История успеха автомобиля, покорившего весь мир — это про BMW. В Россия эта марка уже не первый год остается в первой пятерке самых популярных. Как удалось руководству немецкого концерна на протяжении более 100 лет сохранять первенство в технологиях, дизайне и надежности? Правда заключается в том, что этот путь не был ровным, случались и провалы и годы упадка. Секрет победителя заключается не в том, чтобы не падать, а в том раз за разом вставать и двигаться вперед.
Где хранится история БМВ
Центр мира для немецкой марки — город Мюнхен и его главная достопримечательность, музей компании BMW. Это не самое старое место в городе, но одно из самых привлекательных не только для праздных туристов, но и для бизнесменов, экономистов и специалистов в сфере производства автомобилей. Его часто посещают официальные организации с визитами для проведения переговоров и обсуждения условий взаимодействия.
Концерн продолжает заниматься сразу несколькими направлениями, разрабатывая автомобили, велосипеды и мотоциклы, а также двигатели. После нескольких глобальных поглощений БМВ владеет брендами Mini и Rolls-Royce. Концерн неизменно в тройке лидеров среди производителей премиальных авто, из года в год показывающих лучшие результаты по объемам продаж во всем мире.
BMW и Мюнхен
Больше 70 лет назад производство BMW дало мощный импульс для развития города, превратило Мюнхен в центр технологического прогресса. Музей БМВ рассказывает не только об этом автомобильном брэнде, но и об истории автомобилей. Основа экспозиции — машины и мотоциклы марки разных лет выпуска.
Огромный автомобильный музей — жемчужина Мюнхена. Он построен в форме огромной крышки от бензобака, накрытой сверху эмблемой BMW. Местные жители относятся к автогиганту по-дружески и ласково называют его «суповой миской». Среди экспонатов — ничего лишнего, только то, что говорит об основных этапах становления и развития компании:
- авиационные двигатели, с которых началась история БМВ;
- автомобили и мотоциклы;
- кузова легендарных концепт-каров;
- увенчанные призами болиды, прошедшие испытание трассами Формулы 1.
Рассказать о своей истории руководство решило в начале 70-х годов прошлого века. Музей BMW был открыт в 1972 году. Практически одновременно завершилось и строительство штаб-квартиры компании. Это был подарок городу от промышленников к Олимпиаде 1972 года. Резиденция компании сама по себе является прорывом в строительных технологиях. Она представляет собой многократно увеличенный в масштабе четырехцилиндровый двигатель, высотой в 22 этажа, как бы парящий над своим основанием.
Самые яркие экспонаты
Музей BMW сам по себе — уникальное явление. В 2008 году его площадь достигла 5000 квадратных метров — к нему пристроили еще один новый павильон. Он предназначен для размещения современных достижений компании, концептов и прообразов моделей, которые когда-нибудь, возможно, еще только будут выпускаться. Здание музея и штаб-квартиры автогиганта — самый большой из экспонатов, образец гения современных строителей.
Вход в музей устроен через Мир БМВ (BMW Welt). Это — витрина марки, элитный автосалон, построенный в начале нулевых по проекту дизайн-бюро Coop Himmelbau. В двадцать первом веке на первый план вышли компании, а не отдельные дизайнеры. Форма автосалона привязана к аббревиатуре BMW, точнее к ее последней букве. Первые две буквы уже построены ранее, это главный офис в форме цилиндра и сам музей компании.
Легендарные автомобили и прототипы
Напомним, что в арсенале БМВ автомобили любых конструкций: обычные купе, благонравные родстеры, роскошные седаны. Среди них — диковинка, автомобиль Isetta, который принадлежит к купе особо малого класса. Его многие помнят по фотографиям в прессе — крошечная машинка в форме яйца, прообраз современных городских микро-венов.
Особенно много зрителей собирает витрина, где расположился шикарный родстер BMW M Roadster.
В отдельной витрине стремительными линиями и полированными до блеска боками сверкает BMW Z3. Это — разработка дочернего подразделения концерна, компании BMW Motorsport. Она начала работу в 1972 году, сосредоточившись на выпуске сверх-скоростных моделей и модифицированных автомобилей для автогонок. Большинство машин разрабатывались в единственном экземпляре.
Есть в экспозиции и совместное производство БМВ и Ламборжини — спорткар BMW M1, участвовавший в гонках с 1978 по 1981 годы. На выходе посетителей поражает оригинальная инсталляция. Множество металлических шариков, подвешенных в воздухе. Они двигаются, представляя собой кинетическую модель — символ BMW. Периодически они принимают форму кузова автомобиля…
С чего все начиналось
История компании БМВ начиналась с мечты о небе. В 1913 году два молодых инженера, Карл Рапп и Густав Отто (сын изобретателя двигателя внутреннего сгорания августа Отто), основали в Мюнхене почти одновременно две небольшие фирмы, которые должны были создавать моторы для самолетов. Напомним, что первый полет состоялся всего на 10 лет раньше, в 1903. Темпы развития науки и техники были гораздо медленнее и самолетостроение все еще оставалось Terra Incognita — неизвестная земля.
А еще через год грянула первая Мировая война. То, что для целых стран стало трагедией, для талантливых изобретателей стало рывком к будущему. Воевавшее на Балканском, Западном, Восточном и Итальянском фронтах германское правительство нуждалось в новых моторах для авиации. Карл и Густав объединили усилия и стали производить авиационные двигатели. Но они оказались плохими дельцами и очень быстро передали руководство компанией опытному промышленнику Францу Поппу. С ним развитие бизнеса пошло быстрее.
Макс Фриц — создатель оппозитного двигателя BMW
Параллельно развивалось несколько направлений. Владельцы переманили к себе главного конструктора из компании Daimler — Макса Фрица. Он оказался настоящим гением по части моторов. В 1917 году под его началом удалось разработать авиационный двигатель BMW IIIa, на котором был установлен мировой рекорд. Летчик Франц Димер поднял аэроплан на моторе БМВ на высоту 9760 м. Современные пассажирские самолеты летают в коридоре от 9 до 12 тыс. метров, так что они опередили время почти на 100 лет!
Позже Макс Фриц сумел создать еще одну легенду. На основе неудачного мотора от мотоцикла Helios он разработал прообраз современных оппозитных двигателей — пятисоткубовый мотор, имевший мощность 8,5 л.с. Через несколько лет его начнут устанавливать на первый собственный мотоцикл BMW.
В эти годы была разработана узнаваемая по всему миру эмблема BMW. Круг, разбитый на четыре сектора — голубые и белые, символизирует пропеллер. Именно так выглядели вращавшиеся на фоне неба пропеллеры первых самолетов. Однако не зря БМВ до сих пор называют «баварским автомобилем», синий и белый — цвета флага земли Бавария.
Великая депрессия
В 20-е годы мир погрузился в экономический кризис, получивший название Великая Депрессия. В Германии зарплаты, полученной в обед, не хватало даже для оплаты ужина, настолько велика была инфляция. Летом 1923 года кризис достиг апогея — к ноябрю цены взлетели в 850 000 раз, а курс доллара — в 400 000! В оборот поступила купюра в 100 триллионов марок, она стоила 25 долларов. Хлеб покупали за миллиарды, масло — за триллионы.
В этой ситуации выигрывали те, у кого в руках оказались реальные материальные ценности, а не займы, облигации, марки. За несколько лет BMW многократно переходит из одних рук в другие, но не останавливает работу заводов. В 1920 году владельцем производства стала вагонная фабрика Gothaer Wagonfabrik. В этот период предпринимались попытки выпуска спортивных автомобилей с шестицилиндровыми моторами, но коммерческого успеха это начинание не имело.
Первые автомобили BMW
В 1928 году владельцы BMW удачно выкупили автомобильный завод в Айзенахе. Это был дальновидный ход, так как вместе с производственными площадями они получили и право на выпуск автомобилей Dixi. В основу этой модели был положен британский Austin 7. Примечательно, что на заводе работал конвейер. Во всем мире второй был только у «Даймлер-Бенц», все остальные собирали машины по-старинке, почти кустарными методами.
Первый спорт-кар
Машина несколько раз дорабатывалась. Модель 328 стала первым спортивным автомобилем, разработанным компанией. На счету этой малышки множество призов за победу в гонках Mille Miglia (автогонка на выносливость), британское RAC Rally, а также легендарной Le Mans 24. БМВ побеждали благодаря прогрессивным на фоне соперников четырехцилиндровым двигателем, электрическим стартерам и надежными тормозами.
Первый кабриолет
BMW 327 — одна из наиболее долговечных моделей 30-х годов. Разработанный в 1937 году, он выпускался и успешно продавался вплоть до 1955. Покупателям предлагали два варианта кузова — стандартное купе и открытый кабриолет. Кабриолет оказался удобнее — его дверцы открылась так, как принято сейчас — назад. Дверцы купе открывались вперед и со временем стало ясно, что такая конструкция неудобна.
Военные годы
К 1939 году последствия кризиса удалось преодолеть, в Германии утвердился новый порядок. Компания BMW обрела стабильность. К этому времени был освоен выпуск нескольких моделей на базе 303 платформы:
- 309 (кабриолет-седан);
- 315 (экономичное купе);
- 319 (седан с мотором 1,9 л);
- 329 (четырехместный кабриолет).
С началом войны автомобильное производство пришлось приостановить по прямому приказу фюрера и перепрофилировать на выпуск авиационных моторов и мотоциклов. Франц Попп, неизменный глава компании все прошлые годы, покинул свой пост.
Это черная страница в истории компании. В годы войны на производстве для Люфтваффе (военно-воздушные силы Третьего рейха) работали пленные и заключенные концентрационных лагерей. Когда в 1945 году Советские войска заняли Бранденбургский промышленный район, сложилась крайне тяжелая ситуация для БМВ. Часть заводов оказалась разрушена, другую часть согласно плану американцев собирались сносить. Сохранился едва ли не единственный завод поблизости от Мюнхена.
BMW в XXI веке
Засветившийся в бондиане BMW Z8 выпускался с 2000 по 2003 годы. Это шикарный двухместный спорткар, нашедший себе место в гараж коллекционеров. Он считается одним из самых красивых и современных, несмотря на то, что в дизайне прослеживаются черты БМВ 507, так и не сумевшего стать в свое время спасительной новинкой для концерна.
Первый дилер BMW открыл свой офис в Москве в 1993 году. Это событие не отменило существовавшей тогда практики привозить подержанные БМВ из Европы. Через 4 года стартовала сборка «баварцев» на калининградском заводе «Автотор». Концерн имеет производства в Германии и 7 других странах мира.
Статья предоставлена сайтом