Найти тему
Fitzroy Magazine

Ирландское чаепитие

Оглавление

Spirit of Ireland и бабушкин пирог

Ещё больше интересных статей на Fitzroy Magazine

Ян Авриль | Fitzroy Magazine
Ян Авриль | Fitzroy Magazine

Когда мы слышим “Ирландия” на ум тут же приходят шумные пабы с пивом Guinness, льющимся рекой, виски Jameson, славный на весь мир, знаменитая закуска fish and chips, накрепко засевшая в постоянных позициях всех пивнушек планеты. Неутешительная для страны статистика гласит, что отнюдь не Россия или Финляндия входят в топ-5 наиболее выпивающих стран Европы. Ирландцы — одна из самых пьющих наций в мире, а ирландская культура пития — традиция, уходящая корнями в далёкое прошлое и нечто очевидное, известное всем на белом свете, не раз подсвеченное в кино, сериалах и книгах.

Но есть в Ирландии и другой напиток, активно потребляемый всей страной и также, как и алкоголь, обросший традициями и правилами. Напиток этот — чай. 

Как пьют чай в Ирландии

По потреблению чая ирландцы — вторая нация в мире, которую в этом вопросе опередили лишь турки, а вот русские и даже британцы с их five o’clock остались позади.
Среднестатистический житель Изумрудного острова в год высыпает в заварочный чайник более двух килограммов чая, а в день выпивает по 6 чашек этого напитка, что, с учётом вечных ирландских дождей, промозглой погоды и экономии на отоплении в домах совсем не удивительно.

Гостей, как и в России, встречают и провожают чаем, он основа ирландского гостеприимства. “Заскочить на чашку чая” здесь — не пустой звук, а настоящий социальный ритуал. Чаепитие позволяет сгладить неловкость первых минут разговора, даёт возможность хозяину и гостю чем-то занимать возникающие в разговоре паузы, таким образом начало встречи выглядит более расслабленным, а между людьми, сидящими за одним столом, создаётся более доверительная обстановка.

Ирландская чайная культура уходит своими корнями в XIX век, когда из Англии в Ирландию начали поставлять чай. Качество чая, предназначенного для Ирландии, однако, было хуже, чем в метрополии, а потому заваривать его приходилось дольше и крепче, а для корректировки вкуса в напиток начали добавлять молоко. Эта традиция сохраняется и по сей день.
В XX веке ирландцам удалось избавиться от посредников в приобретении чая, и им стали напрямую доступны рынки Индии и Шри-Ланки. Смесь чайных листьев из этих двух регионов сегодня называется “Ирландский завтрак”.

Сейчас на полках всех супермаркетов преобладают два производителя чая — Lyons и Barry’s, а в стране идут жаркие дискуссии о том, какая из марок должна занять место достойнейшей. Причина кроется не только в стремлении определить, какой именно чай обладает более тонкими вкусовыми характеристиками.

-2

Barry’s — семейная компания, основанная в Корке в 1901 году Джеймсом Барри. Уже в 1934 году потомок основателя Энтони Барри начал получать первые награды в области торговли чаем за отбор сортов и экспертизу своих чаев. До 1960-х годов чай продавался только в городе Корк, в семейной лавке на Princess-Street, но благодаря его популярности в городе, владельцы стали расширять точки сбыта, поставляя свой чай сначала в магазины в пригородах Корка, а затем и по всей стране. К тому же, Питер Барри, сын Энтони, наладил оптовые поставки чая из Восточной Африки, и новый сорт был принят ирландцами “на ура”. Кроме того, начиная с 1980-х годов компания регулярно вводила новинки в свой ассортимент, подстраиваясь под запросы общества, так в линейке появились не только чёрные чаи из разных регионов, но и травяные, зелёные, фруктовые и даже декаф-чаи. 

Компания и по сей день управляется потомками Джеймса Барри, является исключительно ирландской маркой и поддерживается ирландскими диаспорами по всему миру.

Компания Lyons была основана в Дублине на High Street в 1902 году, а в середине века набрала невероятную популярность за счёт того, что стала класть в пачки чая лотерейные купоны с возможностью выиграть от 10 шиллингов до 100 фунтов. Позже, в 1970-х, Lyons таким образом разыгрывала даже автомобили. В 1980-х годах компания привлекала новых любителей чая и удерживала старых приверженцев марки сменой формы чайных пакетиков с квадратных на круглые. Однако в 1996 году произошло знаковое для Lyons событие — её приобрела английская корпорация Unilever и после этого перенесла фактическое производство на территорию Великобритании. Несмотря на перенос производства, владельцы бренда до сих пор подчёркивают его ирландские корни.
Зная специфику англо-ирландских отношений, нетрудно догадаться, почему не утихают жаркие споры о том, какой же чай лучше.

Кроме всего прочего, ирландское чаепитие, как и любая знаковая национальная особенность — популярный туристический аттракцион, предлагаемый туристам как в демократичных кафе, так и в пятизвёздочных отелях, расположенных в замках с почти тысячелетней историей.

К слову, все иммигранты, коих в Ирландии немало по причине большого количества офисов международных корпораций и одного из самых низких в Европе корпоративных налогов, ирландский чай не жалуют, оставляя его на откуп приезжим зевакам и коренным ирландцам, предпочитая ему менее популярные на острове сорта — и, конечно, кофе.

Ирландский кофе

Разумеется, кофе пьют и сами ирландцы, но гораздо меньше, чем чая и алкогольных напитков — всего одну чашку в день. И здесь возникает вопрос, а не знаменитый ли это “Ирландский кофе” — коктейль с восьмидесятилетней историей, готовящийся на основе кофе, виски и сливок с добавлением коричневого сахара. Тогда, возможно, дневная доза потребления кофе среднестатистического ирландца должна учитываться алкогольной статистикой, а это уже, согласитесь, совсем другой разговор.

Ирландский кофе, кстати, имеет весьма интересную историю происхождения, окутанную легендами.

Говорят, что впервые он был предложен гостям ресторана, которым заведовал шеф-повар Джо Шеридан, расположенном в городе Фойнс, на берегу Северной Атлантики, рядом с местом, куда прилетали гидропланы из США, в 1942 году. После приземления гидроплана пассажирам было нужно выгружаться из тёплого салона в лодки, и в любое время года плыть на них к берегу, зачастую в сильный ветер и сырость, такой же малоприятный путь в лодке предстояло проделать и тем, кто хотел куда-то улететь. 

-3

Однажды из Ирландии вылетел рейс в Ньюфаундленд, однако, капитан вскоре обнаружил, что погода совершенно нелётная, и был вынужден вернуться, а пассажирам пришлось второй раз проделать путь на лодке в непогоду. Ресторан был мобилизован и ожидал несчастных продрогших пассажиров. Джо Шеридан решил подать им не просто горячий кофе, а что-то, что могло бы ещё быстрее согреть и придать сил. Было решено добавить в обычный кофе со сливками немного виски. Вкус поданного напитка пассажирам пришёлся по душе, и вскоре молва об Ирландском кофе разлетелась по свету.

Кроме ирландского кофе, который вы найдёте в любом пабе в любой ирландской глуши, в крупных городах с большим количеством экспатов, таких, как Дублин или Корк, стали появляться локальные кофейни (кофейный фастфуд, такой, как Starbucks или Costa Coffee — не в счёт), где можно найти привычный любому российскому жителю набор кофе и кофейных напитков. Коренные ирландцы, особенно молодое, более гибкое поколение, тоже захаживают в кофейные места, по выходным в некоторых из них случаются настоящие аншлаги, но говорить, что в стране появилась какая-то особенная кофейная культура или традиция, пока рановато, даже несмотря на то, что дублинская кофейня 3FE несколько лет подряд выигрывала кубки World barista championship.

Большие корпорации, кроме привлечения сотрудников из стран с иными, чем у ирландцев, вкусами, влияют на распространение культуры потребления кофе и тем, что почти в каждом крупном офисе IT-гигантов на всех этажах есть кофе-пойнты. Оно и понятно: корпорации эти в основном американские, а американцы себя без кофе не мыслят. По наблюдениям, около 30% ирландцев, работающих в крупных международных компаниях, пьют кофе регулярно, но также стоит отметить и тот факт, что это в основном молодые профессионалы до 40 лет, часто путешествующие и открытые ко всему новому.

-4

Полки магазинов изобилуют коробками с кофейными капсулами от разных производителей, пакетами с кофе для варки в джезве и, разумеется, растворимым кофе, но производители ничем не отличаются от привычных российскому потребителю, а ажиотаж у полок практически отсутствует, чего не скажешь о стендах с чаем.

В целом же ирландцы довольно консервативны и за пределами крупных городов бережно чтут и культивируют свои обычаи и традиции, пьют чай марок Lyons и Barry’s и, несмотря на то, что он, говоря объективно, не самый лучший в мире, продолжают спорить лишь о том, в зеленой или красной упаковке должна храниться заварка в каждом ирландском доме. К кофе же, в общей своей массе, жители острова относятся весьма спокойно, если не считать столичных хипстеров и гиков, работающих в больших международных компаниях. Исключение составляет лишь Irish Coffee, являющийся народным достоянием и предметом национальной гордости.

В целом кофе для ирландцев — это что-то про работу и друзей-экспатов, чай — про дом, уют и традиции старших поколений. Если же выйти “в поля” и посмотреть на ирландцев в ресторанах и кабаках, в руках у них будут бокалы со старым добрым алкоголем — пивом или виски. 

Стереотипы в этой стране сильны, как ни в какой другой — и даже глобализация не смогла ничего существенно поменять в этом плане. Если вы хотите посмотреть, как веселятся ирландцы, вам нужно отправляться в паб, а не в чайную или кофейню — старый добрый Spirit of Ireland всё ещё живёт именно там.

Екатерина Калашникова

Ещё больше интересных статей на Fitzroy Magazine

При копировании или перепечатке материалов активная индексируемая ссылка на сайт fitzroymag.com обязательна.

Еда
6,93 млн интересуются