За неделю до новогодних праздников в магазинах наблюдается настоящее потребительское безумие. Сахалинцы закупаются как будто на 10 лет вперед, заполняя тележки и нужными товарами, и совершенно бесполезными. Часто к необдуманным тратам нас склоняют кричащие объявления о распродажах, якобы выгодных акциях и скидках. Иногда мы даже и не подозреваем об этом. В супермаркетах включают Jingle bells, развешивают мишуру. Думать о чем-то серьезном совершенно не хочется. В такой расслабленной обстановке потребителя очень легко обвести вокруг пальца. Этим грешат не только маркетологи, но и рядовые работники торговых точек. Об основных ловушках супермаркетов рассказал корреспондент skr.su.
Продавец взял напором
Для того чтобы не быть обманутым, достаточно раз и навсегда запомнить: хороших товаров даром или почти за бесценок не бывает. Если вам предлагают что-либо по неоправданно низкой цене, будьте готовы к подвоху.
На крючке у нечестных продавцов два года назад оказалась жительница областного центра Ирина Ивановна. Женщина готовилась к корпоративу. Хотела купить подходящие сапоги к костюму, отправилась в крупный торговый центр Южно-Сахалинска. В одном из отделов наткнулась на бешеные скидки — обувь продавалась на 50, 60 и даже 70 процентов ниже первоначальной стоимости.
— Я нашла подходящий вариант. С учетом скидки сапоги должны были обойтись мне совсем дешево. Но продавец объявил: если вы купите сапоги без скидки, мы вернем вам обратно две тысячи рублей, это будет еще выгоднее, — рассказывает Ирина Ивановна.
Она отмечает, что редко ведется на такие провокации. Но именно в день покупки сильно спешила и неважно себя чувствовала. Напористый парень на кассе стал требовать, чтобы его «жертва» приняла решение как можно быстрее, навязывая ей чувство вины: дескать, мы вам предлагаем выгодный вариант, а вы еще и сомневаетесь. Хотя достаточно включить здравый смысл, чтобы понять абсурдность ситуации: зачем осознанно покупать товар дороже, а потом возвращать часть средств? Почему нельзя сделать все одной денежной операцией?
Можно было догадаться, что после оплаты покупки продавец вернул женщине не две тысячи рублей, а купон в соседний магазин одежды на озвученную сумму. Как потом выяснилось, приобрести на него можно было не все, а только некоторые товары далеко не самого высокого качества и в течение двух недель.
Это чистой воды мошенничество, но вполне предсказуемое.
Если вы решаетесь на участие в акции, ее условия должны быть максимально точными и понятными. При отсутствии полной информации лучше отказаться от заманчивого предложения.
Китайский вместо финского
Нереальными скидками и ажиотажем вводят покупателей в заблуждение и коммерсанты, распродающие якобы финскую одежду и обувь. Такие ярмарки невиданной щедрости устраиваются в сахалинских городах ежегодно. Объявлениями о том, что на остров привозят брендовый товар, висят чуть ли не на каждом столбе. И яркая реклама хорошо работает!
У магазинов, которые арендуют бизнесмены, выстраиваются очереди, как во времена СССР. Теснота помещений, отсутствие нормальных условий для примерки играют на руку хитрым продавцам. Наивные сахалинцы покупают кота в мешке — вместо финских вещей им подсовывают китайские, пусть и качественные. Обидно, что под прикрытием финской марки люди приобретают товар в три раза дороже реальной стоимости.
Вывод можно сделать следующий: если нет возможности спокойно изучить, примерить вещь, лучше делать покупки в другом месте.
Лед в придачу
Но чаще всего покупатели поддаются обману в продуктовых супермаркетах и гипермаркетах. Готовить для себя и домочадцев надо ежедневно. Часто бывает так, что заходишь после работы купить молока, а выходишь с целой корзиной всякой всячины.
Покупать больше, чем нужно, нас заставляет целый ряд проверенных маркетинговых ходов. Аромат свежей выпечки, букеты цветов на входе, яркое освещение, красивые сладости на уровне детских глаз — такая уютная атмосфера создается специально. Не зря считается, что в магазин стоит ходить только на сытый желудок и со списком. Но лишние покупки — это еще полбеды!
В спешке мы часто кидаем товар в корзину на бегу, не проверяем его состав и срок годности, не видим, что, например, вместе с замороженной рыбой нам продают в придачу лед. Не запоминаем сумму, указанную на ценнике, а кассовые чеки небрежно выбрасываем в мусорку.
Мелкий шрифт на длинной кассовой ленте читать некогда и лень. Хотя именно она часто помогает разоблачить нечестную торговлю.
Детей не жалеют
Одна из самых распространенных уловок супермаркетов — несоответствие стоимости, указанной на ценнике, той, что пробивается на кассе. Разница может составлять и всего несколько рублей, и быть весьма существенной.
Так, в начале декабря в соцсетях появилась информация о том, что крупный гипермаркет в Южно-Сахалинске обманул двух девочек. Несовершеннолетним продали мандарины дороже их реальной стоимости. На просьбу детей объяснить такую внезапную трансформацию цен, кассиры привели неубедительные доводы. Проблему обнаружила мама одной из девочек, когда та вернулась домой с покупками. Фрукты, которые в торговом зале стоили 118,99 рубля за килограмм, на кассе вдруг подорожали до 125,45 рубля. Другому ребенку вообще пробили одни и те же покупки дважды. Женщина, предавшая эту ситуацию огласке, считает, что продавцы бессовестно воспользовались неопытностью юных покупательниц, которые постеснялись отстаивать свои права и ругаться со взрослыми.
То, что супермаркет пытается нажиться на простых людях, причем регулярно, подтверждается в комментариях к публикации: «Мы взяли молочную колбасу, а пробили как мясо прессованное», «Сегодня коньяк брала. На витрине 400 с копейками (рублей), на кассе — 700», «А еще смотрите сроки годности, торгуют черти чем».
Судя по отзывам, подобные схемы взяли на вооружение многие торговые сети. На месте обманутых потребителей оказываются не только дети, но и пожилые, подвыпившие покупатели, а также мамы с детьми. Когда на руках капризничает маленький ребенок, внимательно проверять чеки, а потом еще и препираться с продавцами нет ни времени, ни желания.
Перепутали штрих-код
Впрочем, не все закрывают глаза на обман в магазинах. Некоторые идут на принцип и борются с этим. Движению разоблачителей хитрых торговцев в больших городах уже много лет. Опытные блогеры-покупатели устраивают рейды по супермаркетам, тратят свое время на разбирательства с кассирами, управляющими магазинов, на жалобы в Роспотребнадзор, а потом рассказывают, что из всего этого получилось. Такие смельчаки появляются и среди сахалинцев.
Так, минувшей осенью жительница областного центра Анна вычислила обман одной известной в городе торговой сети. Один из подлогов она обнаружила при покупке кимчи. Под двумя совершенно идентичными упаковками корейского блюда работники супермаркета — по невнимательности или специально — расположили разные ценники: 145 и 189 рублей. Женщина взяла продукт дешевле, но на кассе высветилась вторая, завышенная цена. Для того чтобы отстоять правду, грамотной покупательнице пришлось пойти вместе с кассиром к полке с ценниками и «промыть ей глаза».
Запомните, что покупатель имеет полное право приобрести товар по той стоимости, которая указана под ним на ценнике. Это оговорено в Законе «О защите прав потребителей» и Кодексе РФ об административных правонарушениях. Сотрудники магазинов прекрасно об этом знают, но иногда пытаются оправдаться: «перепутали штрих-код», «не успели обновить данные», «сроки акции уже закончились», «кто-то специально перепутал ценники».
Случается, что кассиры ведут себя агрессивно, давят на жалость, а то и вовсе притворяются, что не знают русский язык. Все эти обстоятельства никак не касаются покупателей.
Не позволяйте себя обманывать и берегите свои деньги!
Плати по ценнику
В Сахалинском управлении Роспотребнадзора объяснили, что делать, если супермаркет нарушает закон и не хочет признавать свои ошибки.
Начальник отдела защиты прав потребителей Светлана Якушевская отмечает, что жалобы на нарушение договора оферты (несоответствие ценника в торговом зале и стоимости товара на кассе) поступают в ведомство нечасто. Возможно, это связано с тем, что большинству сахалинских покупателей удается отстоять свои права еще на стадии разбирательств в магазине. А некоторые просто не хотят тратить время и нервы на обращение в контролирующие органы, предпочитая мстить обидчикам другими способами. Например, через публикацию разоблачительных постов в соцсетях. Действительно, подорванная репутация может стать для торговой сети серьезным наказанием. Но если вы все-таки решили добиваться реальных штрафов, прежде всего нужно предъявить магазину суть своих претензий.
— Статья 10 Закона «О защите прав потребителей» определяет, какая информация о товаре должна быть доведена до покупателя в обязательном порядке. Один из важнейших пунктов — это цена. Если на ценнике вы видите одно, а на кассе вам сообщают другое — это состав административного правонарушения, — отметила Светлана Якушевская.— Вы можете отказаться от покупки товара вовсе либо потребовать, чтобы его продали по той цене, которая размещена на товаре.
Если продавцы вас не услышали, можно написать отзыв в книге жалоб либо составить другую письменную претензию в адрес индивидуального предпринимателя. После этого Роспотребназдзор может начать проверку. В некоторых случаях торговля организована таким образом, что за разные группы товаров отвечают разные лица. Тогда сначала необходимо выяснить имя человека, которому будете предъявлять претензию.
Не забудьте сохранить кассовый чек и сфотографируйте ценники на камеру мобильного телефона. Чем больше информации вы приложите к своему заявлению, тем больше вероятности, что нарушитель понесет наказание. Здесь сразу возникает вопрос: что делать, если в магазине вообще не разрешают фотографировать? Нередко у входа в супермаркет можно видеть знак с перечеркнутым фотоаппаратом.
— Магазины — это общественное место, а покупатель имеет право получать информацию о товаре всеми доступными для него способами, в том числе и с помощью фотографирования, — объяснила начальник отдела. — Возможно, ему удобнее сделать снимок, чтобы потом обсудить товар в кругу семьи.
Запрет на фотографирование товаров и ценников и тем более требования удалить снимки также являются административным правонарушением. Обязательно дайте понять персоналу, что вы знаете о своих правах.
Какие же наказания могут ожидать магазины, зарабатывающие на махинациях с ценниками?
В Роспотребнадзоре рассказали, что предоставление недостоверной информации потребителю влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1 000 рублей, на юридическое лицо — от 5 до 10 тысяч рублей.
Согласно Закону «О защите прав потребителей» продавец обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Цена также относится к этой информации. По сути, речь идет о публичной оферте. Выставляя товар и ценник, продавец предлагает неограниченному кругу людей приобрести товар именно по этой цене. Так что правильная цена та, что на ценнике. Все отговорки вроде «не успели поменять ценник» в расчет брать не нужно.
Есть мнение
Мы поинтересовались у сахалинцев: сталкивались ли они с обманом в супермаркетах?
Наталья Туркова, специалист сферы информационного обслуживания:
— Наверное, как и все покупатели, я тоже замечала в супермаркетах обман. Как-то раз увидела, что цена на рыбу стояла одна, а по факту товар стоил дороже. Обнаружила нестыковки уже дома, когда проверяла чеки. Нужно отдать должное продавцам — разницу в цене они мне быстро вернули. Еще одна проблема — обвес. Однажды купила кусочек сыра в магазине известной торговой сети. Показалось, что слишком дорого. После проверки выяснилось, что меня обманули на 120 рублей. Об этом факте я сообщила руководству магазина, назвав адрес, где произошел инцидент, дату и примерное время. Возможно, они и приняли какие-то меры, но мне об этом неизвестно.
Александр Афанаскин, работник типографии:
– Я всегда проверяю чеки после покупок, смотрю срок годности товара. Уже привык к этому — быстро пробегаю глазами и замечаю нарушение, если оно есть. Считаю, что такая бдительность оправданна, особенно когда речь идет о продуктах. У меня есть дети. Не хочется рисковать здоровьем членов семьи.
Что касается продавцов, то многие к ошибкам в своей работе относятся спокойно: мол, нет ничего страшного, что забыли поменять ценники. А когда просишь позвать старшего, его часто не оказывается на месте. В таких случаях откровенно заявляю, что больше в их магазин не приду!
Людмила Соловьева, повар:
— Я отношу себя к внимательным покупателям, слежу за тем, что мне продают. Много слышала о том, что людей в торговых точках обманывают. Это обидно, потому что магазины и так делают большую наценку, но хотят получить прибыль дополнительно. Но лично мне везет, я ни разу не становилась жертвой нечестных продавцов.
Друзья, если вам понравился этот материал – подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и ставьте лайки, ведь наши ребята очень стараются рассказать вам, как можно больше самого интересного. Всем добра!