Найти тему
Автолюбитель со стажем

Хочу поспорить – как торможение двигателем влияет на износ ремня ГРМ

Оглавление

Бытует мнение среди автолюбителей, что торможение двигателем или стоянка на первой передачи негативно влияет на ресурс ремня привода газораспределительного механизма. В подтверждение этому наткнулся на статью в сети, где «эксперты» утверждали, что есть прямая зависимость работы КПП и срока эксплуатации ременного привода. Вплоть до его обрыва и гнутых клапанов.

Это утверждение меня возмутило. На моей многолетней практике работы на сервисе ни разу не было автомобилей с изношенным ремнем вследствие неправильной эксплуатации механической коробки передач. Да, сама коробка может выйти из строя, особенно при неправильном переключении передач и плохого ухода за ней. Но чтобы это влияло напрямую на ремешок? – Такого не может быть. Давайте обсудим это в комментариях.

Причины не влияющие на срок эксплуатации и обрыв ремня ГРМ
Причины не влияющие на срок эксплуатации и обрыв ремня ГРМ

Я недавно рассказывал о реальных причинах быстрого износа ремня ГРМ и его последующего разрыва. Эти факты могут подтвердить многие мотористы. Много машин привозили к нам на «веревке» вследствие обрыва ремешка по этим причинам. На 3 из 10 плановых ТО они обнаруживались, что приводило к ранней замене ремня. Давайте, перечислим те факторы, по мнению многих «экспертов» и автовладельцев могут влиять на ресурс.

Ошибки эксплуатации, которые изнашивают ремень раньше срока

Запуск авто с «толкача»

Заводим мотор с "толкача" и не гробим ремешок газораспределительного механизма
Заводим мотор с "толкача" и не гробим ремешок газораспределительного механизма

Частая ситуация, у кого неисправен аккумулятор. Как это может повлиять на ремешок? – Давайте разберем. При запуске двигателя таким образом, происходит передача энергии от колес, через валы коробки передач на маховик мотора. В результате чего происходит проворот коленчатого вала и запуск силового агрегата.

Когда происходит завод мотора стартером, то он крутит маховик ДВС. Так в чем же разница, что его будет крутить – КПП через первичный вал или бендикс стартера?

В том и другом случае энергия передается на коленчатый вал, который приводит в движение механизм ГРМ, поршни и т.д. То есть, получается стандартная ситуация, как в первом случае, так и во втором. Только в первом случае, при неправильных действиях может пострадать коробка передач. Ремень и элементы газораспределительного механизма будут работать в штатном режиме.

Рассмотрим другой вариант. Многие уже не помнят, на отечественных автомобилях старой эпохи был, так называемый, «кривой стартер» - изогнутая ручка для ручного запуска двигателя. Она подключалась через шкив коленвала напрямую к коленчатому валу. Владелец включал зажигания и ручкой проворачивал мотор. Здесь такая же ситуация, только воздействие на «колено» передавалось не на маховик через стартер или КПП, а напрямую.

А если заводить авто "кривым стартером" ремень ГРМ тоже порвет?
А если заводить авто "кривым стартером" ремень ГРМ тоже порвет?

Многие могут возразить, что на старых авто в большинстве случаев устанавливалась цепь в привод ГРМ. Но бытую мнения, что она тоже, как и ремень может растягивать из-за подобных манипуляций. Сторонникам такой теории плевать, речь идет о ременном приводе или цепном – все равно это «убивает» ваш двигатель.

Резкое понижение передачи во время езды

Очередной бред по моему мнению. Во-первых, на большой скорости включить меньшую передачу проблематично, можно услышать неприятный хруст в коробке, в лучшем случае. Каждой передаче соответствует своя скорость автомобиля. Воткнуть вторую на 100 километров в час вряд ли получится. Синхронизаторы сума сойдут и рассыплются, если приложить «дюжую» силу на рычаг.

Включение низкой передачи на большой скорости "прикончит" коробку, а не ремень
Включение низкой передачи на большой скорости "прикончит" коробку, а не ремень

Во-вторых, произойдет удар в коробке, что приведет к повышенному износу элементов «коробаса». Ремень и привод ГРМ в целом будет также вращаться в штатном режиме. Да, этот удар передастся коленвалу, авто начнет резко тормозить. Но не стоит забывать, что звездочка коленчатого вала вращает через ремень шестерни распредвала, а не наоборот.

То есть, если резко снизится скорость вращения первого, то через ремень снизиться и частота вращения второго. Никакого «больного» воздействия на ременный привод не будет, он выступает в роли посредника.

Я понимаю, что в старину посланникам за плохую новость могли отрубить голову. Но это другой случай, в наши времена с посредниками обращаются более гуманно. Конструкторы моторов не исключение. Эти все моменты закладываются при проектировании каждого узла двигателя.

Поэтому это утверждение – бред!

Торможение двигателем

Добрались и до этого заблуждения. Во время торможения коробкой и мотором крутящий момент передается не от маховика к колесам, а наоборот. То есть, получаются «те же яйца, только в профиль». Колеса крутят через КПП маховик и коленвал соответственно. При этом происходит эффективное торможение двигателем.

Опять же, элементы ГРМ продолжают работать в штатном режиме. Повышенного износа ремень не испытывает. Он просто «передаст» вращения от коленчатого вала к звездочкам распределительного вала.

У этого действия есть несколько положительных моментов:

  • Экономия топлива при торможении двигателем. Даже на старых моделях ВАЗ был режим принудительного холостого хода. Он в себя включал отключение подачи топлива на определенных оборотах при включенной передаче и закрытой дроссельной заслонки. Я не думаю, что инженеры были дураками;
  • Сокращение износа тормозных колодок. Подобный способ тормозить, на определенных скоростях и ситуациях избавляет от надобности использовать тормоза, машина сама плавно замедляется;
  • Повышается эффективность торможения. Особенно это сильно выражено при частых разгонах и торможении, в горной местности на серпантинах, где даже рекомендуется не выключать передачу, а спускаться на пониженной.
Торможение двигателем приносит больше пользы, чем вреда для ремня ГРМ
Торможение двигателем приносит больше пользы, чем вреда для ремня ГРМ

Последний пункт важен для безопасного движения в горах. Если не знают господа «эксперты», которые распускают такие сплетни, при частом использовании тормоза идет перегрев тормозных колодок. Их эффективность снижается в разы, вплоть до полного отключения тормозной системы. Использование навыка тормозить двигателем в купе с тормозами, продлевает работоспособность последним. Вы попросту успеете замедлиться на очередном крутом повороте и не вылетите в пропасть или кювет.

Стоянка машины с включенной передачей

Это тоже распространенный миф. В этом случае картина развивается подобным образом, как и с торможением мотором. Только авто стоит, компрессия в цилиндрах не позволяет провернуться коленвалу через включенную передачу КПП. Именно хорошая компрессия и передаточное число шестерен коробки передач держат машину от скатывания.

Стоянка автомобиля с включенной передачей никак не влияет на срок эксплуатации ремня ГРМ
Стоянка автомобиля с включенной передачей никак не влияет на срок эксплуатации ремня ГРМ

Но не распредвал, как думают многие. Они уверены, что именно он удерживает автомобиль. Коленвал пытается прокрутиться за счет включенной передачи и энергии от колес. Бедный ремень ГРМ пытается его сдержать от этого, испытывая колоссальные напряжения, потому что валы распределительного вала стоят намертво. Это большое заблуждение, не верьте им.

Вывод

Как видите, существует множество нелепостей от диванных «экспертов», которые дают неправильное толкование физическим процесс в автомобиле. Из-за них многие боятся правильно эксплуатировать авто, невзирая на инструкции, рекомендации автопроизводителей.

После очередного обращения ко мне с подобными вопросами, я решил поискать источник, от куда «растут ноги» этих слухов. Сеть – кладезь бреда и ошибок. Именно это побудило меня написать этот опус, крик души.

Если я в чем-то не прав, пишите в комментариях, я готов поспорить. Если будут конструктивные замечания, с удовольствием их рассмотрю. Всем удачи на дорогах и меньше слушается диванных специалистов, обращайтесь в профильные сервисы, там есть грамотные люди, их слушайте.

Авто
5,66 млн интересуются