Найти в Дзене
Морская коллекция

Лидеры эсминцев.Три министра. "Карло Мирабелло".

Итальянский флот имел свою классификацию для быстроходных кораблей. Это были Esploratore Leggero -легкие разведчики.В то же время,в английской традиции такие корабли обычно относили либо к крейсерам-скаутам либо к лидерам эсминцев.

Перед первой мировой войной итальянцы разработали на базе лидеров типа «Поэрио» проект с увеличенным водоизмещением ,более мощной энергоустановкой и усиленным вооружением (102 мм орудий стало 8 вместо 6).

Всего на верфи "Ансальдо" в Генуе построено 3 корабля. Наименования они получили в честь министров военно-морского флота Итальянского королевства.

Карло Мирабелло Дата рождения 17 ноября 1847 года Тортона. Дата смерти 24 марта 1910 года, Милан .Королевство Италия (1861, 1910) . военный офицер,политик,министр военно-морского флота Королевства Италии (1904, 1909)
Карло Альберто Раккия ( Турин , 31 августа 1833 года - Специя , 12 марта 1896 года ) был политиком и сенатором Итальянского королевства, министром военно-морского флота
Аугусто Риботи ( Пьюджет-Тенье , 29 ноября 1816 г. - Ницца , 9 февраля 1888 г.) был итальянским адмиралом и министром военно-морского флота.

Испытывая острую нехватку легких крейсеров(все предвоенные силы ушли на строительство дредноутов) ,итальянцы установили на двух свежепостроенных лидерах 152 мм пушки ,в 1917 ее поставили и на головной-"Карло Мирабелло". Появились проблемы,такие же как у немцев на суперэсминцах- 152 мм имели малую скорострельность,а при выстреле весь корпус ходил ходуном. В итоге эксперимент был признан неудачным и в 1919 шестидюймовки демонтировали.

Все три лидера активно участвовали в боевых дейчтвиях итальянского флота. “Карло Альберто Раччиа ” ( по вариантам итальянского произношения можно использовать и "Раккиа") во время гражданской войны в России в составе союзной эскадры демонстрировал флаг и пушки в Черном море. Но в районе Одессы 21 июля 1920 года подорвался на мине и затонул.

Два оставшихся корабля с 1938 стали эсминцами . Во время мировой войны “Карло Мирабелло ” 21 мая 1941 г подорвался на мине у албанского побережья и затонул.

Основными врагами этой серии итальянских лидеров стали мины... А любимой страной-Советская Россия.

Третий корабль- “Аугусто Риботи” ,став конвойным кораблем ,лишившись торпедных аппаратов и получив глубинные бомбы и дополнительные 20 мм зенитки,дожил до конца войны и вошел с советскую часть репараций с итальянского флота. Естественно,тащить такую старую рухлядь в Союз никакого резона не было и его разобрали на металл тут же,в Италии. Но некоторое время в составе советского флота он находился под именем F-3” .

“Карло Мирабелло ” Carlo Mirabello . Заложен 21 ноября 1914 года на верфи “Ансальдо” в Генуе, спущен на воду 21 декабря 1915 года. Построен 24 августа 1916 года. Погиб, подорвавшись на мине 21 мая 1941 г. у мыса Дукато (Албания).

“Карло Альберто Раччиа ” Carlo Alberto Racchia Заложен на верфи “Ансальдо” в Генуе 10 декабря 1914 года, спущен на воду 2 июня 1916 года, построен 21 декабря 1916 года. Погиб, подорвавшись на мине, у Одессы 21 июля 1920 года.

“Аугусто Риботи” Augusto Riboty Заложен 27 февраля 1915 года на верфи “Ансальдо” в Г енуе, спущен на воду 24 сентября 1916 года, построен 5 мая 1917 года. После окончания второй мировой войны получил обозначение “F-3”, вошел в советскую квоту при разделе итальянского флота, но был оставлен в Италии. Разобран в 1951 году.

Водоизмещение: 1784 т (нормальное), 1972 т (в полном грузу), размерения: 103,75x9,7x3,6 м. Механизмы: 2 турбины Парсонса, 4 котла “Ярроу”, мощность механизмов (проектная) 44000 л.с. Скорость хода 35 узла (“Мирабелло” 44 020 л.с., скорость 33,74 узла, “Раччиа”43190 л.с., скорость 35,4 узла, “Риботи” 38962 л.с., скорость 35,3 узла). Дальность плавания 2300 миль со скоростью 12 узлов, 500 миль со скоростью 32 узла.
Вооружение- 8 102-мм/35, (“Раччиа” и “Риботи” 1 152-мм, 7 102-мм орудий временно), 2 76-мм зенитных, 2 6,5-мм пулемета системы Кольта, 4 450-мм торпедных аппарата, 100 мин заграждения (“Риботи” 120 мин).Экипаж 169 человек.
  • во время первой мировой войны

Водоизмещение-Стандартное: 1811 т, полное: 2303 т. Длина 101,1/103,8 м Ширина 9,7 м .Осадка 3,6 м .
Двигатели- 2 ТЗА Парсонс,4 ПК Ярроу, 44 000 л. с. ,Движитель-2 винта .Скорость хода 35 узлов .Дальность плавания 2840 морских миль на 15 узлах.Экипаж 10 офицеров;148 матросов
Вооружение- 8 (8 × 1) — 102-мм/, Зенитная артиллерия-2 (2 × 1) — 40-мм/39. Минно-торпедное вооружение-4 (2 × 2) 450-мм торпедных аппарата;100 мин

* на 1920

"Мирабелло" отличался от систершипов более развитой кормовой надстройкой.

Вскоре после вступления в строй вооружение на лидерах «Карло Альберто Раккиа» и «Августо Риботи» усилили, заменив носовое 102/35-мм орудие на 152-мм/40. Однако в 1919 году это орудие сняли, так как оно оказалось слишком тяжёлым для таких кораблей.

В 1920—1922 годах 102-мм/35 орудия на кораблях были заменены на новые того же калибра, но с большей длиной ствола — 102/45. Тогда же установили две 76-мм зенитки, которые вскоре заменили на 40-мм/39 автоматы «виккерс».

В 1942 году с «Августо Риботи» сняли два 102-мм орудия и увеличили число 40-мм автоматов до трёх. В 1943 году сняли ещё два 102-мм орудия, а 40-мм автоматы заменили на шесть 20-мм/70(6 × 1), установили бомбомёты. Сняли также оба торпедных аппарата.

-3

Во время первой мировой войны лидеры ,базируясь на Бриндизи,сопровождали конвои и ставили минные заграждения.

«Carlo Alberto Racchia» был зачислен в состав Королевского Военно-Морского флота 21 декабря 1916 года .Летом 1920 года лидер входил в эскадру Восточного Средиземноморья (Леванта) Итальянского флота (1920—1921 гг.), имевшую базу в Константинополе.Эсминец обеспечивал охрану от нападения белого флота трём военным транспортным пароходам «Пьетро Кальви», «Талия» и «Мельпомена», перевозившим возвращавшихся в Советскую Россию 4000 пленных русских солдат первой Мировой войны. Во время похода подорвался на мине 21 июля 1920 года. Взорвавшись под днищем, она спровоцировала взрыв второго котла. С момента взрыва мины до затопления прошло около 40 минут» . Погибли 8 человек- кочегары у котла и те, которых обварил пар. Было десять раненых — обожженных кипятком и паром; двое — в очень тяжелом состоянии. Позже двое тяжелораненых — канонир Ре и кочегар Пеллегрино — скончались на борту военного транспорта «Мельпомена». Остальных подобрали шлюпки с транспортов. Последним спустился капитан.

Похороны состоялись после полудня, 24 июля. Моряки «Раккиа» несли гробы на своих плечах; перед ними длинной вереницей несли венки и знамена. Играли музыканты, мужчины и женщины пели хором. Кортеж, спаянный изумительной дисциплиной, двигался по городским улицам — в него вливались военные отряды, всяческого рода — кавалерия, артиллерия, броневики. В небе летел аэроплан. Большая привокзальная площадь, где оборудовали мемориал жертв революции, заполнилась толпами народа под лозунгами и знаменами разных обществ. С огромной трибуны, завешанной красными стягами, выступали многочисленные ораторы. После простых и трогательных слов капитана Морено, прозвучали длинные речи комиссара города Шумского и многих, очень многих ораторов. После каждой речи толпа пела «Интернационал» и революционные гимны.

Проявлений скорби не было — это была революционная демонстрация, славившая советский режим и союз русского и итальянского народов.

Корабль затонул в точке на широте 46N14’, долготе 30E40’2’’, в 19 милях от Одесского порта и в 2.750 м от берега . Попытка итальянского командования поднять корабль была саботирована большевиками,которые через несколько месяцев сообщили о желании самостоятельно поднять лидер.

Известно, что в конце 1920-х гг. ЭПРОН (экспедиция подводных работ особого назначения) пыталась поднять «Карло Альберто Раккиа» на поверхность, «но корпус эсминца оказался переломлен, и восстановление его обошлось бы дороже постройки нового корабля. Поэтому водолазы подняли лишь наиболее ценное оборудование» . В 1930 г. орудие с эсминца установили на учебном судне «Амур», пришвартованном у одной из набережных Ленинграда

«Карло Мирабелло» и «Аугусто Риботи» в 1936-38 годах участвовали в операциях итальянского флота во время гражданской войны в Испании.

«Карло Мирабелло» подорвался на мине и затонул 21 мая 1941 года у южного побережья острова Левкас в Ионическом море.
«Аугусто Риботи» после войны был выделен СССР в счёт репараций, но остался в Италии и был разобран на металл в 1950 году.

Место гибели «Карло Альберто Раккиа» сейчас является обьектом интереса для подводных исследователей.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам