Разбираемся, кто прав
На днях Дальневосточная "Звезда" Роснефти похвасталась спуском на воду первого и даже назвала его "единственным" супертанкера типа "Афромакс" "Владимир Мономах" на воду.
И мы, как и многие другие, поверили в это, окрестив судно - "первым и единственным в России" танкером-гигантом. Даже писали об этом. Но комментарий под этой публикацией помог нам взглянуть на ситуацию шире.
В действительности в Советское время строились танкера и побольше, с большим дедвейтом, чем нынешние танкеры Роснефти.
Сегодня мы расскажем о них. Вернемся в 1970-е года.
1974 год, апрель. Советский Союз. Керчь, судостроительный завод "Залив". Полным ходом идет спуск на воду гигантского танкера "Крым" проекта 1511.
Тогда "Крым" оказался самым крупным танкером, который эксплуатировался не только в СССР, но и в современной России. Проект судна разработало петербургское КБ «Балтсудопроект».
Размеры супертанкера были выбраны не случайно - подобное решение было необходимо для того, что судно могло пройти через проливы Босфор и Дарданеллы.
Согласно историческим справкам, на супертанкере было установлено свыше 400 различных приборов и систем механизации и автоматизации. Тогда опыта строительства такого флота в Советском Союзе не было. Поэтому оборудование «Крыма» состояло преимущественно из впервые разработанных узлов, механизмов и систем. Большая их часть не проходила предварительных стендовых испытаний. Потому что нужно было начать эксплуатацию танкера как можно скорее, чтобы воспользоваться сложившейся на рынке энергоносителей конъюнктурой. А еще тогда не существовало стендов для испытания оборудования таких гигантских размеров.
Ходовые испытания тоже проходили в оперативном режиме. Однако, несмотря на все эти условия и обстоятельства, супертанкер показал себя достаточно безаварийным.
К слову, "Крым" был не единственным судном проекта 1511. Были «Кавказ», «Кубань», «Кузбасс», «Кривбасс». Последним в серии был танкер "Советская нефть".
Просто представьте характеристики супертанкера:
- Длина танкера — 295 м;
- ширина — 45 м;
- высота борта — 25,4 м;
- осадка — 17 м;
- водоизмещение — 180 тыс. т;
- дедвейт — 150 500 т;
- грузоподъемность — 143 250 т;
- скорость - 15,5 узла;
- мощность паротурбинной установки — 30 тыс. л. с.;
- Полный запас топлива — 9250 т;
- Экипаж—36 человек.
Судьба у серии сложилась достаточно печально. Известно, что сегодня работает только головное судно "Крым" во Вьетнаме. Все остальные были списаны в период с 1996 по 1998 год и проданы на металлолом в Бангладеш.