Долговечность ступичного подшипника зависит от множества факторов. Это и запас прочности, заложенный при конструировании, и манера вождения, и влияние других узлов и элементов. Например, подклинивающий суппорт провоцирует перегрев смазки, и, как следствие, происходит потеря ею основных функций, а без смазки выход из строя любого подвижного узла – вопрос времени. Потому на одних машинах ступичные подшипники работают долго, на других — требуют частой замены. И это нормально.
Как определить неисправный подшипник?
Чаще всего неисправность ступичного подшипника проявляется шумом различной тональности, от самолётного гула до скрежета или люфтов колеса. Потому и выявлять пострадавшего надо руками, качая и вращая каждое колесо:
В нашем случае очевидный гул раздавался сзади, с правой стороны.
Снятие поворотного кулака
Опускаем машину и отпускаем ступичную гайку:
Снова поднимаем машину и снимаем колесо. Чтобы заменить подшипник, придётся снять весь поворотный кулак, куда он запрессован. А значит – начинать надо с откручивания всего, что сверху.
— Открутить суппорт вместе со скобой:
— Открутить стойку стабилизатора:
— Отключить датчик ABS. Для этого освободить видимую часть проводки из фиксаторов:
Но сам разъём-то спрятан под локером, так что придётся его откручивать.
— Снять тормозной диск. И вот тут могут поджидать серьёзные засады. Обусловлено это конструкцией стояночного тормоза: его колодки расположены внутри тормозного диска, и, чтобы его снять, эти колодки необходимо свести:
Повернуть диск так, чтобы отверстие смотрело в сторону фаркопа (даже если его и нет). Между верхней и нижней колодкой установлен храповик. В теории – это деталь с подвижными элементами, вращая венчик, можно раздвинуть или, наоборот, свести колодки. Что мы и пробуем сделать, работая отверткой с плоским шлицем:
— Открутить болт фиксации, и снять диск.
Если ручником регулярно не пользоваться, вся вышеописанная процедура может затянуться на длительное время, как у нас.
А виной всему закисшие элементы привода колодок стояночного тормоза, полностью потерявшие подвижность.
Режим «Р» на автомате вовсе ручник не заменяет! Ну, с нравоучениями покончено, двигаемся дальше:
— Откручиваем все рычаги от поворотного кулака:
— Открутить болт, стягивающий струбцину поворотного кулака вокруг стойки амортизатора:
— Чтобы извлечь трос ручника, необходимо сначала провернуть его рубашку на 90°:
— Чтобы снять поворотный кулак, нужно разжать струбцину. Для чего в неё вбивается клин;
— Стягиваем поворотный кулак вниз:
Замена подшипника
— Извлечь ступицу. При выпрессовывании также важно подобрать оправку по диаметру ступицы:
Удалить стопорное кольцо, которое ещё надо найти под слоем грязи и ржавчины:
— Выпрессовать подшипник, взяв оправку побольше:
— Очистить посадочное место и место упора в поворотном кулаке;
Не ленитесь читать инструкции до, а не после проведения работ:-)
— Нанести небольшое количество смазки на внешнюю обойму подшипника;
— Запрессовывать подшипник оправкой, упирающейся строго в наружную обойму, но по диаметру чуть меньше её. Избегать перекосов:
— Вставить стопорное кольцо:
— Снять внутреннюю обойму со ступицы;
— Обеспечить упор под ступицу;
— Накрыть подшипником (который уже стал частью поворотного кулака) и напрессовывать, обеспечив упор строго во внутреннюю обойму подшипника:
Обратная сборка
Тут можно было бы ограничиться фразой типа «собрать в обратной последовательности», но я бы хотел акцентировать ваше внимание на нюансах, которые влияют на качество конечного результата.
— Очистить внутреннюю поверхность поворотного кулака, которая надевается на корпус амортизатора;
— Нанести на внутреннюю поверхность небольшое количество смазки;
— Надеть поворотный кулак на корпус амортизатора:
— Вынуть клин, вставить болт;
— Наживить болты всех рычагов. Но не спешите затягивать! Сначала нужно обеспечить такое положение рычагов относительно кузова, какое они имеют на машине, стоящей на колёсах. Для этого можно использовать гидравлическую стойку:
— Собрать механизм стояночного тормоза с новыми, подвижными деталями:
— Надеть тормозной диск;
— Развести колодки стояночного тормоза;
— Прикрутить суппорт;
— Подсоединить датчик ABS;
— Затянуть болт крепления поворотного кулака к амортизатору;
— Прикрутить колесо, опустить машину на землю;— затянуть колёса и ступичную гайку;
— Несколько раз нажать на педаль тормоза.
И можно снова ехать, наслаждаясь тишиной в салоне и получая удовольствие от того, что деньги потрачены с пользой:-)
Значительно больше букв и картинок в первоисточнике, на сайте ЕвроАвто.
Яков Финогенов
Технический специалист ЕвроАвто.