Состояние крейсерских сил Итальянского Королевского флота после первой мировой войны было просто катастрофическим. Реально функции разведки мог выполнять только "Кватро".Положение несколько спасали 5 трофейных германских и австро-венгерских легких крейсеров,которых ,и так донельзя изношенных,итальянцам пришлось доэксплуатировать в ноль. Перекос 10-х годов в линкоры ,в 20-х был преодолен перекосом в сторону крейсеров.
Основным потенциальным противником итальянцев после крушения двуединой монархии остались только французы.У тех была аналогичная проблема. Они сделали упор на строительство лидеров-в 1926-31 гг введя в строй 12 кораблей типов «Jaguar», «Lion» и «Aigle» ,превосходящих итальянские эсминцы по вооружению,а крейсера-в скорости.Также французский флот пополнили три крейсера типа "ДюгеТрюэн".
Специфический итальянский класс быстроходных разведывательных кораблей- «эсплоратори» должен был противостоять крупным,быстроходным и хорошо вооруженным французским лидерам,не уступая им в скорости и превосходя в огневой мощи..
Кроме этого на них возлагались- Лидирование эсминцев;Борьба на коммуникациях;Участие в блокадных действиях;Охранение линейных сил флота;Несение дозоров;Разведка. Ценой они должны были быть подешевле-а количеством-поболее.
Фирменный почерк итальянских кораблестроителей-борьба за скорость. Работы над «37-узловыми скаутами» были поручены «Военно-морскому комитету проектирования», под руководством генерал-лейтенанта корпуса военно-морских инженеров Джузеппе Виана. 8 152 мм орудий и скорость с форой в 4 узла должны были стать существенным преимуществом. Естественно,мореходность ,дальность и бронирование обеспечивались по минимуму.
Первоначальные планы Супермарины на 6 крейсеров данного типа были урезаны. 59,17 миллиона лир за штуку все-таки. В итоге построено было 4 крейсера. Все они вошли в строй в 1931 году.
В историю первые послевоенные итальянские крейсера вошли под названием «Кондоттьери А» (Condottieri A) . Названия корабли получили в честь знаменитых итальянских средневековых кондотьеров -Альберико да Барбиано» ( Alberico da Barbiano), «Альберто ди Джуссано» (Alberto di Giussano), «Бартоломео Коллеони» (Bartolomeo Colleoni), «Джованни делле Банде Нере» ( Giovanni delle Bande Nere).
Альберико да Барбиано (итал. Alberico da Barbiano; 1348, Барбиано — 1409, Ситта делла Пьеве, Умбрия) — итальянский кондотьер. В 1376 году он основал первый итальянский отряд наёмных солдат под названием «Итальянская компания святого Георгия» (итал. compagnia di San Giorgio). Из военной школы Альберико да Барбиано вышли многие известные итальянские кондотьеры: Браччо да Монтоне, Муцио Аттендоло.
Альберто да Джуссано (итал. Alberto da Giussano; 1105, Бари — 1177, Неаполь) — легендарный итальянский гвельф-кондотьер во времена войн Ломбардской лиги против Фридриха Барбароссы в XII столетии.
Бартоломео Коллеони (итал. Bartolomeo Colleoni; 1400 — 3 ноября1475) — итальянский кондотьер.
Джованни де Медичи, известный также как Джованни делле Банде Нере, итал. Giovanni delle Bande Nere de’Medici, букв. «Джованни с чёрными полосами на гербе», (варианты написания: dalle Bande Nere, далле Банде, дельи Банде, дель Банде, деи Медичи), также прозывавшийся «Большой Дьявол» (итал. Il «Gran Diavolo») (5 апреля1498, Форли — 30 ноября 1526, Мантуя) — последний из великих итальянских кондотьеров, отец Козимо I, герцога Тосканского.
Их дальнейшим развитием стали «Кондоттьери B» (Condottieri B) — крейсера типа «Луиджи Кадорна».
Базой для развития больших скаутов стал проект эсминцев типа «Navigatori» . От них кондотьери получили миноносные обводы ,длинный облегченный корпус, мощную силовую установку эшелонного типа. Следствием стала низкая прочность корпуса,проявившаяся в процессе эксплуатации.
При разработке схемы защиты новых крейсеров было применено разнесенное бронирование — в дополнение к 24-мм поясу, между концевыми башнями ГК имелась еще и 18-мм продольная броневая переборка, шедшая на некотором расстоянии в глубине корпуса от наружной обшивки.
Главной ударной силой этих кораблей стали 8 152-мм орудий модели 1926 в четырех двухорудийных башнях (угол возвышения — 45°). Для экономии веса оба орудия монтировались в общей люльке, что предопределило заметное рассеивание снарядов.
Для корректировки огня 152-мм орудий крейсера оснащались бортовой авиацией, размещенной, как и на тяжелых крейсерах типа «Trento», в носовой оконечности. Поскольку места для палубного ангара перед носовой башней не нашлось, его разместили в нижнем ярусе носовой надстройки, откуда гидросамолет по специальным рельсовым путям в обход башен на тележке подавался к катапульте на полубаке.
В целом, «Condottieri» 1-й серии оказались не столь удачными, как ожидалось, — недостаточно мореходными, с малым запасом топлива и плохой обитаемостью (из-за тесной компоновки). В довершение всего, слишком слабое бронирование и оказавшаяся умеренной скорость лишали их возможности на равных бороться с крейсерами своего основного противника на Средиземном море — Англии. Наглядным подтверждением этого может служить потопление австралийским крейсером «Sydney» (контрактная скорость — всего лишь 32 узл.) «Bartolomeo Colleoni». Второй итальянский крейсер — «Giovanni delle Bande Nere» — в этом бою спасло только то, что на австралийском корабле кончился боезапас.
Альберико да Барбиано RN«Alberico da Barbiano» Ане заложен 16 апреля 1928 года ,спущен на воду 23 августа 1930 года ,вступил в строй 9 июня 1931 года .Потоплен тремя торпедами 13 декабря 1941 года в бою у мыса Бон при перевозке бензина в Ливию эсминцами Legion, Maori, Sikh(Англия), Isaak Sweers(Голландия)
Альберто да Джуссано RN «Alberto di Giussano» Ане заложен 29 марта 1928 года, спущен на воду 27 апреля 1930 года,вступил в строй 5 февраля 1931 года .Потоплен торпедой 13 декабря 1941 года в бою у мыса Бон эсминцами Legion, Maori, Sikh(Англия), Isaak Sweers(Голландия)
Бартоломео Коллеони RN «Bartolomeo Colleoni» Ане заложен 21 июня 1928 года ,спущен на воду 21 декабря 1931 года ,вступил в строй 10 февраля 1931 года .Потоплен 19 июля 1940 года в бою у мыса Спада крейсером Sydney и эсминцами Havock, Hiperion, Hereward, Ilex .Получил попадание 152-мм снарядом в МО, лишился хода и добит торпедами с эсминцев.
Джованни делле Банде Нере RN «Giovanni delle Bande Nere» Каст заложен 31 октября 1928 года , спущен на воду 27 апреля 1930 года ,вступил в строй апрель 1931 года .Потоплен 1 апреля 1942 года в районе острова Стромболи английской подводной лодкой Urge . Попадание двух торпед, переломился.
Водоизмещение -стандартное: 5184—5328 т, полное: 7670—7908 т . Длина 160 м /169,3 м .Ширина 15,5 м .Осадка 5,4—5,95 м .
Бронирование-пояс — 24+18 мм;
траверзы — 20 мм;
палуба — 20 мм;
башни — 23 мм;
рубка — 40 мм
Двигатели- 2 ТЗА Belluzzo, 2 котла «Ярроу-Ансальдо», 2 вала,95 000 л. с.Скорость хода 36,5 узла .Дальность плавания 3800 морских миль на скорости 18 узлов .Экипаж 521 человек .
Вооружение-4 × 2 — 152-мм/53, Зенитная артиллерия- 3 × 2 — 100-мм/47,
4 × 2 — 20-мм/65, 4 × 2 — 13,2-мм пулемёта .Минно-торпедное вооружение -2 двухтрубных 533-мм торпедных аппарата .Авиационная группа- 1 катапульта, 2 гидросамолёта . 84 — 138 мин (на всех, кроме «Alberto di Giussano»),
В конце 1930-х гг. все 4 корабля прошли усиление корпуса после ряда повреждений в штормовую погоду. В 1938 — 1939 гг. зенитное вооружение усилено 4x2 20-мм/65 автоматами.
Кинохроника
Увеличенный корпус эсминцев типа «Навигатори» получился острым и непропорционально длинным.Отношение длины корпуса к ширине превысило 10:1 . Носовая оконечность крейсеров имела уже устаревшую в то время прямую форму со слегка выступающим тараном. Конструкция корпуса оказалась переоблегчённой, что отрицательно сказывалось на прочности. Для компенсации этого недостатка были сделаны две продольные переборки. Кроме того, имелось 15 поперечных переборок, которые делили корпус на 16 водонепроницаемых отсеков.
Крейсера нельзя было назвать устойчивыми артиллерийскими платформами. В штормовую погоду крен достигал 27° — 30°, что делало управление кораблём и жизнь личного состава очень трудными задачами.
Энергоустановка также была настолько облегчена,что была чрезвычайно хрупкой. Мощность ,правда,от проектных 95 000 форсировалась до 100 000 л.с.
В итоге кондотьери брали рекорды один за другим- «Альберико да Барбиано» — 42,05 узла при водоизмещении 5680 тонн;«Бартоломео Коллеоне» — 39,85 узла при водоизмещение 5565 тонн;«Альберто ди Джуссано» — 38,5 узла при водоизмещение 5812 тонн;«Джованни делле Банде Нере» — 41,11 узла при водоизмещение 5550 тонн .«Альберико да Барбиано» развивал 42,05 узла в течение 32 минут, при мощности 123 479 л. с. средняя скорость составила 39,6 узла. Он стал, таким образом, самым быстроходным крейсером в мире . Этот факт послужил для пропаганды фашистского режима Муссолини подтверждением его успехов. Но ,естественно,«Альберико да Барбиано» вышел на рекордный пробег, не имея половины орудийных башен, а также большей части вооружения и оборудования.
Вот только в реальных условиях боевой службы рекордсмены выжать более 30 узлов не могли,дальнейшее форсирование механизмов могло привести к выходу из строя машин и разрушению слабого корпуса. Поэтому в боях табличные скоростные рекорды не помогли кондотьери легко уходить от противника,а вот недостатки боевой части кардинально снижали их шансы в бою.
За символичность бронезащиты сами итальянцы прозвали «Мультфильмами » ( Cartoni animati) — каламбур намекал на слово «картон» . При конструировании броневой защиты была использована прогрессивная, в принципе, идея разнесённого бронирования. Однако толщина броневых преград была совершенно недостаточной. Броневой пояс в средней части составил 24 мм, по краям — 20 мм. Броня пояса изготавливалась из ванадиевой стали. Пояс замыкался 20-мм траверсами. За броневым поясом, примерно в двух метрах от борта, проходила противоосколочная переборка, толщиной 18 мм. На пояс сверху накладывалась броневая палуба толщиной 20 мм из хромоникелевой стали. Оконечности крейсеров были незащищёнными.
Корабль считался очень неудобным для экипажа. Общая численность экипажа составляла 507 человек, из которых 19 офицеров.
Башни артиллерии главного калибра были защищены бронёй толщиной 23 мм. Боевая рубка имела толщину брони 40 мм, командно-дальномерные посты защищались 25-мм бронёй. Общий вес бронирование на крейсерах типа «Альберико да Барбиано» составлял 531,8 тонны, из них на вертикальное бронирование приходилось 290,8 тонны, на горизонтальное 241 тонна. Это составляло 11,3 — 11,5 % от стандартного водоизмещения. Толщина брони была совершенно недостаточна — она пробивалась бронебойными снарядами среднего калибра на всех реальных дистанциях боя. Ряд итальянских историков флота полагали, что эти крейсера фактически вообще не имели брони.
Новые крейсера оснастили а 152-мм орудиями с улучшенной баллистикой фирмы «Ансальдо» Ansaldo Mod. 1926 с рекордными показателями — 50-кг снаряд выпускался с начальной скоростью 1000 м/с. Но это привело к быстрому износу стволов-низкой живучести и большому разбросу баллистических показателей.Снаряд пришлось облегчать- на вооружение приняли снаряд массой 47,5 кг, а начальная скорость была снижена до 850 м/с. Это решало проблему износа стволов, но кучность стрельбы оставалась по прежнему низкой . Высокий уровень рассеивания снарядов был связан двумя факторами: 1) Стволы располагались в одной люльке и слишком близко — всего 750 мм. В результате, выпущенные залпом снаряды сбивали друг друга с траектории потоками обтекающего их воздуха. 2) Итальянская промышленность боеприпасов допускала слишком большой разброс в весе снарядов и зарядов. Таким образом, артиллерия главного калибра крейсеров типа «Альберико да Барбиано» оказалась неудовлетворительной. Угол обстрела башен главного калибра равнялся 300°, дальность стрельбы -26000 м (бронебойный), — 25200 (фугасный), скорострельность 6 выстрелов в минуту (проектная) и 4 выстрела в минуту (фактическая)
Универсальный калибр был представлен тремя спаренными установками, разработанными инженер-генералом Эудженио Минизини, в которых размещались 100-мм орудия OTO Mod. 1928. Это орудие было разработано на базе чешской 100-мм пушки Skoda 10cm/50(oa) , которой в годы Первой мировой войны вооружались крейсера и эсминцы австро-венгерского флота. Две установки размещались побортно в средней части корабля, третья в диаметральной плоскости, ближе к корме.Орудие имело лейнированый ствол и клиновой затвор. Заряжание было унитарным, с помощью пневматического досылателя. Живучесть ствола орудия — 500 выстрелов, угол возвышения — 45°; начальная скорость снаряда — 880 м/сек.. дальность стрельбы — 15 240 м. Спаренная установка весила 15 тонн, снабжалась 8-мм броневым щитом и имела уникальную конструкцию, при которой с увеличением угла возвышения орудий менялась высота цапф. . Управление огнём универсальной артиллерии осуществлялось из центрального поста управления универсальной артиллерией. Данные поступали с двух командно-дальномерных постов, оснащённых 3-метровыми дальномерами. Скорости наведения установки были невысоки и составляли 13°/с в горизонтальной плоскости и 7°/с в вертикальной. В начале Второй мировой войны это уже не соответствовало требованиям борьбы со скоростными самолётами.
Несмотря на это, 100-мм орудия OTO Mod. 1928 являлись основным зенитным средством дальнего боя на всех итальянских крейсерах, как лёгких, так и тяжёлых, а также устанавливались на советских крейсерах «Червона Украина», «Красный Крым» и «Красный Кавказ».
Лёгкая зенитная артиллерия была изначально представлена двумя 40-миллиметровыми автоматами Vickers-Terni Mod. 1915. Они располагались по бокам боевой рубки. Это орудие представляло собой итальянскую версию британского автомата Vickers QF Mark II. От своего прототипа итальянское орудие отличалось лишь применением магазинного питания вместо ленточного. К началу 1930-х годов орудие устарело. Слишком низкая начальная скорость снаряда ограничивала эффективную дальность стрельбы, а сам автомат был очень ненадёжным. При технической скорострельности 200 выстрелов/мин, рекомендовалось выпускать не более 50 снарядов в минуту, из-за опасности осечек.
Очевидная устарелость Vickers-Terni Mod. 1915 и уроки Гражданской войны в Испании, привели к замене 40-миллиметровых автоматов на 20-миллиметровые спаренные установки Breda Mod. 1935. Их на кораблях разместили четыре — две на месте 40-миллиметровых автоматов и две на кормовой надстройке.
На корме крейсера имелись два рельсовых пути, которые были проложены от кормовой надстройки до среза кормы. Максимальная загрузка равнялась 169 мин "Белло" (или 157 "Элиа"). При наличии мин на корабле кормовые башни не могли вести огонь, а угол поворота торпедного аппарата был ограничен. При принятии на борт 92 мин "Белло" или 78 "Элиа" подобных проблем уже не возникало. На корме находились два бомбомета типа "Menon". Боекомплект 16 100-кг и 24 50-кг бомбы.
Первоначально на крейсере базировались 2 гидросамолета CRDA. Cant-25 AR. В 1938 г. он был заменен на Imam RO-43.
Кондотьери типа А стали основоположниками нового подкласса в специфической франко-итальянской концепции легкого флота для Средиземноморья. Лидеры-переростки и недокрейсера одновременно-так их можно обозначить кратко. Они стали образцом нового итальянского дизайна-обтекаемые современные формы,башенная артиллерия,длинный полубак.
При этом крайне непрочный корпус, мощная-но неэффективная артиллерия,заурядная боевая скорость чемпионов-рекордсменов ...а уж при встрече с противником уровнем выше патрульного катера защита ничего не гарантировала. Да и откровенно слабое зенитное вооружение в условиях господства авиации над морями второй мировой войны явно не достоинство первых итальянских послевоенных крейсеров.В результате три из четырех крейсеров уничтожены эсминцами и легким крейсером.
Ни украсть,ни покараулить-ни убежать ни отбиться... Ты просто ходи-туда-сюда... Но внешний вид войны не выигрывает.
За дизайн-пять баллов,за остальное-извините...
Подробности участия в боях и гибели-в отдельной статье.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам