В конце 50-х годов ХХ века, В СССР потребовалось транспортное средство, способное перевозить грузы и почту в районы, где обычные машины не справлялись: на Крайнем Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке. Разработанные еще в начале 40-х аэросани «НКЛ-16» и «НКЛ-26» устарели и морально и физически. И разработкой модернизированной версии аэросаней в 1959 году занялось ОКБ Н.И.Камова. Да, то самое «вертолетное» конструкторское бюро.
Проект получил название «Север-2» и в качестве кузова будущие аэросани получили кузов серийного автомобиля ГАЗ-М20 «Победа». Силовая установка была авиационная, двухсот шестидесяти сильный мотор АИ-14 Р. Это был звездообразный десятилитровый двигатель, работающий на авиационном бензине марок Б-70 или Б-91/115. Двигатель имел пневмозапуск, баллон заправлялся компрессором от мотора.
Аэросани «Север-2» имели четыре лыжи (т.е., были четырехопорными), на управление была завязана передняя пара лыж. Лыжи были дюралюминиевые, со стальными оковками по переднему и заднему краям, взаимозаменяемые. Кузов «Победы» имел добавочные растяжки-усилители, и дополнительное утепление. Поскольку мотор находился сзади аэросаней, то под капотом размещался аккумуляторный отсек. Кабина была разделена на две части – водительская, двухместная (плюс почтальон) и отсек для грузов и почты, в котором было установлено дополнительное складное сидение.
Приборка использовалась авиационная, в оборудование входили компасы и радиостанции. Автономная отопительная система обогревала кабину и ветровые стекла, а также, при особо сильных морозах, могла выступать предпусковым подогревателем двигателя. В серию «Север-2» пошел в 1960 году, всего было произведено около сотни аэросаней.
В жестких эксплуатационных условиях: морозы до минус 50 по Цельсию, практически при минимальном техобслуживании и практически постоянной эксплуатации без дорог (целинный снег, торосы, лед), эти аэросани работали по три – четыре года, средний пробег при этом составлял порядка 12-15 тыс.км.
Тем не менее, в целом конструкция была признана неудачной. Малая полезная нагрузка (всего до 500 кг), частые поломки ходовой (неудивительно – в большей части она тоже была от легковой «Победы»), непрочность кузова. И на смену «Северу-2» пришли новые аэросани. Но это другая история...
Видео с Youtube-канала yolkhere
Если вам понравился материал, пожалуйста, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Это не сложно и бесплатно, но очень важно для развития "НМ". Спасибо, что вы с нами!