Когда мы говорим о еде, то в первую очередь мы говорим о вкусе и ощущениях. Ради вкуса люди придумывают сложные рецепты блюд, и готовы платить хорошие деньги за высокую кухню.
За годы работы в кофейне я заметил, что чем вкуснее описывать продукт, добавляя различные эпитеты, тем лучше идут продажи и посетители становятся счастливее, как будто им сделали комплимент.
В большинстве заведений эпитеты присваивают десертам, блюдам, коктейлям, а про кофе забывают. Когда предлагают выпить кофе, то говорят: «чашечку крепкого кофе?» или «может быть капучино?».
Кофе – самодостаточный, многогранный напиток с богатой вкусовой палитрой. Существует кофейная карта вкусов, которая по объёму может сравниться с винной картой.
Когда импортер покупает кофе на ферме, он пробует его и заполняет протокол, где указывает оценку и свои впечатления по аромату, вкусу, послевкусию, кислотности, телу, сладости, чистоте и балансу.
В аромате описываются ассоциации, которые человек почувствовал, понюхав молотый кофе перед завариванием. Аромат может быть как положительным: цветы, томаты, специи; так и негативным: древесина, угли, резина, спирт. Последнее сообщает о низком качестве сырья или обжарки.
Вкус – то ради чего мы пьем, едим и готовим. Ему уделяется много внимания и времени, он вмещает в себя наши ассоциации с другими продуктами или вкусовой опыт.
В этой зоне оценивается ёмкость или глубина вкуса, основанная на следующих характеристиках: кислотность, сладость, чистота, тело. Чем многогранней вкус, тем выше оценка и дороже кофе. Так же могут быть позитивные оттенки вкуса: тропические фрукты, шоколад, томатный суп или варенье из крыжовника. Негативные: подгоревшие сухарики, медикаменты, уголь, бумага.
Послевкусие – это то, что оставляет неизгладимое впечатление от напитка, которому желательно быть долгим и приятным. Ощущения во рту при этом схожи с поеданием бутерброда со сливочным маслом. Чем больше жира/масла в блюде, тем длительнее послевкусие.
А если после выпитого кофе у вас во рту сухость, вязкость, как будто бумаги поели, или отсутствие вкусов, сравнимое с выпиванием жёсткой воды, то оценка послевкусия стремится к нулю.
Когда вы пьете кофе, акцентируйте внимание на свои ассоциации во вкусе и ощущениях. Это поможет вам лучше объяснить бариста, какой напиток нравится. И он порекомендует вам определенные позиции меню или сорт кофе.
Какой вкус кофе у вас запал в памяти?
Ставьте лайки, подписывайтесь на мой блог, задавайте вопросы. Я стану вашим проводником в этом кофейном мире.