После закладки первого итальянского турбинного крейсера “Кварто”(вступил в строй в 1912 году), инженер капитан Джузеппе Рота приступил к проектированию нового скаута-разведчика для итальянского флота.Главное внимание уделялось скорости.К сожалению проектной скорости достичь не удалось,корабли вышли значительно перегруженными и имели проблемы с надежностью энергоустановки.В целом получились гораздо менее удачными чем "Кватро".
Всего в Кастелламаре в 1911-1914 годах для итальянского Regia Marina построено было два корабля типа “Нино Биксио”- Нино Биксио и Марсала .
Наименование головной корабль получил в честь героя Рисорджименто,сподвижника Гарибальди Нино Биксио. Крестной матерью корабля стала дочь Нино Биксио. Девиз корабля - «Obbedire e tacere» (Повиноваться и молчать).Второй корабль получил имя города на Сицилии.
Нино Джероламо Биксио (итал. Nino Gerolamo Bixio; 2 октября 1821, Генуя — 16 декабря 1873) — итальянский военный и политик. Участник Рисорджименто. Сподвижник Джузеппе Гарибальди.
“Нино Биксио ” Nino Bixio. Заложен на военно-морской верфи в Кастелламаре 15 февраля 1911 года, спущен на воду 30 декабря 1911 года, построен 5 мая 1914 года. Вычеркнут из списков флота 15 марта 1929 года.
“Марсала ” «Marsala» . Заложен на военно-морской верфи в Кастелламаре 15 февраля 1912 года, спущен на воду 24 марта 1912 года, построен 4 августа 1914 года, вычеркнут из списков флота 27 ноября 1927 года.
Водоизмещение: 3575 длинных т(нормальное),4141 длинных т(в полном грузу), размерения: 140,3x13x4,1 м.
Механизмы: 3 турбины Кэртисса, 14 смешанных котлов типа Blechynden, мощность механизмов (примерно) 23000 л.с. Скорость хода 26,82 узла (“Марсала” 27,66 узлов). Дальность плавания 1400 миль со скоростью 13 узлов. Экипаж 296 человек.
Бронирование: палуба 38 мм, боевая рубка 100 мм.
Вооружение: 6 120-мм L / 50 , 6 76-мм L / 50 , 2 450-мм подводных торпедных аппарата, 200 мин заграждения.
В 1920 году на кораблях прошла модернизация вооружения - были установлены два 40-мм орудия Vickers-Terni с длиной ствола 39 калибра.
Крейсера были вооружены шестью одинарными артиллерийскими установками 120 мм /50 орудий -два рядом на носу,два на корме в диаметральной плоскости и два -в центре,уступами .Пушки были модели Е производства Armstrong Whitworth и использовались также на дредноутах Данте Алигьери и Конте ди Кавур Пушка весила 3,35 метрических тонны , снаряд 22,5 кг (50 фунтов) при скорости 860 метров в секунду и скорострельности 6 выстрелов в минуту. Кроме того было установлено шесть 76 мм L / 50 орудий типа Pattern ZZI , также используемых на итальянских дредноутах. Эти пушки весили по 1,14 т и имели снаряды 5,6 кг и 7 кг со скоростью 815 м / с и скорострельностью 15 выстрелов в минуту.Крейсера были также оснащены двумя 450 мм (18 дюймов) торпедными подводными аппаратами. Корабли оснащались оборудованием для хранения и установки 200 морской мин .
Бронепалуба защищала машинное отделение,простираясь вдоль центральной секции корабля и суживаясь в оконечностях, где она имела скосы к ватерлинии. Четыре маленькие трубы поднимались над легкой надстройкой. Энергоустановка крейсеров показала себя весьма ненадежной,что и повлекло за собой скорое списание кораблей. «Marsala» списали в 1927 г. “Нино Биксио” в 1929.
В августе 1914 Италия,нарушив свои обязательства по Тройственному союзу,объявила о своем нейтралитете в начавшейся мировой войне.Но уже в мае 1915 вступила в войну на стороне Антанты.
Основным противником итальянцев на море стал флот Австро-Венгрии. Итало-французская эскадра заблокировала австрийцам выход из Адриатики -Отрантский барраж. На активные же действия обе стороны решались крайне редко.
Nino Bixio , Marsala , и крейсер Quarto базировались в Бриндизи во время войны, занимались патрулированием пролива.
5 июня 1915 года Nino Bixio при поддержке двух итальянских эсминцев, Irrequieto и Francesco Nullo, и двух французских эсминцев, Commandant Bory и Protet, участвовал в бомбардировке острова Вис и Сант Андреа у побережья современной Хорватии .
В декабре 1915 австрийцы силами двух крейсеров и пяти эсминцев ( SMS Csepel, SMS Tatra, SMS Triglav, SMS Lika и SMS Balaton )попыталась перехватить транспорты снабжающие сербскую армию ,отступившую в Албанию. Союзники отправили навстречу британский крейсер HMS Дартмут и пять французских миноносцев ,а еще через пару часов- Nino Bixio ,HMS Уэймут и четыре итальянских эсминца. Первая группа успела пострелять по уходившему в горизонт австрийскому крейсеру SMS Гельголанд ,но Nino Bixio просто не успел его догнать. Однако при преследовании получил попадание снаряда, который пробил надводный борт .
2 августа 1916 года Nino Bixio и британский крейсер HMS Liverpool вышли в море для поддержки эсминцев (Giuseppe Cesare Abba, Ardente, Commandant Bory, Bissonи Impavido), который вступили в бой с австро-венгерскими эсминцами SMS Wildfang и SMS Warasdiner. Итальянский крейсер обменялся безрезультатными выстрелами с австро-венгерским крейсером SMS Aspern, который вместе с миноносцами TB 85F и TB 87F вышел навстречу своим эсминцам. В тот же день Nino Bixio был атакован австро-венгерской подводной лодки SM U-4 (командир Рудольф Сингуле), но атака была безрезультатной.
В следующем инциденте в ночь на 15 мая,когда австро-венгерские крейсера Гельголанд , Новар , и Саида совершили набег на дрифтеры Отрантского барража с целью организации прорыва подводных лодок из Адриатики, вся тяжесть боя легла на итальянские эсминцы и английские крейсера. Марсала имела краткое боестолкновение с австрийцами ,но после появления австрийского броненосного крейсера SMS Санкт - Георг легкая эскадра адмирала Актона отступила за подкреплением.Австрийцам удалось уничтожить 14 дрифтеров из 47. Nino Bixio не успел раскочегариться и успеть для участия в бою. "Не было пара в котлах".
В ночь с 3 и 4 сентября 1917 года крейсера Nino Bixio и HMS Weymouth и эсминцы Ippolito Nievo, Antonio Mosto, Bisson и Commandant Bory вышли из Отранто для сопровождения 6 торпедоносцев и 8 британских катеров, которые должны были осуществить налет на Котор. Однако, атаку пришлось прервать и отложить из-за ухудшившихся погодных условий.
В январе 1919 года Nino Bixio был направлен в Сплит для защиты итальянских граждан. В апреле 1919 года крейсер вернулся на родину.
Из-за острой финансовой недостаточности послевоенного итальянского бюджета и проблем с эксплуатацией энергоустановок крейсеров типа "Нино Биксио" , уже в конце 20-х они были исключены из состава флота.
Марсала в ноябре 1927 года ,а 15 марта 1929 года Nino Bixio из-за сильного износа и дороговизны восстановления механизмов были списаны и в 1930 году сдан на слом.
При этом построенный ранее Quarto оказался гораздо эффективнее и прослужил до конца 30-х годов.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам