Крупнейшая в Китае сеть кофеен Luckin Coffee в 2020 году планирует зайти сразу в два перспективных сегмента китайского рынка кофе
На своей стратегической конференции 8 января 2020 года, основатель и генеральный директор кофейной сети Luckin coffee Цянь Чжия (Qian Zhiya) объявила, что в 2019 году сеть успешно открыла 4507 магазинов в более чем 40 городах по всей стране, превзойдя 4100 точек своего основного конкурента — компании Starbucks и стала крупнейшей кофейной сетью в Китае.
В тот же день Luckin объявила о запуске двух новых розничных моделей, которые компания собирается запустить в этом году. Компания представила свою умную кофемашину без персонала «Luckin Coffee EXPRESS» и умный торговый автомат «Luckin Coffee Pop MINI».
Автоматические точки самообслуживания будут дополнять сформированную сеть стационарных кофеен и каналы электронной коммерции. С их помощью компания планирует еще больше закрепиться на потенциально интересном кофейном рынке Китая и значительно увеличить свою долю рынка.
Стратегия без персонала
Luckin coffee EXPRESS — это автоматическая кофемашина самообслуживания. Для заказа кофе клиенты могут использовать приложение Luckin, в том числе, чтобы заказать напиток заранее.
Точно такой же формат компания использует во всех своих точках — посетители заказывают кофе через приложение сети, а забирают напиток в точке выдачи — обычных кофейнях. Оплата заказа также осуществляется через приложение, сеть принципиально не принимает оплату в своих розничных точках.
В случае с Luckin coffee EXPRESS, заказ может быть сделан непосредственно на месте. Для этого достаточно отсканировать штрих-код из приложения, а все остальное кофемашина сделает сама. Машина может готовить несколько сортов кофе, добавлять воду, молоко и другие ингредиенты, включая лед, в зависимости от желаний заказчика.
Еще одно отличие Luckin coffee EXPRESS — клиенты могут использовать машину без своих смартфонов благодаря функции распознавания лиц.
Второй проект называется The Luckin pop MINI. Это классический вендинговый автомат. Кроме кофе, клиенты могут приобрести и различные продукты — от орехов до лапши быстрого приготовления.
Продукты в автоматах Luckin pop MINI будут стоить дешевле, чем продукты, в обычных торговых автоматах, что, естественно, привлечет больше клиентов. Закупая в больших объемах продукцию у своих глобальных стратегических партнеров, таких как PepsiCo, CJ, COFCO и Calbee, компания может снизить стоимость продуктов до такого низкого уровня, который можно найти на сайтах электронной коммерции, таких как Taobao, известным своими демпинговыми ценами.
Как и в случае с кофе-станцией Luckin Coffee EXPRESS, клиенты могут сделать заказ непосредственно в торговом автомате, отсканировав QR-код приложения Luckin.
Новые точки для роста
Вообще, Luckin Coffee нельзя считать классической кофейней в привычном понимании этого слова. Я писал уже об этом перспективном coffee-tech стартапе.
Сеть сделала ставку на выдаче кофе — для этого используется приложение сети, и его доставке. Поэтому кофейни Luckin, как правило, меньше по размеру, чем точки Starbucks. В некоторых из них даже нет столов. К тому же, сеть не стремилась открывать точки в центре города, как это делала Starbucks.
Но даже при таком развитии, сеть несет очень высокие эксплуатационные расходы. В финансовом отчете Ruixing Coffee (владелец бренда Luckin Coffee) за первый квартал 2019 года, помимо стоимости сырья, следующими крупнейшими статьями расходов были административные расходы и зарплата сотрудников кофеен. На эти две статьи приходилось до 70% расходов компании.
С появлением машин EXPRESS и MINI, которые могут быть установлены практически в любом углу офисного здания, квартиры или студенческого общежития, Luckin Coffee сможет открывать свои точки в местах с еще более высоким спросом на кофе, таких как офисные здания и студенческие кампусы. И гораздо быстрее продолжить свое развитие в Китае.
Благодаря нулевым расходам на персонал на точке и минимальной стоимости аренды, в компании считают, что они смогут снизить затраты на привлечение и удержание клиентов. В 2019 году Luckin Coffee в совокупности обслужила более 40 миллионов клиентов в Китае, поэтому экономия может быть значительной.
Используемая Luckin Coffee система электронных платежей освобождает компанию от заботы о краже денег на точках. Кроме того, все машины тщательно контролируются с помощью современного программного обеспечения с использованием технологий искусственного интеллекта (AI), который следит на наличием продуктов в автомате и, с учетом потока клиентов, оценивает необходимость доставки необходимых компонентов или проведения техобслуживания.
Новый этап кофейной конкуренции на рынке Китая
Торговые автоматы и магазины самообслуживания становятся все более популярными в Китае за последние два года. Две китайские сети BingoBox и Bianlifeng, работающих по такой же модели, получили миллиарды юаней от крупных инвесторов. Их точки сотнями растут по всему Китаю, все больше популяризируя в стране идею автоматической торговли.
Более того, китайские гиганты электронной коммерции, такие как Alibaba и JD, также вкладывают значительные средства, расширяя свои собственные магазины безкассового обслуживания.
Кофемашины самообслуживания также не новы в стране. Сейчас на рынке Китая работает Youyin Coffee, Lai Cup Coffee, You Coffee, Coffee Terminal. Эти бренды являются важными игроками на рынке и хорошо известных китайским потребителям. Их оборудование установлено во многих общественных местах, например, в кампусах, транспортных узлах и офисных зданиях.
До этого момента, агрессивный рост Luckin Coffee в 2019-м году представлял основную угрозу в основном для Starbucks — главного конкурента Luckin на рынке стационарных кофеен. Но с выходом в сегмент самообслуживания, под угрозу могут попасть, кроме перечисленных выше компаний, еще и другие существующие игроки кофейного вендинга страны, включая Wing Cafe, Xiaoka Coffee и Yee Coffee.
В 2020 году конкуренция на рынке кофе Поднебесной обострится еще больше. Но тем интереснее будет наблюдать за действиями основных игроков одного из самых перспективных кофейных рынков мира.
Если вам понравилась статья, ставьте палец вверх, а чтобы быть в курсе перспективных трендов, подписывайтесь на наш Телеграм-канал "Полный трендец!"