходных почтовых пароходов.

Итальянская эскадра в флот в Красном море начала кампанию по блокаде и обстрелам османских портов в этом районе, в том числе Эль-Луайя и Аль-Ходейда. В конце концов османы в октябре сдались, положив конец войне.

К началу Первой мировой войны в августе 1914 года, "Лигурия" была приписана к Третьему дивизиону Первой эскадры как учебный корабль. Союзники по Антанте к маю 1915 добились вступления Италии в войну, но учебный корабль "Лигурия" в боевых действиях уже участия не принимал. Крейсер в итоге продали на металлолом в мае 1921 года.

"Лигурия"
"Лигурия"
"Лигурия"
"Лигурия"
"Лигурия"
"Лигурия"
"Лигурия"
"Лигурия"
"Лигурия"
"Лигурия"
"Лигурия"
"Лигурия"

Лигурия на якоре в 1899 году
Лигурия на якоре в 1899 году
"Лигурия"
"Лигурия"

Крейсер "Этрурия" начал службу в составе основного, Средиземноморского флота. Введенный в эксплуатацию 11 июля 1894 года, он был включен в октябре во Вторую эскадру итальянского флота, вместе с броненосцем Франческо Морозини, двумя крейсерами и шестью миноносцами. В 1895 году состав эскадры был заменен на броненосцы "Сарденья", "Руджеро ди Лаурия" и минный крейсер " Партенопа". 20 июня 1895 года "Этрурия", броненосцы "Сарденья", "Ре Умберто", "Андреа Дориа" и "Руджеро ди Лаурия", посетили Германию для участия в церемонии открытия "Канала Кайзера Вильгельма" в Киле. В торжествах участвовали корабли из Великобритании, Франции, России, Испании и ряда других стран.

"Этрурия" в 1902 году был размещен в Красном море для поддержки колониальных войск в Итальянской Эритрее.

В апреле 1907 года "Этрурия" и броненосный крейсер "Варезе" представляли Италию на Джеймстаунской выставке, посвященной 300-летию колонии Джеймстаун, первого постоянного английского поселения на Американском континенте. Международная эскадра состояла также из военных кораблей Великобритании, Японии, Германии, Австро-Венгрии и ряда других стран.

Jamestown Exposition − почтовая открытка 1907 года
Jamestown Exposition − почтовая открытка 1907 года

"Этрурия" вместе с крейсером "Этна" вернулась в Соединенные Штаты в сентябре 1909 года на празднование Хадсона–Фултона в Нью-Йорке, в котором также участвовали корабли немецкого, британского и французского флотов.

-24

"Этрурия" также представляла Италию 27 октября 1910 года на чествовании памяти перуанского пилота Хорхе Чавеса, который погиб в авиакатастрофе при попытке пересечь Альпы из Франции в Италию месяцем ранее. Компанию итальянскому крейсеру составил французский крейсер "Монкальм".

Крейсер совершил еще один визит в Соединенные Штаты в марте 1911 года, на этот раз в Сан-Франциско. Его визит совпал с 50-летием провозглашения Королевства Италия 17 марта 1861 года; по этому поводу "Этрурия" обменялась салютом наций с учебным центром ВМС США .

29 сентября 1911 года Италия ради захвата Ливии объявила войну Османской империи. "Этрурия" тогда еще находилась в американских водах, но ее быстро отозвали домой. 18 октября крейсер присоединился к эскадре, которая штурмовала Бенгази. К декабрю "Этрурию" разместили в порту Тобрук, где она вместе с крейсером "Этна" и 12 миноносцами поддерживала оборону города от турецких войск.

В январе 1912 года "Этрурия" была переведена обратно в Бенгази. Здесь она провела шесть месяцев, участвуя в обороне города от контратак османской армии. Корабль неоднократно обстреливал лагеря осаждающих город турок. 15 октября Турция капитулировала.

После войны крейсер остался служить в Ливии в составе местных сил обороны, в состав которых входили старые броненосцы "Лепанто" и "Энрико Дандоло", а также несколько других кораблей.

В Первой мировой войне крейсер был учебным кораблем. 13 августа 1918 года в Ливорно его взорвали сами итальянцы, чтобы убедить австро-венгерскую разведку в лояльности своих, реально уже двойных, агентов. Рядом с крейсером была пришвартована баржа с боеприпасами, ее и подорвали.

-25
-26
-27
Этрурия во время празднования Хадсона–Фултона в 1909 году
Этрурия во время празднования Хадсона–Фултона в 1909 году
Этрурия в 1895 году
Этрурия в 1895 году

"Ломбардия" стала первым кораблем серии, вступившим в строй, но вместе с "Умбрией" и "Этрурией" сразу попала в резерв. Первоначально крейсер использовали как разведчик при эскадре. Потом его определили на службу стационером в Южную Америку. Там, в Рио-де-Жанейро, экипаж стал жертвой желтой лихорадки. Погибло 134 моряка, две трети экипажа. Их хоронили на разных кладбищах, а в 1904 году перезахоронили в большом мавзолее в Рио-де-Жанейро. В 1897 году корабль вернули в Италию и определили в состав крейсерской эскадры вместе с "Этной" и "Догали".

На маневрах "Ломбардию" включили в Первую резервную эскадру (броненосцы "Дуилио" , "Руджеро ди Лаурия" и "Лепанто"). С 1898 года крейсер числился в Резервной эскадре.

В 1901 году для замены на Китайской станции крейсера "Эльба" и броненосного крейсера "Веттор Пизани" отправили "Ломбардию" и "Марко Поло".

В сентябре 1902 года "Ломбардия" находилась в Нагасаки вместе с другим итальянским крейсером "Пьемонт".

В октябре 1902 года крейсер участвовал в составе международной эскадры на похоронах вице-короля Лянцзяна, Лю Куньи. Уважение европейцев Лю Куньи заслужил в ходе боксерского восстания 1900 года, защитив европейцев в своей провинции от погромов.

10 мая 1903 года "Ломбардия" посетила Шанхай и поднялась вверх по реке Янцзы. На этом китайская командировка закончилась и "Ломбардия" направилась к африканским берегам.

В это время в итальянском Сомали группа бандитов захватила городок Иллиг, расположенный на скалах в 150 милях от порта Хобио. Крейсер попытался высадить десант, но тот был встречен ружейным огнем. Попытка обстрелять город корабельной артиллерией успеха не имела. Ничего не добившись, в конце ноября-начале декабря 1903 года крейсер ушел в Аден.

В 1906 году "Ломбардию" переоборудовали в складское судно для подводных лодок; работы продолжалась до 1908 года. К началу итало-турецкой войны в сентябре 1911 года она служила в этом качестве под командованием принца Луиджи Амедео, в то время инспектора миноносцев. "Ломбардия" оставалась в Адриатическом море во время войны и в боях не участвовала. В том же качестве корабль служил во время Первой мировой войны до 4 июля 1920 года, когда его продали на металлолом.

"Ломбардия"
"Ломбардия"
"Ломбардия"
"Ломбардия"
"Ломбардия"
"Ломбардия"

Крейсер "Эльба" был готов 27 февраля 1896 года, после чего был включен в состав Практической эскадры вместе с однотипным "Умбрия", броненосным крейсером "Марко Поло" и старым винтовым корветом "Америго Веспуччи".

В 1897 году крейсер был передан эскадре Красного моря вместе с канонерскими лодками " Вольтурно", "Говерноло", "Андреа Прована" и "Веньеро", винтовым корветом "Вольта" и авизо "Стаффетта".

В 1899 году крейсер вместе с Марко Поло и Америго Веспуччи нес службу в Восточной Азии. Это был период, когда от ослабевшей Цинской империи рвали куски все империалистические хищники, у кого еще не выпали зубы. Британия обосновалась в Вэйхайвее, Россия заняла Квантун с Порт-Артуром, Германия-Циндао. Просто явочным порядком, уже задним числом оформляя документы в императорской канцелярии.

Италия тоже вцепилась своими молочными зубками в китайский пирог. 8 марта 1899 года министр иностранных дел Италии, вице-адмирал Феличе Наполеоне Каневаро приказал "Эльбе" и "Марко Поло" оккупировать китайскую бухту Саньмэнь. Однако после окрика из Лондона приказ был отменен. "Не по чину берешь".

В 1901 году "Эльбу" в Китае заменил однотипный крейсер "Ломбардия". Новое назначение было в Южную Америку, к берегам Венесуэлы, где в результате ряда гражданских войн сформировался венесуэльский кризис 1902-1903 годов, когда ряд европейских стран объявил стране морскую блокаду из-за отказа выплачивать внешние долги. Участвовали Англия, Германия и Италия.

Кроме "Эльбы" в итальянский отряд входили бронепалубный крейсер "Джованни Бозан" и броненосный "Карло Альберто".

Следующим местом службы для крейсера стал корейский порт Чемульпо, где он стал свидетелем первого боя русско-японской войны 9 февраля 1904 года.

Командиром итальянского крейсера «Эльба» в это время был Раффаэле Бореа Риччи Д'Ольмо. Маркиз на нем еще в 1902 году с Венесуэлы долги выбивал. Кстати, дослужился до адмирала, и в войне с Турцией руководил морской частью взятия Триполи.

командир итальянского крейсера «Эльба» Раффаэле Бореа Риччи Д'Ольмо
командир итальянского крейсера «Эльба» Раффаэле Бореа Риччи Д'Ольмо

Итальянцы, вместе с британцами и французами провожали русские корабли в бой звуками русского гимна, исполняемого корабельными оркестрами.

-34
-35

После сражения три иностранных крейсера-стационера послали катера, чтобы забрать экипаж крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец". "Эльба" приняла в общей сложности 6 офицеров и 172 рядовых с двух кораблей из общего числа 27 офицеров и 654 рядовых, спасенных с кораблей.

Затем, во время начавшихся боевых действий "Эльба" отправилась в Сеул для защиты посольства Италии.

24 февраля на смену "Эльбе" прибыл крейсер "Пьемонт". Только 10 марта русских моряков удалось пересадить на французское почтовое судно, идущее в Европу.

В октябре 1907 году на крейсере был размещен аэростат наблюдения "Дракен". Воздушный шар был связан с кораблем по телефонной линии и использовался для обнаружения морских мин, разведки флота и наблюдения за падением снарядов с кораблей. Это был первый случай использования военно-морским флотом Италии воздушной разведки.

Аналогичную модернизацию прошла однотипная "Лигурия". Испытания оба корабля проходили у берегов Калабрии.

Во время ежегодных маневров флота в 1908 году "Эльба" и ее воздушный шар использовались для наблюдения за входом в гавань Августа на Сицилии, что подтвердило эффективность аэроразведки в предупреждении о нападении военных кораблей.

К началу итало-турецкой войны в сентябре 1911 года "Эльба" находилась в восточноафриканских колониях Италии, Эритрее и Сомали. Корабль был без своего воздушного шара, так как командование флота считало во время войны более надежным использовать дирижабли наземного базирования.

В январе 1912 года "Эльба" вместе с "Лигурией" сопроводили пару почтовых пароходов в Красное море, где крейсера применили для усиления блокады нескольких османских портов до конца войны.

Военно-морские силы Османской Империи к этому времени уже были разбиты в битве при заливе Кунфуда. В октябре Турция капитулировала.

Наблюдательный аэростат на крейсере использовался до 1913 года. А в 1914 году корабль модернизировали в судно-депо для трех гидросамолетов. Он вступил в строй в новом качестве 4 июня 1914 года. Применялись гидросамолеты Nieuport IV.

Сам корабль по проекту Алессандро Гвидони получил платформу длиной 30 м (98 футов) на корме, открытый ангар за трубами и краны для спуска и подъема гидросамолетов с воды. Ангар был закрыт брезентом. Впоследствии самолеты были заменены на три-четыре летающие лодки Кертисс модель H. Это был первый специализированный носитель гидросамолетов итальянского флота, до этого гидросамолеты эксплуатировались на нескольких линкорах и крейсерах.

"Эльба" вошла в состав основной эскадры, дислоцировалась она в Таранто.

После вступления Италии в Первую мировую войну в мае 1915 года она использовала свой самолет для разведки флота, но ее максимум четыре самолета было недостаточно для непрерывной разведки. На корабле не хватало места для хранения авиационного топлива и мастерских для ремонта гидросамолетов, что мешало полноценному содержанию даже этих самолетов.

Переоборудованные корабли были слишком малы и медленны для полноценной службы. В 1916 году "Эльба" была выведена из эксплуатации, ее заменил более удачный гидроавиатранспорт "Европа".

"Эльба" оставалась в составе флота до 4 января 1920 года, когда была продана на металлолом.

"Эльба"
"Эльба"

1903
1903
-38
"Эльба" служба
"Эльба" служба
1899"Эльба"
1899"Эльба"
"Эльба" в Шанхае в апреле 1904 года
"Эльба" в Шанхае в апреле 1904 года

 Крейсера «Эльба» и «Калабрия» и транспортный пароход
Крейсера «Эльба» и «Калабрия» и транспортный пароход
"Эльба"
"Эльба"

Судьба шестого корабля серии («Апулия», Puglia) весьма обширна, посему мы к ней вернемся позже, в отдельной статье.



систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам