27 февраля 2020 года на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького было заложено необычное #судно – речной пассажирский прогулочно-экскурсионный теплоход проекта 03622 "Чайка". Значимость события подчеркнуло участие руководства Республики Татарстан, представителей заказчика – Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), поставщиков оборудования и Судостроительной корпорации "Ак Барс".
Особенностью заложенного судна является наличие энергоустановки, работающей на сжиженном природном газе (#СПГ). Это первое пассажирское судно на СПГ, строящееся в РФ. Следует отметить, что первое отечественное грузовое судно на СПГ – железнодорожный паром для линии Усть-Луга – Балтийск – должно быть построено на Невском ССЗ в Ленобласти.
Тем не менее, событие в любом случае важное. Поэтому вполне объяснимо желание узнать технические подробности судна от зеленодольских корабелов.
По данным завода, судно "Чайка" представляет собой теплоход, с кормовым расположением машинного отделения и размещением рулевой рубки в носовой части корпуса в надстройке первого яруса.
Судно отличается современным дизайном и высоким уровнем комфорта для пассажиров. "Чайка" имеет панорамный обзор и малый надводный габарит, позволяющий ходить под низкими мостами. Дополнительный комфорт должны обеспечить система кондиционирования и отопления, а также пятиязычный аудиогид.
Предполагается, что заказчик получит судно до конца 2022 года. После чего "Чайка" будет выполнять прогулочные и экскурсионные рейсы по внутренним водным путям. Вероятнее всего, в столице Татарстана.
Желающим узнать о новом судне больше следует изучить сайт госзакупок. Благо завод-строитель был выбран по результатам открытого конкурса, и документация доступна всем желающим. Так, любители экономики могут узнать, что стоимость судна "Чайка-СПГ" составляет 319,9 млн рублей.
Для любителей техники информации гораздо больше. Длина речной "Чайки-СПГ" составляет 58,8 м, ширина – 10,8 м, габаритная высота – 5,2 м, осадка – 1,2 м, полное водоизмещение – 420 т, максимальная скорость – 20 км/ч.
Пожалуй, самый интересный момент – #энергоустановка. Она двухвальная, использующая в качестве топлива СПГ, работающая на два винта фиксированного шага в поворотных насадках. Энергоустановка включает в себя два двигатель-реверс-редукторных агрегата (ДРРА). Также, согласно спецификации, предусмотрено подруливающее устройство туннельного типа.
Для тех, кто интересуется судовой энергетикой две новости. Первая – поставщиком ДРРА является дочерняя структура "Камаза" – ООО "Промышленные компоненты Камаз". Вторая – в качестве главных #двигателей используются WP12C350-20NG мощностью 258 кВт от китайского производителя Weichai. Реверс-редукторная передача предусмотрена типа DMT190H (производитель – корейская DONG-I Industrial Co).
На судне предусмотрены два машинных отделения. В каждом из них расположено по одному ДРРА и одному #генератору мощностью 100 кВт.
Остальные судовые системы и оборудование – стандартные, спроектированные в соответствии с правилами классификационного общества. В данном случае – Российского речного регистра. Дополнительно, пожалуй, можно отметить систему эфирного телевидения и интернета 4g.
Вот такое экологичное и современное судно должно быть построено на Зеленодольском заводе под номером 622 и передано заказчику до 31 декабря 2022 года. По крайней мере, так указано в контракте.