Найти в Дзене
Вечерний Лошманов

Как я съел акулу и крокодила

Я ел разную странную для многих еду. Сверчков, сало дельфина, бараньи головы, квашеную селёдку, оплодотворенные маточные трубы древесной лягушки (та ещё гадость), жареную змею (очень вкусно; а змеиная печень — самая, наверное, вкусная печень на свете). Но до вчерашнего дня ни разу не ел акулу и крокодила.

С акулой, правда, был один опыт. Как-то в редакции «Еды» оказалась банка хаукарля, исландской национальной еды. Когда её открыли, глаза от жгучей аммиачной органолептики у нас откровенно полезли на лоб, и съедобным этот продукт мы единогласно не признали.

И вот подвернулся случай: во вьетнамском кафе Lao Lee в Столешниковом переулке на один день устроили фестиваль «Ни рыба, ни мясо» — с акульим фо и нэмами с крокодилятиной.

Это место, если не знаешь, где оно именно, то и не найдёшь. Если идти от Тверской, справа будет прогалина, в которой стоит внушительный, но сильно потрёпанный главный дом усадьбы Кожиных.

Надо идти к нему, обойти его справа, и там будет вход в подвал, уже с вывесками.

-2

Раньше тут был бар «Редакция». Потом люди, которые сделали Lao Lee, открыли на его месте вьетнамский ресторанчик Nhà (то есть «Ня») — я туда ходил есть фо-бо, потому что он там был очень хорош. И вот месяца четыре назад владельцы решили переделать ресторан в Lao Lee — это кафе, оно попроще, дешевле и больше наполнено столами.

Про акуло-крокодилий фестиваль сообщали на всех доступных поверхностях.

-3

Мы пришли днём — и в кафе было полно народу.

В «Лао Ли» в отличие от «Ня» — самообслуживание.

-5

Рядом с кассой продают воду для кошек и собак (сюда можно приходить с животными).

-6

Я почитал этикетки — обычная негазированная вода первой категории, составом кошачья от собачьей ничем не отличается. Но хороший же маркетинг!

Пока мы ждали еду, девушка Мариам, которая работает в Lao Lee, кратко рассказала, как всё получилось. Крокодилье мясо пришлось за бешеные деньги импортировать из Вьетнама, долго согласовывая таможенные и ветеринарные дела. Мясо фермерское, то есть крокодилы не дикие. А с акулой проще: её нетрудно найти в Москве (и действительно: 300 р./кг за стейки, например). Но и труднее: у свежего мяса специфический аммиачный запах, поэтому предварительно надо его вымачивать в уксусном растворе.

Акулий фо был сделан на рыбном бульоне с лёгким оттенком бадьяна и прочих фошных специй и приправ. В него были добавлены свежие помидоры черри, гороховые стручки — и даже спаржа. Можно было также, как обычно, кинуть острый перец, мяту, зелёный лук, кинзу, сбрызнуть соком лайма. Были ещё чипсы из корня лотоса как дополнение (см. вторую фотографию).

Это прекрасный суп. Акула на вкус была хорошим мясом белой рыбы вроде трески или сайды, только более плотным и с лёгкой (от уксуса) кислинкой. Сын мой Ваня тоже попробовал и нашёл её вкусным. Вместе с овощами, бульоном и лапшой всё это сложилось в весенний по духу ансамбль. Доесть я, правда, не смог — очень большая миска.

Перед тем как съесть крокодильи нэмы, попробовал мясо крокодила в чистом виде: жареные кусочки лежали рядом с кассой. Оно было очень похоже по вкусу на куриную грудь. А в блинчиках, как это обычно и бывает, его было немного. Потому что главное в нэмовых начинках — комплекс вкусов и текстур, и главное — сочность.

-8

Внутри кроме кусочков крокодила была лапша, грибы, овощи и специи. Я нэмы вообще очень люблю, считаю их одной из самых выдающихся ед на свете, но эти не назвал бы самыми вкусными в моей жизни — просто хорошо сделанные. И тягучий сладко-пряный соус был к ним неплох.

Маринованное манго мы тоже попробовали, но оно как раз на любителя: по вкусу напоминало глинтвейн, в котором растворили вьетнамский бальзам «Звёздочка».

Смысл фестиваля для кафе понятен: на него пришло неожиданно много людей, которых заинтересовала экзотическая плоть в меню, — и кто-то из них впервые узнал, что Lao Lee теперь есть и в Столешниковом, а кто-то — что вообще есть такая вьетнамская сеть.

Но есть и другой смысл: просветительский, деконструкция пищевой ксенофобии. Приходит человек, который считает мясо акулы и крокодила чем-то запредельным, невероятным для употребления. Видит, что сидит множество людей, которые мало чем отличаются от него самого, и с удовольствием всё это едят; даже, я бы сказал, наворачивают. И понимает: это самая обычная еда, такая же, как то, что он ест каждый день. Всё, барьер разрушен.

В следующих выпусках «Вечернего Лошманова» — про бомбическую пиццерию Дмитрия Зотова Zotman Pizza, про интересные продукты, которые я попробовал на выставке «Продэкспо-2020» и другие истории про еду и путешествия. Пока же можно почитать про то, как сделать тартар из говядины и баклажанной икры, или про Реутов, город, где обитает самый страшный заяц России. Подписывайтесь!

В конце выпуска по традиции ставлю хорошую музыку из Африки. Сегодня — Зимбабве: выступает ансамбль «Братья Марксисты».

Еда
6,93 млн интересуются