Вступительная статья к этой интересной теме вышла совсем недавно на нашем канале и сразу стала лидером по агрессивным комментариям.
Ну, обвинения автора в получении грантов от Госдепа и зарплаты от Моссада я, как обычно, прощаю - понедельник день тяжелый для похмельных голов, а букв неожиданно много. Опять же, люди в их понимании Родину так защищают.
А вот оскорблений подвига советского народа в виде разного рода издевательских пассажей и самопальной "статистики" я тут в комментариях не потерплю. Хулители "совка" и "рашки" уходят в бан без предупреждения. Прошу учесть этот факт и не тратить время - свое и мое.
Автор пытается разобраться сам и помочь разобраться читателям в РЕАЛЬНОЙ роли поставок со стороны союзников, основываясь на конкретных примерах без эмоций и крайностей.
Во вступительной статье был упомянут бронетранспортер М3А1 "Скаут кар" - весьма уважаемая в Красной Армии машина. Однако объем поставок (3034 единицы) позволил лишь оснастить ими разведывательные подразделения и то по минимуму. Стали ли отдельные разведбаты и разведроты бригад действовать от этого более эффективно? Да, скорее всего. Изменилась ли радикально тактика и оснащение советских мотопехотных подразделений от этого? Нет, разумеется. Капля в море.
Подробно об американских поставках см статью на канале.
А сейчас поговорим о поставках из Великобритании, тут есть тоже очень показательные примеры
Во-первых отметим, что хотя часть поставок за Великобританию ( в рамках их взаиморасчетов)выполнили США, к "ленд-лизу" это не относится. У СССР с британцами было отдельное соглашение от 16 августа 1941 года о предоставлении КРЕДИТА (10 млн.фунтов стерлингов под 3%, позже сумма кредита была увеличена до 60 млн.) и поставке вооружения и материалов. Причем 40% стоимости поставок должны были ОПЛАЧЕНЫ В ТВЕРДОЙ ВАЛЮТЕ, а остальные за счет кредита. Именно Англии мы платили золотом, именно перевозящий это золото крейсер Эдинбург лежит где-то на дне Баренцева моря. С 1942 года английские поставки вооружения в СССР стали бесплатными, то есть осуществлялись как военная помощь.
Золотом оплачивали и часть поставок США СВЕРХ программы ленд-лиза (расчет по поставкам в рамках этого закона должен был осуществляться после завершения войны), кроме того драгметаллы поставлялись Советским Союзом в США и Британию в рамках "обратного ленд-лиза", прежде всего в качестве сырья для производства радиоаппаратуры.
В зачет английских поставок некоторое время работала и Канада, но затем с этой страной было заключено отдельное соглашение. Канадские фирмы в частности выпустили многие из воевавших на советско-германском фронте танков "Валентайн".
Великобритания поставляла в нашу страну истребители "Харрикейн", первые боевые самолеты иностранного производства, поступившие на вооружение ВВС Красной Армии. Оценка этих машин со стороны советских летчиков была не высокой. В королевских ВВС "Харрикейн" в то время применялся только в качестве штурмовика или на второстепенных фронтах, т.к. уступал немецкому Мессершмитту Bf 109 по всем показателям (даже модификации Е, а уж тем более F). Однако отказ поставлять только более современные "Спитфайры" был связан не со злым умыслом союзников, а с их собственным непростым положением - этих самолетов не хватало самим англичанам. Получать же истребители иностранного производства разных типов (соответственно усложнилось бы обслуживание и обучение летчиков ) отказалась уже советская сторона.
В самое сложное для СССР время истребители "Харрикейн" стали на первый взгляд скорее обузой, чем помощью. Самолет был склонен к капотированию, что на грунтовых аэродромах СССР военного времени стало сущим кошмаром. При рулении по ВПП на хвост сажали двух техников для компенсации этого эффекта. Деревянные лопасти винта "Харрикейна" ломались , а не гнулись, так что каждое такое происшествие с "зарыванием носом" выводило истребитель из строя надолго - собственное производство лопастей для данного типа самолетов в СССР наладили только в 1942 году. В принципе, для выхода из строя "Харрикейну" достаточно было одного камня, случайно "поднятого" при взлете, легко разрушались лопасти и от воздействия пуль и осколков.
Весной 1942 г. из-за отсутствия ряда деталей и узлов(в первую очередь лопастей ) из 18 "Харрикейнов" 488-го ИАП в воздух могли подняться лишь два. А в ноябре 1942 г. 122-я ИАД(район Мурманска) из 69 своих самолетов имела три исправных.
Наши летчики ругали "Харрикейны" за слабое вооружение, которое к тому же часто отказывало при низких температурах. Этот самолет заметно уступал в скорости даже устаревшим к тому моменту немецким Bf109E, проигрывал на вертикалях, зато имел малый радиус разворота. Такая специфика вынуждала советских летчиков применять оборонительную тактику, более привычную для штурмовой авиации.
Именно на эти моменты стандартно обращали внимание отечественные писатели и авторы мемуаров. Помню фразу из одной такой книги "проклятый Харрикейн горел как береста".
Однако не лишним будет напомнить, что при наличии альтернатив самолет поставлялся до 1944 года (далее был прекращен его выпуск). А кроме того, собственные возможности нашей промышленности зимой 1941/42 года из-за эвакуации и нарушения хозяйственных связей не позволяли быстро наладить массовый выпуск современных машин - в бой шли почти музейные образцы, изъятые из училищ и аэроклубов, в период битвы под Москвой истребители Миг-3 частей ПВО столицы получали характерную красную окраску верхних поверхностей крыльев для лучшего обнаружения в снегу поврежденных машин - каждый исправный самолет был на счету.
"Харрикейн" в нашей стране стал со временем совсем другим стараниями фронтовых умельцев, а позже модернизировался на заводах и тыловых авиабазах. Те машины, что воевали в частях ПВО после 1942 года уже нельзя называть английскими. Советские "Харрикейны" нашли свою нишу - авиация ПВО, истребители-бомбардировщики и штурмовики. Поэтому и поставлялись в СССР даже тогда, когда кризис отечественной промышленности остался явно позади.
Заменялось вооружение - устанавливали советские пушки ШВАК и пулеметы УБТ, держатели под 50-кг бомбы и направляющие для реактивных снарядов. Устанавливались бронеспинки от отечественных истребителей. Существенным переделкам подвергалась система охлаждения и электропитания -врезались дополнительные сливные краны, обеспечивавшие полный слив охлаждающей смеси и масла на стоянке, утепляли трубопроводы, аккумуляторы и батареи.
Истребитель "Харрикейн" был легок в пилотировании, имел хороший обзор из кабины пилота и вполне подходил для летного состава ускоренного обучения, что было весьма кстати. При этом боевые потери этого типа самолетов в 1942 году составили 8% от потерь истребительной авиации , что несколько превышает в процентном соотношении долю этих машин среди истребителей (всего в 1941-44 годах было принято 3082 истребителя этого типа из них в боевые подразделения потупило 2834 машины).
Так что можно смело сказать - этот самолет внес свой вклад в нашу Победу, будучи серьезным оружием в умелых руках. При том в своем изначальном виде "Харрикейн" был для боевой работы на фронтах Великой отечественной малопригоден. Его сделали советским не звезды поверх закрашенных английских кокард, а умелые руки наших техников и самоотверженность летчиков.
Подобные выводы можно сделать и по другим образцам военной техники, поставляемой из Великобритании
"Спитфайр" появился в СССР в сентябре 1942 г. Это были три машины модификации PR IV – фоторазведчики. Они не имели вооружения. Эти самолеты участвовали в проводке конвоя PQ-18 и были оставлены в дар ВВС Северного флота. Всего таких разведчиков у североморцев было семь, их ценили и берегли - пилоты для них подбирались только с довоенным опытом. Нехватка запчастей вынуждала технический состав искать нестандартные решения - например вместо "родных" колес устанавливались аналогичные от МИГ-3.
Запрос на получение собственно истребителей был удовлетворен после долгих консультаций в октябре 1942 года лично Черчиллем. СССР стал первой страной, куда Британия согласилась поставлять эти самолеты. Всего было выделено 150 машин и еще 50 фюзеляжей на запчасти. Это была модификация Vb.
Первым подразделением в ВВС Красной Армии, получившим "Спитфайры" был 57 Гв.ИАП, воевавший до этого на И-16. Как говориться, почувствуйте разницу. Уже 28 апреля 1943 г. полк вступил в кровопролитные бои на Кубани в составе 4 ВА.
"Спитфайр" был простой в пилотировании и удобной для освоения летчиками средней квалификации машиной, обладал прекрасными высотными характеристиками, мотор Мерлин-46 на высоте более 5000 м развивал мощность большую, чем советский М-105П. . По весу секундного залпа он превосходил большинство отечественных истребителей выпуска до 1943 года.
При этом фронтовая карьера этого самолета в СССР оказалась очень короткой.
Самолет имел и недостатки - шасси, рассчитанное на бетонную ВПП, на грунтовых прифронтовых аэродромах СССР создавало массу проблем. В инструкции того времени по эксплуатации "Спитфайров" была характерная фраза: "Рулить по мягкому грунту без сопровождающего на хвосте – запрещается". Стандартным элементом снаряжения советского летчика, воевавшего на истребителях данного типа был ломик, для экстренного открывания фонаря кабины, который часто заклинивал.
А главное - воздушные бои на Восточном фронте имели свою специфику. Расположение вооружения на плоскостях крыла было непривычным для советских пилотов, затрудняло прицеливание при агрессивном маневрировании. Кроме того, бои велись на относительно небольших высотах, где "Спитфайр" показал себя не лучшим образом. Это и определило перевод этих самолетов в авиацию ПВО.
Для дальнейших поставок СССР запросил 1200 машин модификации IX. Всего ввезли 1185 Спитфайров IX (1183 LF IX и 2 HF IX). Эти образцы превосходили советские в качестве высотных истребителей весьма заметно, а вот как фронтовые - уступали. И в скорости и в маневренности на малых высотах. Все они пошли на оснащение частей ПВО. К концу войны из 81 полка ПВО 26 имели на вооружении "Спитфайры".
"Пехотный" танк "Матильда II" в различных модификациях поставлялся в СССР с октября 1941 года. (20 танков прибыли с караваном PQ-1). В СССР было отправлено 1084 танка этого типа из 2987 выпущенных. "Матильды" и "Валентайны" были первыми танками прибывшими в СССР. В боевых подразделениях они начали появляться с ноября 1941 года и НИКАКОЙ заметной роли в битве за Москву не сыграли, просто не успели. Пик использования машин этого типа пришелся на 1942 год. Тихоходная машина плохо подходила для зимних условий и русских дорог, но при грамотном использовании наносила противнику заметный ущерб. Интересно отметить, что готовя высадку на Мальту (которая так и не состоялась) немцы сформировали специальный батальон из советских трофейных тяжелых танков как раз для борьбы с английскими "Матильдами" - Panzer-Abteilung z.b.V. 66.
Танк "Валентайн" различных модификаций в Красной армии, напротив, уважали. Даже несмотря на его архаичную клепанную конструкцию и уязвимость ходовой части. К концу войны модификации "Валентайна IX и X" (наряду с американским "Шерманом") остались единственными типами танков, которые СССР продолжал запрашивать для поставок в Красную Армию.
А в боях за Кавказ доля "импортных" танков (очень хорошо там отметились "Валентайны" 5-й гвардейской танковой бригады) вообще составляла до 70%. Сказалась близость Ирана, через который шли поставки.
Как бы там оно ни было, английская техника указанных образцов, а также других, в статье не описанных (бронетранспортеры, противотанковые орудия, тяжелые танки Черчилль, торпедоносцы Хэмпден ) позволила СССР пережить танковый и авиационный голод самого тяжелого года войны - 1942-го. Именно в этот год немцы дошли до Волги и Кавказа, заняли Севастополь.
В большинстве своем эта техника была хуже приспособлена к условиям Восточного фронта, чем наша, собственного производства. И далеко не всегда она была новой. Но она была. Причем оставалась в строю даже тогда, когда советская промышленность была уже в состоянии обеспечить фронт необходимым вооружением самостоятельно.
Спитфайры с вооружения частей ПВО сняли лишь в 1948 году...
А еще не стоит забывать, что хоть поставки в СССР были элементом внешней политики и соответствовали интересам как Великобритании, так и США, простые люди - рабочие заводов, портовые грузчики, матросы арктических конвоев, да и просто обыватели искренне желали нашим солдатам победы. Они прекрасно понимали, в отличие от нынешних хулителей СССР, где решаются судьбы мира. Без Англии и ее помощи СССР бы выстоял. Пусть с большими жертвами, но выстоял. А вот без Восточного фронта Гитлер раздавил бы Британию без всяких "если". На эту тему крайнее фото в этой статье.
Благодарю за внимание к каналу.