Найти в Дзене
ЕвроАвто | Запчасти и сервис

Возвращаем тишину в салон Freelander 2

Долговечность ступичного подшипника зависит от множества факторов. Это и запас прочности, заложенный при конструировании, и манера вождения, и влияние других узлов и элементов. Например, подклинивающий суппорт провоцирует перегрев смазки, и, как следствие, происходит потеря ею основных функций, а без смазки выход из строя любого подвижного узла – вопрос времени. Потому на одних машинах ступичные подшипники работают долго, на других — требуют частой замены. И это нормально.

Как определить неисправный подшипник?

Чаще всего неисправность ступичного подшипника проявляется шумом различной тональности, от самолётного гула до скрежета или люфтов колеса. Потому и выявлять пострадавшего надо руками, качая и вращая каждое колесо:

В нашем случае очевидный гул раздавался сзади, с правой стороны.

Снятие поворотного кулака

Опускаем машину и отпускаем ступичную гайку:

-2

Снова поднимаем машину и снимаем колесо. Чтобы заменить подшипник, придётся снять весь поворотный кулак, куда он запрессован. А значит – начинать надо с откручивания всего, что сверху.

— Открутить суппорт вместе со скобой:

Не оставлять болтаться на шланге, а обязательно подвесить!
Не оставлять болтаться на шланге, а обязательно подвесить!

— Открутить стойку стабилизатора:

Рекомендую оценить состояние шарнира и, если наблюдается очевидная лёгкость при перемещении пальца, сменить превентивно
Рекомендую оценить состояние шарнира и, если наблюдается очевидная лёгкость при перемещении пальца, сменить превентивно

— Отключить датчик ABS. Для этого освободить видимую часть проводки из фиксаторов:

-5

Но сам разъём-то спрятан под локером, так что придётся его откручивать.

— Снять тормозной диск. И вот тут могут поджидать серьёзные засады. Обусловлено это конструкцией стояночного тормоза: его колодки расположены внутри тормозного диска, и, чтобы его снять, эти колодки необходимо свести:
Повернуть диск так, чтобы отверстие смотрело в сторону фаркопа (даже если его и нет). Между верхней и нижней колодкой установлен храповик. В теории – это деталь с подвижными элементами, вращая венчик, можно раздвинуть или, наоборот, свести колодки. Что мы и пробуем сделать, работая отверткой с плоским шлицем:

-6

— Открутить болт фиксации, и снять диск.

Если ручником регулярно не пользоваться, вся вышеописанная процедура может затянуться на длительное время, как у нас.

А виной всему закисшие элементы привода колодок стояночного тормоза, полностью потерявшие подвижность.

-7

Режим «Р» на автомате вовсе ручник не заменяет! Ну, с нравоучениями покончено, двигаемся дальше:

— Откручиваем все рычаги от поворотного кулака:

-8

— Открутить болт, стягивающий струбцину поворотного кулака вокруг стойки амортизатора:

-9

— Чтобы извлечь трос ручника, необходимо сначала провернуть его рубашку на 90°:

-10

— Чтобы снять поворотный кулак, нужно разжать струбцину. Для чего в неё вбивается клин;

— Стягиваем поворотный кулак вниз:

-11

Замена подшипника

— Извлечь ступицу. При выпрессовывании также важно подобрать оправку по диаметру ступицы:

-12

Удалить стопорное кольцо, которое ещё надо найти под слоем грязи и ржавчины:

-13

— Выпрессовать подшипник, взяв оправку побольше:

 Усилия, необходимые для извлечения подшипника, зачастую превышают 10, а то и 15 тонн, так что отбросьте иллюзию по поводу самостоятельной замены в тисках
Усилия, необходимые для извлечения подшипника, зачастую превышают 10, а то и 15 тонн, так что отбросьте иллюзию по поводу самостоятельной замены в тисках

— Очистить посадочное место и место упора в поворотном кулаке;

Не ленитесь читать инструкции до, а не после проведения работ:-)

-15

— Нанести небольшое количество смазки на внешнюю обойму подшипника;

— Запрессовывать подшипник оправкой, упирающейся строго в наружную обойму, но по диаметру чуть меньше её. Избегать перекосов:

-16

— Вставить стопорное кольцо:

-17

— Снять внутреннюю обойму со ступицы;

— Обеспечить упор под ступицу;

— Накрыть подшипником (который уже стал частью поворотного кулака) и напрессовывать, обеспечив упор строго во внутреннюю обойму подшипника:

Напрессовывать до упора, но при этом сам кулак должен легко вращаться
Напрессовывать до упора, но при этом сам кулак должен легко вращаться

Обратная сборка
Тут можно было бы ограничиться фразой типа «собрать в обратной последовательности», но я бы хотел акцентировать ваше внимание на нюансах, которые влияют на качество конечного результата.

— Очистить внутреннюю поверхность поворотного кулака, которая надевается на корпус амортизатора;

— Нанести на внутреннюю поверхность небольшое количество смазки;

— Надеть поворотный кулак на корпус амортизатора:

Местоположение определяется специальным упором
Местоположение определяется специальным упором

— Вынуть клин, вставить болт;

— Наживить болты всех рычагов. Но не спешите затягивать! Сначала нужно обеспечить такое положение рычагов относительно кузова, какое они имеют на машине, стоящей на колёсах. Для этого можно использовать гидравлическую стойку:

-20

— Собрать механизм стояночного тормоза с новыми, подвижными деталями:

-21

— Надеть тормозной диск;

— Развести колодки стояночного тормоза;

— Прикрутить суппорт;

— Подсоединить датчик ABS;

— Затянуть болт крепления поворотного кулака к амортизатору;

— Прикрутить колесо, опустить машину на землю;— затянуть колёса и ступичную гайку;

— Несколько раз нажать на педаль тормоза.

И можно снова ехать, наслаждаясь тишиной в салоне и получая удовольствие от того, что деньги потрачены с пользой:-)

Значительно больше букв и картинок в первоисточнике, на сайте ЕвроАвто.

Яков Финогенов

Технический специалист ЕвроАвто.