Шарнир рулевой тяги или как его ещё в народе называют рулевой наконечник, связывает поворотный кулак с рулевым механизмом. Как говорится, вечного ничего не бывает и когда наконечник изнашивается, возникают посторонние звуки. Во время движения автомобиль ведёт в сторону, управление становится не таким острым, а при поворотах руля и проезде неровностей дороги, возникает металлический стук.
Сам наконечник состоит из корпуса (тела шарнира), шарового пальца и сухаря (вкладыша) с пружиной. Изнашивается именно сферическая часть шарового пальца, за счёт чего между шаром и сухарём образуется зазор, который «выбирает» пружина, своим сопротивлением прижимая сухарь к шару. Когда зазор становится слишком большим и пружина уже не может его выбрать, наконечник начинает стучать.
Если надолго откладывать замену запчасти, во время движения вы рискуете потерять по дороге колесо, поэтому не затягивайте! На кону ваша жизнь, пассажиров в автомобиле и других участников дорожного движения.
Как проверять?
Чтобы убедится, что изношен именно наконечник, а не шаровая опора или стойка стабилизатора, следует обзавестись помощником, который будет резкими движениями крутить руль из стороны в сторону, поворачивая его градусов на 40. Ну то есть не нужно его выворачивать до упора в каждую сторону. В этот момент с ямы, эстакады или со стороны колеса, кладёте руку прям на сам наконечник. Когда он изношен, стук будет отдавать прямо в руку и вы не перепутаете. Бывает нет возможности кого-то попросить покрутить руль. Тогда с улицы крутите рулём и прислушиваетесь к звукам. Обычно, когда машина стоит на месте, при повороте руля, будет стучать только наконечник. Шаровая и стойка стабилизатора откликается только на неровностях дороги.
Советы по замене
Не важно, сами вы меняете наконечники или же на СТО, обращайте внимание на качеств запчастей. Я бы вам посоветовал покупать рулевой шарнир фирмы Lemforder. Она частенько попадается в коробке из-под оригинала, поэтому какой смысл переплачивать? Перед установкой, возьмите наконечник и попробуйте сдвинуть с места шаровый палец. От руки им шевелить будет очень трудно, и это признак того, что запчасть уже не «разбитая».
И ещё один совет - обязательно проверяйте наличие смазки в пыльнике наконечника. У наконечников. Например у фирмы Lemforder на шарнире пыльник зажат проволокой и чтобы убедиться в наличии смазки, её придётся ломать. Производитель качественный, с очень хорошей репутацией, поэтому насчёт смазки можно не переживать. А вот там, где есть возможность снять пыльник - проверяйте. Если мало, наложите туда Литол, а лучше ШРБ. Только в разумных количествах, иначе когда затянется на пальце гайка, пыльник из-за избытка смазки порвёт, что не есть хорошо. Когда рвётся пыльник, вы представьте сколько в шарнир попадает воды с грязью. Эта «адская» смесь работает как абразив и только ускоряет износ детали. Поэтому время от времени проверяйте состояние ваших пыльников и при наличии повреждений, замените, наложив новой смазки. Согласитесь, проще и дешевле купить пыльник, чем сам шарнир.
Менять только один или сразу пару?
Этот вопрос мучает большинство водителей. Все сервисные книги и опытные мастера, твердят, что желательно менять сразу два наконечника с обеих сторон, и это правильно. Если дать этому логическое объяснение, то поменяв только на одной стороне, которая станет «жёсткой», на вторую сторону будет передаваться больше нагрузки, так как с этой стороны наконечник уже даёт слабину и износится быстрее. Впрочем, не всегда бюджет позволяет заменить сразу два, всякие ситуации бывают, но просто имейте ввиду то, о чём я сказал выше.