Найти в Дзене
Морская коллекция

Бронепалубные крейсера. Приключения бродячего итальянца. "Догали".

В начале 80-х годов 19-го века репутация крейсеров кудесников из Эльсвика находилась на одном из пиков популярности. Очередь заказчиков пополняли страны второго эшелона, стремящиеся за небольшие деньги пополнить свои немногочисленные флоты грозными боевыми кораблями, сочетающими огневую мощь и высокую скорость с приемлемым уровнем защищенности жизненно важных частей корабля.

Для Греции, поставившей своей целью создание флота для противостояния Османской империи, эльсвикские крейсера были вполне достойным пополнением, благо греческий флот обладал всего лишь одним небольшим крейсером французской постройки, не выделявшимся ни скоростью ни вооружением.

Правительство греческого премьер-министра Харилаоса Трикуписа заказало Armstrong Whitworth постройку эльсвикского крейсера для своего флота 12 февраля 1884 года. Греки усиленно готовили свой флот к войне с турками. Крейсер получил строительный номер No 482 и был заложен в следующем году на верфи в Эльсвике. Он стал одним из первых эльсвикских крейсеров, спроектированных знаменитым Уильямом Генри Уайтом. В греческом флоте он получил имя "Саламис"("Salamis", "ΣΑΛΑΜΙΣ", no другим данным "Salaminia" или "Salamina").

Киль крейсера был заложен в Эльсвике 13 февраля 1885 года, а 1 мая 1885 года правительство Трикуписа ушло в отставку. Пришедший на его место Теодорос Дилияннис через год расторг контракт, ссылаясь на нехватку денег в греческом бюджете. Тем временем 23 декабря 1885 года крейсер был спущен на воду.

Армстронг особой принципиальностью не страдал и строящийся крейсер немедленно был предложен... Османской империи. В июле 1886 года с ней был заключён контракт, но в том же году он был аннулирован. У турок тоже были проблемы с финансами.

-2

В итоге корабль купили итальянцы. В январе 1887 года за 156 тысяч фунтов стерлингов он стал собственностью Королевского флота Италии. 16 февраля крейсер получил имя «Анджело Эмо» в честь адмирала Венецианской республики XVIII века.

28 апреля 1887 года, уже в Италии, крейсер получил новое имя -"Догали" и вступил в строй. Название -в честь крайне неудачной для итальянцев битвы при Догали в январе этого же 1887 года, где 7000 эфиопских (абиссинских) бойцов раса Алулы Энгида почти полностью уничтожили батальон полковника Томмазо де Кристофориса из 550 итальянских солдат. В итальянской истории считается примером героической гибели. Площадь у вокзала Термини в Риме с тех пор носит имя "Площадь 500".

На картине Микеле Каммарано изображена битва при Догали 26 января 1887 года с полковником Томмазо де Кристофорисом с его характерными черными усами.
На картине Микеле Каммарано изображена битва при Догали 26 января 1887 года с полковником Томмазо де Кристофорисом с его характерными черными усами.

В итальянском флоте крейсер классифицировался как «таранно-торпедный корабль» ( Ariete-torpediniere). Он был одним из самых быстроходных крейсеров своего времени, благодаря впервые установленным на военном корабле паровым машинам тройного расширения малой мощности. Кроме того, традиционно для эльсвикских крейсеров, он был неплохо вооружен-батареей из шести 152 мм длинноствольных орудий Армстронга.

1887
1887

рекламный буклет Армстронга о продаже будущего "Догали".
рекламный буклет Армстронга о продаже будущего "Догали".
-7

Таранный минный (бронепалубный) крейсер (Ariete torpediniere)


"Догали" RN "Dogali", до 28.04.1887 года- "Angelo Emo", с 29.01.1908 года-"Montevideo". В период действия контракта с Грецией -"Salamis" ("ΣΑΛΑΜΙΣ"). "Sir W G Armstrong, Mitchell & Company Limited" в Эльсвике. Стр. № 482.

Заказан 12 февраля 1884 года Грецией , в состав флота зачислен как бронепалубный крейсер "Salamis" ("ΣΑΛΑΜΙΣ", "Salamina"), спущен на воду 28 января 1886 (23 декабря 1885 года), контракт с Грецией аннулирован в 1886, в июле 1886 заключен контракт с Турцией, контракт с Турцией аннулирован в 1886, 16 февраля 1887 куплен Италией и переименован , вступил в строй 28 апреля 1887, исключен 16 января 1908 и 8 января 1908 продан Уругваю, где 29 января 1908 введен в строй как крейсер (Crucero) "Montevideo", с 1914 учебный крейсер (Crucero Escuela), исключен 25 мая 1931 и в 1932 разобран на металл.

Водоизмещение -2050 длинных (2080)/ 2235 тонн. Длина 76,2 м. Ширина 11,28 м. Осадка 4,42 м.
Бронирование-Броневая палуба — 25- 50 мм, щиты орудий — 114 мм
боевая рубка — 50 мм
Двигатели-2 горизонтальные паровые машины тройного расширения, 4 двойных паровых котла, 5012 л. с., на испытаниях 7197 л.с. Движитель 2 винта. Скорость хода 17,68 узла.Запас топлива 480 тонн угля. Дальность плавания 4000 морских миль на 10 .Экипаж 224–247-250 человек.
Вооружение-6 × 1 — 152-мм/32, 9 — 57-мм 6 фн, 6 картечниц Гатлинга. Минно-торпедное вооружение- 4 × 1 — 356-мм надводных торпедных аппарата

Одно 75-мм десантное орудие добавлено в 1898 году

«Догали» в 1893 году
«Догали» в 1893 году

Крейсер имел двухтрубный силуэт с двумя разнесенными мачтами, на которых размещались боевые марсы. Он стал первым боевым кораблем с паровыми машинами тройного расширения небольшой мощности(до 7600 л.с.). Две горизонтальные машины (на два винта) с четырьмя двойными цилиндрическими котлами имели расчетную мощность в 5012 л.с. и скорость в 17,68 узла, но на испытаниях показали 7179 л.с., благодаря чему крейсер развил 19,66 узла. Фирма не стеснялась обещать и 22,5. В любом случае тогда "Догали" был одним из самых быстроходных крейсеров в мире. Запас угля обеспечивал крейсеру дальность плавания в 4000 миль на 10 узлах.

Дополнительно крейсер имел парусное вооружение-косые паруса по типу шхуны. Позднее паруса были демонтированы. Первоначально штатная численность экипажа составляла 224 человека, позднее она была увеличена до 247, а в уругвайском флоте-до 250.

Защита корабля состояла из бронепалубы толщиной до 50 мм, стальных листов по бокам боевой рубки 50 мм и орудийных щитов толщиной 114 мм.

Вооружение состояло из шести 152 мм 32 калиберных орудий в одиночных установках на спонсонах- два на носу, два в корме и два на миделе. Это были пушки Armstrong Pattern M весом каждая в две тонны. "Догали" стал единственным кораблем с такими пушками.

Противоминную защиту обеспечивали девять 57 мм 40 калиберных скорострельных орудий и шесть картечниц Гатлинга.

Крейсер нес также четыре надводных торпедных аппарата калибр 356 мм.

-9

В 1890 году новый крейсер прошел ежегодные маневры итальянского флота в составе 1-й эскадры, вместе с броненосцем "Лепанто", крейсером "Пьемонт" и миноносцами. В Тирренском море 1-я эскадра оборонялась от нападения вражеского (французского) флота.

-10

В 1893 году вместе с крейсерами "Этна" и "Джованни Бозан" был отправлен на Всемирную Колумбийскую выставку 1893 года в Чикаго. Крейсера участвовали в международном военно-морском смотре в Нью-Йорке, проходившем в начале выставки, посвященной 400- летию открытия Колумбом американского континента. На следующий год крейсер вместе с "Джованни Бозан" посетил Рио-де-Жанейро во время восстания бразильского флота (Revolta da Armada), когда кроме Италии свои крейсера для защиты своих подданных и интересов отправили также Великобритания, Франция, Германия, Испания и Аргентина.

-11
-12

"Догали" посетил также Ванкувер, Новый Орлеан, порты Тихого океана. В 1897 года крейсер еще раз побывал в Нью-Йорке на торжествах по случаю открытия гробницы Гранта.

1 февраля 1897 года из «Догали», «Марко Поло», «Умбрии» и «Лигурии»
итальянцы сформировали отдельный Дивизион крейсеров.

В 1902 году в составе итальянской эскадры крейсер ходил "выбивать долги" из Венесуэлы во время Венесуэльского кризиса 1902—1903 годов. При этом вместе с немецким крейсером SMS Falke по Амазонке поднялся до Санта-Фе в Перу. В 1906 году ему провели ремонт механизмов в США, на верфи в Пенсаколе. В 1907 году корабль посетил чилийский городок Капитан Пастене, который в 1904-1905 годах основали 87 семей, переселившихся из региона Эмилия-Романья.

В основном же крейсер использовался как учебный, для дальних походов морских кадетов.

-13

-14

-15

Итальянское правительство никогда не чуралось распродажи кораблей своего военного флота. Поэтому устаревший крейсер вместо утилизации также постарались пристроить в хорошие руки. Учитывая пристрастие крейсера к Новому Свету, покупателей искали в Западной полушарии. В сентябре 1907 году чуть было не свершилась сделка с Перу на 50 тысяч долларов (The New York Times ,15 сентября 1907). Но 16 января 1908 года крейсер был продан Уругваю и торжественно сдан покупателю прямо на рейде Монтевидео.

Для уругвайского флота это был самый крупный боевой корабль. Крейсер, естественно, переименовали. Имя ему присвоили в честь столицы- «Montevideo». По некоторым данным уругвайцы также заменили 356 мм торпедные аппараты на более мощные и современные 457 мм. Сам корабль приобрел светлую окраску.

В уругвайском флоте он стал самым крупным и мощным кораблем за всю историю этой небольшой страны ( пока ВМС Уругвая не приобрели три подержанных французских фрегата 60-х годов типа "Commandant Rivière"). В начале же 20-го века весь флот Уругвая состоял из вооруженный пароход "Vanguardia" , новой 1400-тонной канонерской лодки « Уругвай» немецкой постройки (2 × 4,7-дюймовые пушки) и катера « Ориентал».

-16

Даже экипаж на такой большой корабль было трудно набрать (уругвайская военно-морская академия была основана только в 1907 году), ведь самым большим кораблем уругвайского флота до прихода крейсера вообще была старая деревянная канонерка французской постройки General Suárez (ex- Tactique) с локомотивными котлами и командой в 65 человек. Переход к экипажу в более чем 200 человек- был прорывом.

-17

Ради этого уругвайцы списали махом и Suarez и старую канонерскую лодку General Artigas (300 тонн) австрийской постройки и вооруженный торговый пароход Malvinas (400 тонн) немецкой постройки и колесную канонерскую лодку Barón de Río Branco (300 тонн) из штата Министерства внутренних дел. Команды всех этих кораблей и стали первым экипажем крейсера.
К 1910 году в состав уругвайского флота вошла канонерская лодка (крейсер или минный крейсер) "Уругвай" , ставшая новым флагманом национальных ВМС и старый крейсер уже редко покидал порт(на новый корабль была переведена часть его команды).

Во время кратковременного похода в 1912 году «Montevideo» чуть не затонул у берегов Бразилии и его пришлось буксировать в порт.

В 1914 году его разоружили и использовали в качестве стационарного учебного корабля(c rucero escuela ). В 1917 году ненадолго восстановили в боевой состав в связи с присоединением Уругвая к Антанте. После войны списали, но из состава флота исключили только в 1931 году. Лишь в 1932 году, через 46 лет после спуска на воду, его продали на слом. Вместо него уругвайский флот пополнили три 180 тонные канонерские лодки и один трехмачтовый учебный корабль.

Крейсер Montevideo, ~1917.
Крейсер Montevideo, ~1917.
Крейсер Montevideo, ~1917.
Крейсер Montevideo, ~1917.

Крейсер Montevideo, сентябрь 1917
Крейсер Montevideo, сентябрь 1917

Крейсер Montevideo, 1918
Крейсер Montevideo, 1918

Крейсер Montevideo в 1922-23-м году.
Крейсер Montevideo в 1922-23-м году.

Единственный крейсер Уругвая (впрочем канлодку "Уругвай" местные тоже считали крейсером) увековечен на нескольких почтовых марках этой страны.

Почтовая марка Уругвая
Почтовая марка Уругвая

Имя "Монтевидео" (ROU 03) с 1991 года носит один из трех бывших французских фрегатов (бывший "Адмирал Шарнер" (F727 ), до сих находящийся на страже независимости страны.

«Montevideo»
«Montevideo»

Неудавшийся греческий крейсер получил долгую и насыщенную жизнь. Его, как горячий пирожок, перекидывали из рук в руки, от греков к туркам, от турок к итальянцам, от итальянцев к перуанцам, далее к уругвайцам, где и завершилась его почти полувековая карьера. Повидал он практически весь мир, поменял 5 названий, только ни разу не участвовал в бою.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам