Найти тему
Журнал Рейс

Сцепления Starco

Сцепления Diehard Starco Clutches – альтернатива дорогим оригинальным комплектам.

Ведущие автопроизводители, в том числе и российские, используют для первичной комплектации автомобилей узлы именитых мировых брендов – ​при оптовых закупках цена высококачественных деталей получается вполне приемлемой. Но время и километраж неумолимы, и даже идеальная деталь известной марки рано или поздно износится. А покупать новую придется уже по самой что ни на есть розничной цене – ​в очередной раз возмущаясь зависимостью нашей экономики, от курсов валют и прочих враждебных внешних воздействий. Поиск заменителей оригинальных запчастей нередко приводит к подделкам и откровенному браку. Комплект сцепления, приобретенный по подозрительно низкой цене, может прослужить всего полгода. Или отправиться в мусорное ведро сразу. Рывки в трансмиссии, неприятные звуки, повреждение коробки передач – ​мгновенное и полное разочарование. «Мы не настолько богаты, чтобы…» – ​эту народную английскую мудрость частенько вспоминают не ДО, а уже после покупки.
В среднем ценовом диапазоне подобрать вполне достойные запчасти реально. Если фирма-изготовитель выбрала стратегию не одноразового, а «долгоиграющего» бренда, то потребитель по достоинству оценит предложение, соотнося цену и качество. Например, у бренда Diehard Starco Clutches ценители уже есть – ​за 12 лет работы на российском рынке проданы десятки тысяч комплектов и отдельных элементов сцеплений. На старте продаж – ​в 2007 году – ​привлечь первых покупателей было непросто, конкуренция среди производителей запчастей для вторичного рынка достаточно жесткая. Нужно демонстрировать достоинства бренда.
Первый – ​специализация. Марка Starco (полное название Diehard Starco Clutсhes, в переводе с английского – ​«неубиваемые сцепления») – ​это только сцепления. Потребитель традиционно доверяет узким специалистам, «съевшим собаку» в своем деле, нежели «универсалам», берущимся за все подряд. Второй козырь – ​широта ассортимента для отечественных автомобилей. В каталоге фирмы представлены сцепления диаметром от 180 до 430 мм практически для всех моделей российских марок – ​от легковых малолитражек до крупнотоннажных грузовиков. Есть диски, «корзины» и выжимные подшипники даже для давно снятых с производства машин. (Внимание! По каталогу Starco выжимной подшипник в сборе имеет торговое название «муфта сцепления» – ​не перепутайте с полным комплектом сцепления, который действительно является муфтой, передающей вращательное движение с одного вала на другой). И, наконец, третий козырь – ​разработкой механизмов сцепления Starco для отечественных автомобилей и контролем качества занимаются наши российские специалисты. В отличие от зарубежных конкурентов, выпускающих запчасти для отечественных грузовиков, но порой не видевших «живьем» ни «ГАЗель», ни КАМАЗ и не представляющих, в каких условиях работают эти машины (многокилометровые пробки, буксование враскачку в снежной колее и пр.), Starco почти полностью локализовала в России интеллектуальную составляющую производства автокомпонентов.
Сцепления Starco разрабатывают в полном соответствии с оригинальными узлами, по геометрическим размерам. И максимально возможном – ​по применяемым материалам и технологиям производства. Но кое-что инженеры Diehard Starco Clutсhes добавляют от себя – ​если есть задача усилить какой-либо узел, подвергающийся в российских условиях эксплуатации повышенным нагрузкам. В частности, компания предлагает ведомые диски, как с обычными фрикционными накладками (разумеется, безасбестовыми), так и с более стойкими к износу и высоким температурам: кевларовыми и металлокерамическими.
По объемам продаж сцеплений Starco лидируют комплекты, предназначенные для «ГАЗелей» разных поколений. Напомним, самый массовый грузовик в России выпускают с 1994 года, и за четверть века объем парка этих машин разросся почти до двух миллионов единиц. Для владельцев «ГАЗелей» с бензиновыми двигателями, включая самый первый, еще карбюраторный мотор ЗМЗ‑402, предлагают комплекты семейства SPK24201. Первые три цифры в обозначении – ​диаметр ведомого диска в миллиметрах, то есть основной параметр сцепления. В последние годы завод ГАЗ выпускал свои малотоннажники и микроавтобусы, в основном, с двигателями Cummins ISF 2.8, причем для 149-сильного варианта (на машинах, выпускаемых с 2015 года)
выбран увеличенный до 280 мм диаметр сцепления. В каталоге Diehard Starco Clutches для современной «ГАЗели» есть три варианта комплектов сцепления на выбор. Отличаются они только ведомым диском, а «корзина» и выжимной подшипник – ​одинаковые. Первый комплект SPK28008 по аналогии с оригинальным сцеплением представляет собой ведомый диск с обычными (их еще называют «органическими») фрикционными накладками и демпфером с шестью пружинами: четырьмя большими и двумя малыми. Этот тип демпфера называется 4+2. Второй вариант – ​SPK28008/2D с усиленным демпфером ведомого диска типа 4+4. В нем всего четыре паза под пружины, но зато внутрь каждой из больших вставлена еще и пружина меньшего диаметра. Энергоемкость такого демпфера значительно больше, чем у шестипружинного, а значит, сцепление прослужит гораздо дольше обычного, учитывая хронические перегрузы, с которыми работает большинство «ГАЗелей». И, наконец, третий вариант – ​комплект SPK28015KV. Ведомый диск в нем с обычным демпфером 4+2, а фрикционные накладки – ​кевларовые. Особенность этого материала – ​высокая стойкость к истиранию и перегреву.
Какой из трех вариантов выбрать? Это зависит от условий эксплуатации. Если машину грузят в пределах нормы, а за рулем – ​сам хозяин, опытный и бережливый, вполне подойдет самый недорогой комплект SPK28008. С обычным диском сцепление схватывает мягко, позволяя водителю даже бросать педаль с половины хода.
Если же «ГАЗели» в парке вашей компании выполняют функции среднетоннажных грузовиков (например, если у водителей нет категории С), то оптимальный выбор – ​усиленный комплект SPK28008/2D. При варварской эксплуатации восьмипружинный диск будет даже получше родного – ​того, что с немецким логотипом и менее энергоемким демпфером. По статистике, причина около 70 % выходов из строя сцепления на «ГАЗели» – ​не износ накладок, а потеря упругости пружин демпфера. Или сформулируем так – ​ведомый диск хорошего качества и подходящий к данной машине по нагрузкам проработает до полного износа фрикционных накладок. А некачественный или неподходящий – ​застучит или даже растеряет пружины (они просто вываливаются из пазов) задолго до истирания «феродо». Продолжать ездить без демпфера в сцеплении – ​значит добивать ускоренными темпами коробку передач, крестовины карданного вала и редуктор ведущего моста.
Ну а комплект с кевларовым шестипружинным диском больше подойдет тем, кто ездит много, но без перегрузов и резких рывков. Если же поставить такое сцепление на «ГАЗель», с борта которой весь день торгует мелкий предприниматель, то заменять узел, скорее всего, не придется никогда – ​кевларовые накладки не успеют износиться до момента полного запрета эксплуатации автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. «Газелевский» диск с металлокерамическими накладками в ассортименте Diehard Starco Clutches тоже есть. Но это уж очень специфическое сцепление, которое практически не пробуксовывает при включении. А грузовику, особенно перегруженному, кратковременная пробуксовка как раз необходима. Зато для вездеходов УАЗ комплект с металлокерамикой – ​хороший выбор. Сжечь его в условиях тяжелого бездорожья гораздо трудней, чем «органический».
Контроль производства со стороны специалистов Diehard Starco Clutсhes включает принятие компромиссных решений. Чтобы увеличить охват рынка, надо удерживать цены – ​а значит, и себестоимость изделий – ​на приемлемом уровне. Но не допустить при этом провала по качеству. Например, на вышеупомянутых пружинах демпфера уважающий себя производитель сцеплений экономить не будет, даже учитывая их весомую долю в себестоимости ведомого диска. Приходится покупать весьма недешевую проволоку из пружинной стали. Но репутация фирмы дороже. Готовые пружины выборочно испытывают многократными циклами сжатия-растяжения – ​без потери упругости они должны выдерживать 3 и 5 миллионов циклов для обычных и двухдемпферных дисков, соответственно.
На ступице ведомого диска тоже не стали экономить, и от привычной стали 45, применяемой большинством конкурентов, отказались. Поскольку один-два дешевеньких диска с замятыми шлицами всегда можно найти на свалке «газелевского» автосервиса. На изделиях марки «ноу-нейм» шлицы нередко просто сломаны, поскольку там использована даже не «сорок пятая», а копеечная низкоуглеродистая сталь, которую приходится нещадно закаливать – ​до уже неприемлемой хрупкости. На ступицы ведомых дисков Starco идет легированная сталь 40Х, и в компании пока не известно случаев выхода их из строя из-за срезания шлицов.
Качество нажимных дисков контролируют по десяти геометрическим параметрам, из которых самые важные – ​это ход плиты и ее параллельность плоскости вращения корпуса. Обязательно проверяют балансировку узла в сборе и твердость нажимной пружины – ​это оценит каждый, кто видел в автосервисе «корзины» с проеденными насквозь лепестками. Выжимной подшипник – ​второй виновник такой поломки. Если он тоже сделан по принципу «Я самый дешевый на рынке – ​налетай!», то может вращаться слишком туго и даже заклинить. Для Diehard Starco Clutches этот узел выпускают на полностью автоматизированном производстве из соответствующей, то есть подшипниковой, стали. Под герметичными уплотнениями – ​запас консистентной смазки на весь срок службы детали, смазку поставляют авторитетные фирмы Mobil (США) и Kyodo Yushi (Япония). Подшипник может быть не только в современной пластиковой обойме, но и в чугунной – ​в комплектах сцеплений Starco для автомобилей ГАЗ и УАЗ есть два варианта исполнения на выбор. Особой разницы по ресурсу между этими узлами нет – ​просто некоторым покупателям психологически привычней старый добрый металл.

Мнения

-2

Олег Сергеев
частный предприниматель, Москва

–  Для меня в запчастях главное – ​чтобы после ремонта машина работала так же, как новая: загрузил и поехал. Висеть на подъемниках времени нет. Starco работает как сцепление, которое стояло на машине с завода – ​включается мягко, рывков нет. С загрузкой – ​как придется. Сколько загружу – ​столько и везет. Комплект сцепления, который дали на испытания, прослужил 70 тыс. км – ​для Москвы это хороший пробег. Сейчас на машине стоит уже второй комплект сцепления Starco, этот я уже сам себе купил. Пробег после замены – ​около 30 тыс. км, признаков износа пока нет.

-3

Павел Паршинцев
ведущий специалист компании Diehard Starco Clutсhes

–  В России марка Diehard Starco Clutches была впервые представлена в 2010 году и с тех пор успела заработать хорошую репутацию. Приоритетны продажи комплектов сцеплений. У нас весьма требовательные покупатели, удовлетворить запросы которых непросто – ​они желают приобрести изделие достаточно высокого качества, но относительно недорогое. И нам удается совместить первое со вторым. Часть покупателей пришли к бренду Starco, «обжегшись» на подделках сцеплений солидных европейских брендов. Для них даже цена второстепенна, главное – ​чтобы качество запчастей было высоким. В отличие от многих конкурентов, мы работаем по рекламациям и принимаем обратно вышедшие из строя детали – ​для нас очень важна обратная связь с клиентом. Разобравшись в причинах разброса по качеству – ​если таковой будет иметь место – ​можно оперативно воздействовать на непосредственного производителя и исключить повторение дефекта впредь. На все детали сцеплений мы даем гарантию в течение 6 месяцев или 30 тыс. км пробега.

Рейс.РФ

Авто
5,66 млн интересуются