Потребители устали от потребления?
Я сделал ровно одну покупку в «черную пятницу», но не потому что я гнался за скидками. Я сделал эту покупку потому, что сделал бы ее в любой другой день. Зато все неделю (и даже больше) я получал письма с предложениями о скидках, распродажах, акциях etc etc. Как будто бы все продавцы ничего не продавали целый год, нарочно придерживая товары до «черной пятницы».
Когда «Коммерсант» написал, что «черная пятница» не принесла для бизнеса ожидаемых результатов, я мог бы порадоваться за наш народ. Якобы наш консьюмериат поумнел и отказался от приобретений в неделю распродаж. Но поумневший консьюмер – это практически оксюморон. Пока у буржуазии есть деньги, она будет их тратить. И даже если денег не будет, она будет искать способы раздобыть товары бесплатно.
Отсутствие видимого роста продаж в «черную пятницу» можно объяснить не столько тем, что потребитель вдруг выяснил, что его на@бывают (причем не только в «черную пятницу», а практически каждую пятницу, то есть всякий раз, когда он что-то покупает), а скорее тем, что он просто вернулся к прежнему режиму потребления. Всякий прилежный читатель Маркса знает, что потребитель знает, что его обманывают, но все равно позволяет себя обманывать. Выбора у него нет: хочется, конечно, показать «фак» бизнесу, но новый крем\айфон\пуховик хочется еще больше. Путь меня @бут, думает консьюмер (сейчас это чаще всего это «образованный» и «умный» консьюмер), зато меня $бут в пуховике и с айфоном.
Не купил сейчас, все равно что-нибудь купит к Новому году, разводке еще большей, чем все «черные пятницы» вместе взятые.
Поэтому наивно считать, что потребитель устал от покупок и стал «грамотнее» в своем потреблении. Не купил сейчас, все равно что-нибудь купит к Новому году, разводке еще большей, чем все «черные пятницы» вместе взятые. Просто потребитель в «черную пятницу» делал слишком много покупок разово, а потом сидел без денег, лишая себя новых товаров, которые ему на самом деле не нужны. Потребитель – это тот же наркоман, которому недостаточно принять одну дозу впрок, а потом сидеть смотреть на стены. Ему нужно стабильное потребление, изо дня в день. Пусть понемногу, зато часто. А разовое гигантское потребление в неделю распродаж лишало консьюмериат такой возможности. Ведь потом еще идут новогодние праздники! Нужно покупать ненужные подарки, а потом еще накрывать новогоднюю поляну и на что-то гулять в праздники. Вот где для бизнеса настоящая золотая жила, а вовсе не в «черной пятнице».
Поэтому и бизнес тоже лукавит, когда жалуется, что они «недополучили» в этом году прибыль в «черную пятницу». Впереди еще черные новогодние каникулы.
Ray Garraty