На фоне популярности фильма Ford против Ferrari вышедшего на телеэкраны нашей страны, хотелось бы поподробнее остановиться на истории противостояния этих двух автомобильных гигантов.
Начнем пожалуй нашу историю с Генри Форд II принявшего руководство компанией Ford Motor Company в сентябре 1945 года у своего деда легендарного Генри Форда.
В 1957 году Ford, General Motors и Chrysler договорившись между собой отказались от пропаганды скорости автомобилей в рекламе и от прямого финансирования гоночных команд участвующих в американских соревнованиях. Но именно в это время популярность и продажа спорткаров стала напрямую зависеть от побед в гонках.
На начало 60-х годов продажи у Ford оставляли желать лучшего. И вот в поисках решения проблемы Генри Форд II решает объединиться с Ferrari.
Сделаем небольшое отступление и поговорим об Энцо Феррари :
Основавши 1947 году компанию Ferrari Энцо беспокоился лишь о победах. Он считал, что продажа серийных авто нужна лишь для спонсирования гоночных проектов.
И вот в 1963 году в связи с финансовыми трудностями компания Ferrari искала слияния с каким нибудь автомобильным гигантом, для спонсирования своих гоночных проектов. Казалось бы вот оно идеальное слияние думали в Ford и начали переговоры о слиянии с Феррари.
По условиям предварительного соглашения производством гражданских автомобилей под брендом Ford-Ferrari занимался бы Ford, а вот гоночными проектами под брендом Ferrari-Ford занимался бы Ferrari. Так же Ford гарантировал оплачивать расходы на спортивный сектор автомобильных гонок.
Генри Форд II считал слияние завершенным делом, но этому было не суждено случиться.
По одной из версий дочитав договор Энцо задал лишь один вопрос : "Что случится если я захочу выставить свои машины на 500 миль Индианаполиса, а вы не захотите ? ". Ответ, что в таком случае он не поедет не устроил Энцо и он отказался продавать компанию Ford.
По другой Феррари ткнул пальцем в один единственный пункт, демонстративно обматерил всю американскую делегацию и ушел из кабинета. В дальнейшем станет ясно, что тот самый пункт касался именно спортивного сектора - в контракте Ford была оговорена сумма в 250 тыс. долларов, что ограничивало изначальные условия "полной свободы" в действиях.
Что бы не произошло на самом деле Генри Форд II пришел в ярость и решил унизить Ferrari на их же гонке "24 часа Лемана", где Ferrari не безосновательно считался королем трассы, проиграв за последние 10 лет лишь однажды Aston Martin.
Форд профинансировал разработку нового автомобиля. Для разработки был приглашен экс-менеджер Aston Martin. Британцы представили на свет Ford GT40. Где 40 это высота автомобиля в дюймах. Менеджеры Форда в предвкушении ожидали результатов автомобиля, разработанного в рекордные сроки и за рекордные суммы.
Но увы в 1964 Ford получил сокрушительный удар от Ferrari. Не одна GT40 так и не пересекла финишную линию, в то время как Ferrari праздновал очередной триумф. Но была и ложка меда, в этой бочке ведь до выбывания с гонки GT40 была самым скоростным автомобилем.
Решить проблемы Ford был выбран экс-победитель гонки "24 часа Лемана" - Кэрролл Шелби.
У Кэррола Шелби было несколько важных козырей в рукаве:
- Наличие опытных инженеров и техников;
- Опыт работы с Фордовскими комплектующими;
- Знание специфики гонки.
Но самым главным преимуществом, у Шелби в штате находилось два лучших пилота-испытателя Кен Майлз и молодой Брюс Макларен.
Итак после доработок в 1965 году Ford вновь прислал свои гоночные машины в Францию. Но увы не один автомобиль Ford не пересек финишную черту. Победителем вновь стала Ferrari.
Генри Форд-младший сообщил свои подчиненным, что Господь любит троицу и дает им заключительный год, для победы в «24 часа Леман». Иначе правлению компании грозят серьезные кадровые изменения.
В 1966 году Шелби устанавливает в GT40 7 литровый V8 двигатель и надежную хоть и несколько устаревшую 4-ступенчатую коробку передач.
На 3-й, золотой, как оказалось попытке Ford победить в Лемане присутствовал лично Генри Форд II.
Со старта у одной из машин Ford пилотируемого Кеном Майлзом возникла проблема с закрытием двери и он начал гонку с хвоста. Несмотря на это он вскоре нагнал лидеров.
Итак из 8 машин Ford и 8-ми Ferrari, на 18-й час гонки из строя вышли все 8-мь "лошадок" Ferrari и лишь 4-е Ford. И гонку возглавляли 2 Ford GT 40, которые пилотировали Кен Майлз и Брюс Макларен.
Генри Форд младший приказал лидирующему GT40 пилотируемому Кеном Майлзом дать по тормозам и финишировать с 2-мя другими машинами. Это был бы великолепный рекламный ход посчитал Форд младший. В итоге Ferrari был разбит и мы наблюдаем великолепный финиш Ford GT40.
Успех Ford продолжался еще 3 года, после которых Генри Форд успокоился.
Энцо Феррари переключился на Формулу-1, что дало новый толчок Формуле.
Так и закончился знаменитый конфликт 2 автомобильных гигантов Ford и Ferrari.