В современном глобальном мире, культуры разных народов и государств смешиваются, что затрагивает абсолютно все сферы жизни. Автомобильный мир не является исключением, и один из ярких примеров мультикультурализма последнего времени стала новая Toyota Supra - результат сотрудничества Toyota и BMW. В гонке за сокращением издержек и рисков, автомобили продолжают терять национальную идентичность, но в производственной гамме Toyota все еще есть исключительно японский продукт – это Toyota Century!
Представленный в 1967 году, это был первый японский автомобиль высшего класса, а название Century (в переводе - век) выбрано в честь 100-летия со дня рождения Сакичи Тойоды - отца основателя компании Киитиро Тойоды. Автомобиль обладал предельно сдержанным стилем, и продавался только на внутреннем рынке Японии на протяжении 30 (!) лет. Дизайн Century второго поколения, продержавшегося в производстве более 20 лет, был решен в том же консервативном ключе, зато под капотом разместился 5,0-литровый V12. Сейчас, спустя 50 лет с лишним лет после появления модели, Toyota производит Century всего лишь третьего поколения (на фотографиях).
Автомобиль всем своим видом источает авторитет. И это вполне оправдано, поскольку Century использует императорская семья, премьер-министр Японии, первые лица криминального мира Страны восходящего солнца якунзы…
Поскольку даже самые богатые и влиятельные японцы не могут игнорировать экологические нормы законодательства, 12-цилиндровый двигатель ушел в историю, уступив место 5,0-литровому V8 с парой электромоторов (суммарная отдача 431 л.с.), питающихся от литий-ионного аккумулятора (использована схема Lexus LS, с которым Century унифицирован по технике -затраты…). Коробка передач – вариаторная, привод задний. Мощности едва хватает для такого большого автомобиля, но набрав ход Toyota Century очень комфорта, благодаря пневмо-подвеске. Владелец Century, в отличие от владельца седана Bentley, никогда сам не садится за руль. Визг шин в поворотах и бернаут – это не про Toyota Century...
В салоне велюровые кресла (японцы предпочитают велюр коже), традиционные салфетки на подголовниках (владельцы праворуких японок начала 90-х, привет!), полка для журналов, светодиодная лампа для чтения. Возможно, все это выглядит как дом престарелых на колесах, но это именно то, что нужно целевой аудитории. Взрослые японцы в основном консерваторы, даже сегодня на улицах и в метро полно людей, пользующихся устаревшими раскладными телефонами, поэтому Century и не имеет футуристичного дизайна и автопилота - отцы якудзы не оценят. К тому же, скромность и показная сдержанность все еще являются национальными чертами японцев.
Оставаясь крайне интересным автомобилем, Toyota Century скорее всего разочарует миллионеров, избалованных современными представительскими Mercedes-Benz или Rolls-Royce. Есть прекрасные элементы, вроде эмблемы Феникса, изготавливаемой мастером из цельного куска металла в течение нескольких недель, а панели кузова доводятся до совершенства вручную (кузов красят в 7(!) слоев), зато цифровые дисплеи выглядят как экраны от микроволновок, да и ручная сборка накладывает определенный отпечаток на качество салона и автомобиля, особенно на фоне европейских машин. Спасает только то, что реально испытать Toyota Century смогли единицы журналистов. Для подавляющего большинства это неведомый символ консерватизма японцев!
Консервативный седан высшего класса обойдется добившемуся успеха японцу в сумму около 200 000 долларов. Выпускают Century в очень ограниченных количествах, японские бизнесмены предпочитают немецкие лакшери-седаны, а Toyota остается, главным образом, автомобилем правящей элиты – это японский ЗИЛ!
Фотографии: Марк Риччони для topgear.com
Сергей Клюшниченко