Найти в Дзене

Ресторанный этикет от эксперта. Часть 1

Оглавление

В интернете встречаешь множество советов на тему – как вести себя в ресторане, столь же верных, сколь и банальных.
Я многолетний посетитель ресторанов, изведавший их сотни – и нынешних, и тех, каких давно уж нет. Во многих московских точках меня знают и принимают с радостью.
Опыт дает мне право выступить с собственными рекомендациями по этикету джентльмена. Ручаюсь: читатель узнает много для себя нового!

Что вы тут делаете?

Начнем с неожиданного: зачем вы явились в ресторан?

Чтобы наесться? Это пошло. Зайдите на фудкорт, а можно взять румяную курицу-гриль и сожрать на газетке: дешево и вкусно.

Бар, ресторан – место, где можно проявить себя в повседневной жизни ярко. Да еще в ситуации, не навязанной обстоятельствами, а выбранной по нашей прихоти. Вы пришли для интересной игры, для поиска стиля. Для социализации – обозначить себя перед окружающими, перед спутниками или спутницей. Утвердиться в себе.

Как себя держать?

Явились ли вы один, либо со спутницей, или на банкет, основа вашего поведения – искушенность. Солидный посетитель всегда виден, неважно, во что он одет.

  • Он вежлив, но знает себе цену.
  • Сосредоточен на своем, но замечает все вокруг.
  • Шутлив, но не терпит фамильярности или небрежности.
  • Раскован, но безукоризненно владеет ресторанным этикетом.

Лучший стиль поведения – внимание ко всему, покровительственный интерес к людям и предельная компетентность. Конечно, выглядеть (и быть) свободным и самодостаточным – это дается жизнью и характером. Но надо стараться! Улыбайтесь – и вам будут улыбаться.

Как войти?

Имеется ли при входе «стойка приветствия» или нет, вас должна встретить хостесс, она и проводит к столику. Выскажите пожелания: к примеру, сидеть у окна, либо на мягком диване, а может, за барной стойкой. Уточните, куда повесить одежду, положить сумку (для последнего бывают особые скамеечки).

И не пытайтесь сразу всучить заказ: хостесс это не официант. Ждите, когда к вам подойдут и дадут меню.

Если явились в дорогой, гурманский ресторан, будьте на уровне. Тут на каждого входящего обращены взгляды. Посетители настроились на соответствующую обстановку, публику, и вправе ждать подобающего уважения к месту от тех, кто сидит за соседними столами. Для многих, вполне вероятно, день визита сюда – праздничный, торжественный.

И запомните, что вы не «посетитель», не «клиент», а «гость».

Как выбирать?

Не спеша изучите меню. С чего начать выбор? Ответ: с основного блюда! В ресторане оно называется «второй курс». Далее к нему подберите закуски и салаты. Если в качестве горячего остановились на мясном, то стартером естественно взять овощной салат или рыбную закуску.

Подумайте, какой алкоголь потребуется. Аперитив: он нужен для возбуждения аппетита, но главное – чтобы занять руки, пока не принесут еду. Иначе придется неловко вертеться, словно вы в очереди в парикмахерскую. Аперитив (вермут, херес, шампанское) заказывают первым.

Вино к горячему. Ответственный момент; хотя бы запомните, что «к мясу красное, к рыбе белое», а вообще может дать совет сомелье или опытный официант.

К кофе и десерту берут диджестив – чтобы закруглить удовольствие. Обычно виски, ром, ликер. Но эта часть программы заказывается уже впоследствии, особо.

Как общаться?

К вам подошел официант. Сразу спросите его имя (если оно не стоит на «бэджике»). Можете взаимно назвать и свое, почему бы нет? Иногда уместно пошутить, переброситься парой слов о погоде или бизнесе, особенно, если вы не впервые и вас знают – но в меру, без тягостной навязчивости.

Главное, помните, что официант не слуга, просто вы – здесь и сейчас – играете определенные роли, а ваш визит – маленький совместный спектакль. Вы должны умело сыграть, для этого быть чуточку актером (да!). Не справился с ролью, сфальшивил – все испорчено. Вот две крайние ошибки, которых следует избегать.

  1. «Их дело – обслужить», «они обязаны», «за свои деньги имею право».
  2. «Неудобно лишний раз попросить», «как-то неловко», «что подумают».

Как заказывать?

Заказывайте блюда в последовательности их подачи. Возможно, стоит особо предупредить, чтобы еду несли не «по мере готовности», выставляя все кучей на стол, а только когда покончите с предыдущим.

Иногда уместно попросить совета в выборе. Вам охотно разъяснят, как именно будет приготовлено блюдо, чему стоит сегодня отдать предпочтение, потому что свежайший продукт только что поступил. И если даже вы взяли решение полностью в свои руки, очень стильно будет спросить официанта: «вы одобряете такой выбор?».

Не стесняйтесь уточнить при заказе, каким хотите видеть ваше блюдо. Как прожарить мясо, солить ли, какую дать подгарнировку, а может, сделать дополнительно тосты. Не сомневайтесь, повар все это непременно исполнит, а к вам будет только больше уважения.

Если заказываете коктейль, которого нет в барной карте, будьте готовы изложить рецепт. И вам его сделают!

Как держать себя за столом?

Вы должны выказать уверенное знакомство с этикетом, то есть салфетку положить на колени, а не отпихнуть стеснительно в сторону. Тарелка, которую вам поставили слева, предназначена для хлеба.

За едой надо деликатно заботиться поддерживать блюдо в опрятности: подбирать вилкой разводы соуса, а если остаются лимонные корки, косточки – как бы невзначай подгрести к одному краю. Закончив, вилку с ножом положите вместе «на 4 часа», а использованную бумажную салфетку (не скомкав, а сложив) подсуньте под них.

Кстати, бумажной салфеткой отнюдь не пренебрегают. Она требуется каждый раз, когда рука тянется к бокалу. И не трите губы, а промокайте их.

Как пить вино?

Официант принес заказанную бутылку, продемонстрировал этикетку, раскупорил, плеснул на донышко в ваш бокал и ждет. Что делать?

Выказать себя экспертом. Взять бокал за ножку, наклонить, посмотреть на цвет напитка. Вдохнуть аромат, взять вино в рот, «покатать» по языку, оценивая вкус. Кивнуть официанту: да, можно разливать.

Так же действуйте и в ходе трапезы. Вам же не придет в голову выпить бокал залпом, и, скривившись, нашаривать на столе, чем бы закусить? (шутка). Оцените на свет прозрачность вина, блеск. Если вино красное – немного согрейте в руках. Почувствуйте букет, быть может, он раскроется не сразу. Ощутите вкус, послевкусие. Кивните как бы сами себе: да, это превосходно.

Продолжение во второй части.