Найти в Дзене
Морская коллекция

Тяжелые крейсеры. Скорость превыше всего."Тренто".

Гипертрофированное развитие линейного флота итальянцами перед и во время первой мировой войны не принесло итальянскому флоту никаких побед. Могучие линейные корабли всю войну отстаивались в гаванях . В итоге к началу 20-х годов Италия имела слабые легкие силы флота.Новых крейсеров было всего 6- три скаута-разведчика( Quarto, Nino Bixio и Marsala ), два колониальных стационера (Campania и Basilicata) и реквизированный на стапелях турецкий Drama ,окрещенный Libia .

Поэтому Региа Марина пришлось не побрезговать и полученными по репарациям кораблями бывших врагов- немецкие SMS Strassburg, SMS Graudenz и SMS Pillau служили королю под именами Taranto, Ancona и Bari ,а австро-венгерские SMS Helgoland и SMS Saida, стали Brindisi и Venezi .

Эта разношерстная и малобоеспособная компания,естественно,не могла удовлетворить амбиции пришедшего к власти фашистского режима Муссолини,взявшего курс на превращение Средиземноморья в "Наше море".

Вашингтонское морское соглашение закрепило статус Италии как пятой морской державы мира,но наложило соответствующие ограничения-в т.ч. и на развитие крейсеров ,которым итальянцы уделили очень пристальное внимание.Согласно международным соглашениям Италии было позволено иметь 7 тяжелых крейсеров,к разработке которых итальянцы приступили вскоре после конференции 1922.

Проектирование возглавил Филиппе Бонфлильетти. Формат вашингтонских крейсеров ,в соответствии с техзаданием,адаптировали под условия Средиземноморья. Крейсера должны были выполнять роль ударной силы флота ,с помощью скорости и дальнобойности орудий на максимальной дальности подавлять противника артогнем,навязывая дистанцию и условия боя. Дальность и мореходность в условиях внутреннего моря были не критичны. Бронирование тоже,хотя в отличие от первых французов и англичан итальянский крейсер получил таки броневой пояс. По действующей классификации корабли отнесли к легким крейсерам и лишь с 1930 перевели в новый класс-тяжелые крейсера. Уложиться в ограничения по тоннажу (10 000 тонн) итальянские корабелы так и не смогли,но это осталось их маленькой тайной и никаких официальных претензий Италия не получила.

Первыми итальянскими тяжелыми крейсерами и родоначальниками серии из семи красивых и элегантных боевых кораблей королевского флота стали "Тренто" и "Триесте",традиционно для итальянских тяжелых крейсеров названные в честь городов на территориях,присоединенных к Италии после первой мировой войны.

Некоторое время "Тренто"считались самыми скоростными тяжелыми крейсерами в мире.

"Тренто" стал также прототипом для двух аргентинских тяжелых крейсеров типа "Альмиранте Браун",построенных Италией по заказу этой южноамериканской страны.

Для самого "Тренто" строительство шло с трудностями и проблемами. Хотя заложен он был первым,но вошел в строй на несколько месяцев позже своего систершипа. Ему даже не удалось с первой попытки совершить спуск на воду. 4 сентября 1927- когда его пытались первый раз вывести на чистую воду,корабль резко затормозил ,пройдя всего 47 ярдов. Оказалось ,что в жир для смазки кто то подмешал песок. Виновника саботажа не нашли. Сейчас можно только догадываться кому понадобилось "притормозить" строительство новейшего крейсера. То ли французам,то ли каким антифашистам-подпольщикам ,то ли какому то работяге Джузеппе,которого на пару лир обсчитали в зарплате...

-4

Тренто RN Trento заложен 8 февраля 1925 года, спущен на воду 4 октября 1927 года,вступил в строй 3 апреля 1929 года, Потоплен 16 июня 1942 года в Ионическом море английской подводной лодкой Umbra

Триесте RN Trieste заложен 22 июня 1925 года , спущен на воду 24 октября 1926 года ,вступил в строй 21 декабря 1928 года, Потоплен 10 апреля 1943 года в Ла-Маддалене американской авиацией

Водоизмещение-Стандартное 10 511 т(«Триесте» — 10 505 т) ,полное 13 548 т («Триесте» — 13 540 т). Длина 190 / 190,96 м. Ширина 20,6 м .Осадка 6,8 м.

Бронирование-Главный пояс — 70 мм,
палуба — 20…50 мм,
траверзы — 40…60 мм,
башни — 100 мм,
барбеты — 60…70 мм,
рубка — 100 мм.

Двигатели- 4 ТЗА Parsons,150 000 л. с.Движитель 4 винта. Скорость хода 36 узлов. Дальность плавания 4160 морских миль (на 16 узлах).Экипаж 781 человек.

Вооружение-

  • 8 (4 × 2) 203-мм/53 орудия «Ансальдо» Mod.1929., Зенитная артиллерия-
  • 16 (8 × 2) × 100/47 универсальных орудий «ОТО» Mod.1927;
  • 4 (4 × 1) × 40-мм/39 автомата «Викерс-Терни» Mod.1915/1917;
  • 8 (4 × 2) × 13,2-мм/76 зенитных пулемета «Бреда» Mod.1931.
  • 4 × 2 — 533-мм торпедных аппарата. Авиационная группа- 1 катапульта, 2 гидросамолёта .

В 1937 году кормовую пару установок универсальных 100-мм пушек заменили на 4 спаренных 37-мм зенитных автомата фирмы Breda.

RN_Trento_в_Венеции
RN_Trento_в_Венеции

Главный калибр крейсеров типа «Тренто» состоял из восьми 203-мм орудий длиной в 50 калибров, завода «Ансальдо». Размещались они линейно-возвышенно в четырёх двухорудийных башнях — две в носовой и две в кормовой части. Их первоначальные основные характеристики составили: вес орудия 20,6 т, вес снаряда 125,3 кг, вес заряда марки С 47 кг, начальная скорость снаряда 905 м/ сек, скорострельность при угле возвышения 15° один выстрел в 18 секунд, при угле возвышения 45° — один выстрел в 40 секунд. Заряжание производилось при фиксированном угле возвышения 15°. Максимальная дальность 31 324 м. Вместимость погребов 1300 снарядов и 2900 зарядов (боекомплект состоял из 162 снарядов на орудие, что в сумме даёт 1296 снарядов). Впоследствии из-за высокого износа ствола вес снаряда снизили до 118,5 кг, начальную скорость до 835 м/сек, дальность при этом уменьшилась до 28 км ,зато износ стволов значительно уменьшился.

Эксплуатация показала серьезный недостаток орудий главного калибра- очень низкая точность стрельбы. За всю войну все 7 итальянских тяжелых крейсеров добились всего трех подтвержденных попаданий. Причиной называют и близкое расположение орудий в башнях и традиционно большие допуски при изготовлении боеприпасов. Факт остается фактом- мощные по характеристикам орудия этих крейсеров не проявили себя на поле боя.

-6

Универсальный калибр крейсера состоял из шестнадцати 100-мм пушек образца 1924 года, разработанных на базе орудий фирмы Шкода образца 1920 года , в восьми башнях. Зенитное вооружение включало четыре 40-мм установки Vickers "пом-пом" и восемь 13,2-мм пулеметов. Кроме этого, на главной палубе между трубами располагались четыре двухтрубных 533-мм торпедных аппарата.

Бронирование состояло из 50-мм бронированной палубы, которая начиналась от ангара до кормовых погребов, после чего переходила в 20-мм горизонтальную и 30-мм наклонные плиты для защиты ходовой части. В носовой части корабля горизонтального бронирования не было. Вертикальное бронирование включало 70-мм бронепояс между носовыми и кормовыми погребами, переходящий в 40-мм и 60-мм бронированные траверзы. Башни имели 100-мм бронирование. Всего вес брони составлял 888 тонн.

Корабль оснащался тремя самолетами, два из которых располагались в ангаре впереди башни А, и катапультой Gagnotto для их запуска. В качестве самолетов использовались последовательно модели Piaggio P.6ter, Macchi M.41, CANT 25AR и, наконец, IMAM Ro.43.

Trieste-Napoli
Trieste-Napoli

В целом корабли традиционно представляли собой "феррари" боевого кораблестроения,красивые,со стремительными обводами,элегантным силуэтом,очень сильно напоминающим круизные лайнеры ,формально с мощным вооружением и более- менее приличным-по сравнению с европейскими одноклассниками бронированием, с вполне логичными жертвами в мореходности и дальности,но....

На марке 1931 года
На марке 1931 года

О службе и боевых подвигах крейсеров типа "Тренто" можно будет прочитать в отдельной статье.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам