Раз уж мы взялись исследовать площадь Чапаева в Самаре, стоит вспомнить об основателе Жигулевского пивоваренного завода, выходце из Австрии, перешедшем в русское подданство, Альфреде Филипповиче фон Вакано. Интересно, что этот далеко не бедный человек больше тридцати лет прожил на территории своего завода. На фото красная стрелка указывает на башенку его дома.
К сожалению вид на пивзавод из Пушкинского сквера (а этот вид тоже охраняется Законом об объектах культурного наследия) сильно пострадал от новостроек на территории Иверского монастыря. Вот уж, действительно: заставь энтузиаста богу молиться… Сейчас под давлением общественности строительство остановлено. Что будет дальше, пока неизвестно.
Но не будем отвлекаться. В 1914 году Альфред Филиппович всё же поселился по другую сторону заводского забора, но недалеко, всего в шестистах метрах от проходной и в пределах прямой видимости – на Почтовой улице рядом с театром.
А с театром Альфреда Филипповича связывала не только любовь к искусству, еще он поставлял туда газ для освещения. Некоторые исследователи обвиняют его в том, что он пользовался поддержкой городского головы Петра Алабина, который ради бизнеса фон Вакано выступил против более прогрессивного проекта электрического освещения театра. Другие пишут, что бизнес фон Вакано был почти благотворительностью: он поставлял осветительный газ по заниженным ценам себе в убыток.
Также Альфред Филиппович занимался благоустройством театрального холма. До реконструкции здание театра было значительно короче. От задней стены до склона оставалось большое пространство.
На средства фон Вакано в 1898 году начались работы по превращению пустыря за театром в сквер, который затем был назван Пушкинским по случаю 100-летия со дня рождения поэта. К 1902 году там же устроили площадку для детских игр и теннисный корт.
Бюст Пушкина впервые появился в сквере в 1905 году. Тогда он был гипсовый и стоял спиной к Иверскому монастырю. В 1930-е годы демонтирован по причине ветхости.
Второй памятник, установленный в 1949-м и демонтированный в 1962 году, был бетонный. Смотрел он уже на то место, где раньше был Иверский монастырь.
Нынешний металлический бюст появился в 1985 году. Памятник создавался по проекту самарского скульптора Игоря Федорова при участии скульптора из Тольятти Виктора Фомина и главного архитектора города Куйбышева Алексея Моргуна.
А всего в нескольких десятках метров от бюста Пушкина в 2012 году появилась еще одна скульптура. Называется она «Дама с ракеткой» и установлена в честь 100-летия первого теннисного турнира в Самаре. Авторы этой работы – самарские скульпторы Александр и Николай Куклевы.
Прототипом образа винтажной теннисистки стала Мария фон Баредер, дочь двоюродной сестры Альфреда Филипповича, которая служила у дядюшки экономкой и присматривала за детьми, а по мнению некоторых краеведов была гражданской женой фон Вакано.
Впрочем, другая часть краеведов считает, что гражданской женой она не была, поскольку это обязательно бы вызвало нападки со стороны недоброжелателей и завистников, но таких свидетельств не сохранилось.
Альфред Филиппович поселил у себя племянницу не от хорошей жизни. После более чем 20-летней совместной жизни его жена уехала от него в Вену. Незадолго до этого шестеро их детей и сам фон Вакано были приняты в русское подданство. Дети остались в Самаре, а Альфреду Филипповичу срочно понадобилась помощь.
Мария занималась не только хозяйством и детьми, она также способствовала развитию тенниса в Самаре и организовывала заграничные поездки фон Вакано, из которых привезено множество произведений искусства. После революции коллекция была национализирована и составила основу экспозиции искусства Востока Самарского художественного музея.
В 1915 году Альфреду Филипповичу пришлось покинуть свой новый дом. Его выслали под надзор полиции в Бузулук по подозрению в шпионаже. Мария поехала с ним. В 1918-м обвинение снято, но зато национализирован Жигулевский пивзавод. 72-летний предприниматель принял решение покинуть недружелюбную Россию.
В феврале 1919 года семья выехала в Австрию в город Тюрниц. Альфред Филиппович ушел на покой. Мария фон Баредер была рядом, когда в марте 1929 года в возрасте 82 лет он скончался.
А Жигулевский пивзавод продолжает работать, на его территории в бывшем доме фон Вакано находится заводской музей. В последнем жилище пивовара напротив театра с 1919 года чего только не было: клуб, Сельскохозяйственный институт и даже коммуналки. Но в 1995 году жильцов расселили и начали реставрацию. Сейчас в здании находится отделение Фонда социального страхования.
Спасибо, что дочитали!
Читать продолжение
Предыдущую часть читайте здесь. Начало прогулки по улице Фрунзе – здесь.
Если текст понравился, поставьте, пожалуйста, лайк. Ну и помогите продвижению канала, сделав репост в соцсетях (это совсем не сложно – кнопки находятся на полях слева от текста).
Также рекомендую заглянуть (а то и подписаться) на мой канал – там есть (и будет) еще много интересного, например, рассказ о победе матриархата в семье моего деда, мэра города Смоленска.
Ваш Андрей Макаров