Свежее мясо, овощи, фрукты и ягоды. Нет, это не список покупок в супермаркете. Для Дмитрия Цыкалова, российского художника, ныне живущего во Франции, обычные продукты – материал для создания удивительных и порой шокирующих скульптур. Мясной пистолет и черепа из арбузов, яблок и баклажанов – это далеко не полный перечень его произведений.
Сам автор признаётся: «Мне нравится работать руками, и я предпочитаю использовать для своего искусства мясо, овощи и фрукты, а не мрамор, глину и дерево».
Основные инструменты для создания скульптур – пила, топор и немного времени. Для художника важно «с хирургической точностью» вырезать каждую деталь для большей реалистичности фруктового черепа. Рабочее пространство автора похоже на операционный стол: вата, скальпель для вырезания мелких деталей и электродрель – она помогает делать черепам «глаза».
Большинство «овощефруктовых» скульптур появляются на фотоснимках не свежими, а уже немного подпорченными: в сочетании с необычной формой это усиливает эффект от просмотра. Может быть, в таком виде фрукты попадают в кадр для демонстрации драматизма и тайного смысла задумки, а возможно, чтобы просто не появилось соблазна перекусить произведением искусства.
Ещё большее впечатление производят не одиночные черепа из фруктов, а их «коллекции». У Цыкалова их три: два комплекта арбузных черепов, и третий – тыквенный. Разные формы и размеры скульптур, разная степень испорченности продуктов – выглядит это очень масштабно и сильнее раскрывает тематику работ.
После фруктовых черепов последовала коллекция работ Body. Помимо уже известных фруктов и овощей, в этих анатомических композициях художник начинает работу с мясом, а именно с колбасными изделиями и фаршем. И эта серия инсталляций очень символична: челюсти и целые человеческие головы состоят из овощей, фруктов и мяса.
Но черепа из арбуза и «колбасные» щёки – это далеко не самая устрашающая и необычная инсталляция мастера. Первая мысль при просмотре серии композиций с использованием сырого мяса – «так вот, где Леди Гага черпала вдохновение для своего костюмчика». Но это впечатление проходит очень быстро: в шокирующие инсталляции автор закладывает куда более глубокий смысл, чем кажется. Модели надевают мясные бронежилеты и противогазы, берут в руки автоматы и пулемёты из такого же окровавленного материала: конечно же, это всё символизирует агрессию, войну и насилие.
Для создания таких скульптур Дмитрию понадобилось около 150 кг свежего мяса, а работать с ним приходилось очень быстро — оно всё-таки имеет свойство портиться. К «мясным» скульптурам также относится серия Masks, многие работы которой заставляют содрогнуться: кажется, будто со знакомых персонажей сняли скальп.
Конечно, Дмитрий Цыкалов «съедобными» скульптурами не ограничивается: в его портфолио есть место произведениям из дерева, а также вязаным инсталляциям. Однако его серии работ со съестными материалами заставляют по-новому взглянуть на привычные вещи и обыкновенные продукты. © Artifex.ru