В Новосибирске закончился 15 Международный сибирский фестиваль керамики.
Я успела посмотреть экспозицию. И я хотела ее посмотреть, потому что считаю, что керамика - это важный и первый для Сибири вид декоративно-прикладного искусства.
ЧТО ДЛЯ НАС ФЕСТИВАЛЬ?
Каким должен быть фестиваль керамики в Сибири:
- Как выставка достижений со строгим отбором и критериями качества работ.
- Как показатель "средней температуры по больнице" .
В первом случае, появляется вопрос: "а судьи кто? И на каком основании они могут судить нас, ведущих керамистов а нашем регионе?"
Во втором случае, тоже возникает вопрос: а стоит ли на фестиваль керамики принимать работы, ориентированные на невзыскательный вкус.
Эти две крайности, отмечают пространство современных фестивалей.
Если нет четких критериев отбора, которые участники фестиваля принимают и стремятся им соответствовать;
Если нет высокой экспертности фестиваля, признанной среди участников фестиваля и коллег организаторов;
Если нет пула больших мастеров, которые делают керамику высокого уровня и которые за собой ведут других керамистов, просто за счет профессиональной коммуникации и авторитета;
То фестиваль как экспозицию современных достижений в искусстве создать очень трудно. Но, наверное, стремится к этому надо. Да и память о масштабных выставках прошлого, отразивших ведущие темы и тенденции, еще жива.
Но, концепция фестиваля, отражающая "среднюю температуру", тоже нужна. Наверное, сейчас это даже важнее, чем когда-либо, потому что ценности и ориентиры современного сибирского искусства находятся в каком-то подвешенном состоянии, и разнообразные личные истории современных керамистов никак не позволяют их "впихнуть" в уже существующие тренды.
ТЕМЫ И ТРЕНДЫ
Фестиваль керамики дал возможность посмотреть на идеи, темы и направления, которые отражают внутреннюю рефлексию художника как керамиста и как человека современности.
Декоративность в ее классическом понимании. Яркость, эффектность, отсыл к уже сформированным представлениям о декоративности характеризует этот тренд. Примером может стать панно, выполненные Геннадием и Людмилой Шляга.
Изобразительные мотивы представлены в большом разнообразии в росписи тарелок, в лепном декоре. Примером хорошего уровня изобразительности лично для меня стали тарелки Оксаны Кондрашиной.
Дань традиции тоже отдана мастерами современной керамики. Конечно, традиция чувствуется в студенческих работах. Но для сибирского зрителя очень привлекательны национальные традиции керамики далеких от Сибири регионов. Например, набор посуды узбекского мастера Вахоба Буваева "Традиционные формы".
Интересно, что в представленных на фестивале работах есть определенные рассуждения о социальности человека. Эта тема наиболее ярко проявилась в скульптуре керамиста из Абхазии Марии Делба "Не думаешь? Не чувствуешь? Не дыши!". Усиливается тема социума в ее же работах "Лодка жизни" и "Доля".
Передача чувств, состояний, эмоций. В этой теме наиболее преуспела Марина Глебова. Ученики студии "База" также встали на этот путь и очень личностно отнеслись к эмоциональному воплощению собственных работ.
Однообразные механически сделанные фактуры. Универсальный механицизм. Это одно из проявлений современного противоречия эпохи - человеческое vs механическое и программируемое. Доля универсально механического есть у многих авторов, что говорит о том, что мы просто-напросто люди своего времени. И даже лоскутные панно такого эмоционального и темпераментного мастера как Алена Залуцкая отмечает этот тренд. И лаконичные композиции красноярских мастеров подтверждают этот же нерв времени. Но максимально точно эту тенденцию показала Наталия Смертина.
Доминированию рациональных структур противостоит нарочитая человеческая небрежность и своеволие В керамике это своеволие в обращении с формой больше, чем в других видах искусства. Мне кажется, что в оппозиции к тренду на рациональность стоит Анна Третьякова из Челябинска и ее работа "Драма". Своеволие авторского жеста видно в авторской гончарной технике "Стихии", которую представили студенты и педагоги НГТУ. Юлия Зуева увидела возможность проявления внерациональности в нюансах техники обварной керамики.
Воплощение природных стихий - тема, постоянная на разных этапах истории керамики, и в то же самое время, сейчас именно в этой теме автор получил право на внерациональные чувственные проявления. Лидерами в интерпретации образов стихий стали ученики Алены Залуцкой. Например, студиец Базы Нина Беланова в работе "Пески" показала хороший уровень осмысления этой темы. Вообще, в практике обучения студии База есть очень мощное позитивное начало. На мой взгляд, в самой практике обучения нельзя отступать от нерва современного искусства. Иначе все, что будет вложено в ученика в качестве образования станет кирпичом, который нести тяжело, а бросить жалко.
Сибирская неорхаика. Не буду пускаться в споры по поводу права употребоять это понятие. Просто буду его использовать и все. Спектр проявлений этого явления можно разделить на 2 группы. В первую группу относятся работы, воплощающие этнические типажи, и свойственную им эстетику.
Анна Михайлова из Красноярска представила две работы в этнической тематике "Табан Эхенэр" и мотив эпического растения "Цвет папоротника". В обеих работах применен обжиг раку, который придал пористость поверхности, а темный лак, отсылает лично меня к забытым архаическим пластам древнего существования человека.
Во 2 группу входят работы, в которых автор переосмысляет эстетику первобытной формы. Игорь Кочетов, из студии База в своих двух питьевых наборах пошел по пути интерпретации архаичных форм.
Очевидно, что тема сибирской неоархаики стала постоянной для творчества керамистов и понятной зрителю.
ЧТО ТАМ АКТУАЛЬНОГО В КЕРАМИКЕ?
НАУЧИТЬ И НАУЧИТЬСЯ ЗАРАБАТЫВАТЬ КЕРАМИКОЙ
Один из самых острых вопросов - научить студентов зарабатывать в керамике. Для вузов, в которых обучают мастерству керамиста это одна из самых насущных проблем. По студенческим работам видно, что педагоги и сами студенты сосредоточены на керамике для покупателя.
Студенты вузов представили на фестивале преимущественно декор для дома, интерьерную керамику, малые формы. Среди многообразия представленного отмечу лаконичные елочные игрушки студентов Елены Красновой Бурдинской Юлии, Грищенко Вячеслава, Кравченко Ульяны.
КЕРАМИКА КАК СПОСОБ РЕАНИМАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕКА
На фестивале были представлено работы учеников нескольких студий. Это тоже очень интересное явление нашего времени. Студии для развития творческого мышления, в которых уже достаточно взрослым и осознанным людям предлагается работать с глиной, дает результат, противоположный вузовскому образовательному процессу. Если в вузе педагоги сосредоточены на навыках и перспективах заработка в профессии, то для студийца на первом месте креативное начало, исходящее из собственной, уже сформированной, самым разнообразным опытом, личности. Фестиваль эту разницу тоже отразил. Яркость, свобода интерпретации, незнание границ и легкость в их преодолении отличают творчество учеников студий керамики.
ПОДХОД К ТРАКТОВКЕ ФОРМЫ
В работе с формой, точнее в видении современного понимания формы можно усмотреть принципиальный конфликт трактовок, о котором уже сказано выше.
Красноярская школа керамики в лице Ивана Кротова, Елены Красновой, Ирины и Владимира Окрух представила рационалистический вариант трактовки формы. Это проявилось в преобладании прямолинейных, параллельных и перпендикулярных линий, некоторой строгости формы, поиском ее универсального варианта. Самым ярким примером этой тенденции стала работа Ирины и Владимира Окрух "Ветры Байкала. Сарма. Боргузин", в которой эстетика параллельных геометрических линий доминирует над мягкой рельефностью основного объёма формы. У Ивана Кротова два набора тарелок "Знаки Уз" и "Знаки Ши" представляют собой серию геометрических абстракций. Иван Кротов ограничил количество элементов композиции и тем самым вплотную приблизился к идее индексальной абстракции, но границу, на мой взгляд, не перешел. Cloude Aussage из Франции тоже ищет форму по пути гармонии строгой геометрии и фактуры и почти монохромного цвета.
Этому рационализму противостоят новосибирские мастера. Лидером в моем личном рейтинге стала Алена Залуцкая. Алена Залуцкая самой формой - размером, фактурой, цветом продвигает эмоциональное переживание формы. Вблизи ее работ начинается какое-то искривление пространства, потому что сами формы притягивают и немного пугают зрителя на чувственном уровне. Ей вторят Марина Глебова своим набором, казалось бы, разрозненных предметов под общим названием "Меланхолия". Странные существа, смотрящие в никуда, с лапками и милыми мордочками втягивают в орбиту своего настроения все предметы этой композиции. И дальше этот заряд эмоционального растворяется в творчестве Юлии Зуевой и Натальи Смертиной. Юлия Зуева в своем наборе предметов "Смешанный лес" исследует архаическое в человеческом измерении. Найденный ржавый гвоздь, ставший черенком яблока, выполненного в технике обварной керамики, странные, не очень функциональные формы, отсылающие нас к творчеству первобытных керамистов вносят долю эмоциональности в антропологический профиль архаики. Наталья Смертина продолжает линию рациональных и почти механических форм, но разбавляет свой рационализм цветом и случайным касанием, нарушающим идеальную структуру поверхности.
Примечательно, что на выставке не было откровенно экспрессивных форм. Видимо, цифровизация уже придавила и вытолкнула в подсознание всю экспрессивность человеческого характера.
Это противостояние рациональное - эмоциональное имеет несколько слоев. Общее для всех - это, конечно, тотальная рационализация и технологичность нашего мира. Но есть и плоскость личностного отношения к этой современной дилемме. Уникальность момента в том, что современный мир предлагает художнику определиться, по какому пути ему идти: по пути поиска универсальной и рациональной формы или по пути поиска чувственно-эмоциональной образности. Выбор художника, скорее всего, будет обусловлен природой его дарования.
ВЫСТАВОЧНАЯ КЕРАМИКА - ПРЕДМЕТ РОСКОШИ
Для себя я поняла, что создание больших выставочных работ - это роскошь, которую может себе позволить сильный керамист, которому есть, что сказать зрителю.
Осознанность участия в фестивале - показатель развитой личности художника, его адекватной самооценки себя и своего творчества.