Найти в Дзене

Лимузин хрущёвской эпохи: история создания ЗиЛ-111

В конце 40-ых годов в СССР встал вопрос об обновлении линейки правительственных автомобилей. Тогда руководство страны приказало заводу ЗиС (с 1956 г. переименован в ЗиЛ) разработать новый лимузин, облик которого следовал бы американским образцам. И несмотря на то, что завод был в состоянии сам разработать дизайн автомобиля, партийные чины хотели иметь лимузины в более статусном американском стиле.

Первым прототипом будущего ЗиЛа стал проект Валентина Росткова ЗИС-111 "Москва". Он имел кузов, стилистически повторяющий американские образцы 1950-х годов — в основном марок Packard, Cadillac и Buick.

ЗиЛ-111 "Москва". Источник: https://ru.cars.photo/view/8601-zil-111
ЗиЛ-111 "Москва". Источник: https://ru.cars.photo/view/8601-zil-111

Но тут стоит отметить, что копированием американских машин на заводе не занимались, так как это не имело смысла из-за различий в конструкции, а также материалов и технологий США и СССР, поэтому автомобиль лишь повторял стиль западных образцов, подвергаясь при этом полному циклу работ по созданию кузовных деталей.

Заметка о ЗиЛ-111 "Москва" в американском журнале.  Перевод некоторых надписей:  "VIP-товарищи разъезжают по советским улицам на "Кадиллаке" в коммунистическом стиле - "Москве", "Обводы кузова "Кадиллака" - основный ингредиент дизайна "Москвы".
Заметка о ЗиЛ-111 "Москва" в американском журнале. Перевод некоторых надписей: "VIP-товарищи разъезжают по советским улицам на "Кадиллаке" в коммунистическом стиле - "Москве", "Обводы кузова "Кадиллака" - основный ингредиент дизайна "Москвы".

Полностью же скопировать американский авто в СССР было практически невозможно, ведь понадобились бы точно такие же технологии и материалы: металлы, сплавы, резина и пластмасса. Например, деталь из легированной стали можно изготовить и из углеродистой. Но при этом она будет значительно отличаться от оригинала по весу и прочности. А таких деталей могут быть десятки, это повлияет на конечный вес автомобиля и потребует пересчета параметров подвески, силового агрегата и т.д. Поэтому новые советские автомобили были не полными копиями, а скорее «родственниками» американских машин.

Прототип ЗиЛ-111 "Москва" был изготовлен в двух экземплярах и показан на ВДНХ, но не вызвал особого интереса из-за устаревания дизайна, связанного со значительными переменами в американской автомобильной моде.

ЗиЛ-111 "Москва" на ВДНХ. Источник: https://pastvu.com/p/719339
ЗиЛ-111 "Москва" на ВДНХ. Источник: https://pastvu.com/p/719339

В итоге в серию пошел автомобиль, сделанный по эскизам дизайнера ГАЗ Льва Еремеева. Внешне этот вариант во многих чертах представлял собой развитие стилистической темы моделей Packard 1955-56 годов. По сравнению с "Паккардами", ЗиЛ был крупнее по всем габаритам, выглядел намного строже и «квадратнее», со спрямлёнными линиями кузова и более детализированным декором. Его производство началось в 1958 году.

Предсерийный ЗиЛ-111
Предсерийный ЗиЛ-111

Длина этого семиместного лимузина составляла 6.1 метра, а полная масса - 3130 кг. Кузов автомобиля базировался на мощной раме с Х‑образным усилителем посредине.

Двигатель ЗиЛ-111. Источник: https://www.autotravelblog.ru/wp-content/uploads/2011/01/zil-111-22.jpg
Двигатель ЗиЛ-111. Источник: https://www.autotravelblog.ru/wp-content/uploads/2011/01/zil-111-22.jpg

На ЗиЛ-111 устанавливался 6-и литровый V8 мощностью 200 л.с. КПП была автоматическая двухступенчатая. Интересна была схема управления КПП - она осуществлялась с помощью кнопок. Это решение было скопировано, как и сам механизм КПП, с агрегатов американской фирмы Imperial. Также ЗиЛ стал первой машиной в СССР с вакуумным усилителем тормозов.

Селекторы американской КПП Chrysler PowerFlite (слева) и КПП ЗиЛ-111
Селекторы американской КПП Chrysler PowerFlite (слева) и КПП ЗиЛ-111

В 1959 году была выпущена модификация ЗИЛ-111А, оборудованная установкой кондиционирования воздуха. Внешне от базового ЗИЛ-111 она отличалась задним стеклом значительно меньшего размера.

ЗиЛ-111(слева) и 111А. Источник: https://ru.cars.photo/view/3808-zil-111-i-zil-111a?context=3808&context_mode=ids
ЗиЛ-111(слева) и 111А. Источник: https://ru.cars.photo/view/3808-zil-111-i-zil-111a?context=3808&context_mode=ids

В 1960 году мелкими сериями началось изготовление фаэтона ЗИЛ-111В. Большой семиместный автомобиль имел тент с автоматическим гидравлическим приводом и четыре боковых подъёмных окна в хромированных рамах, полностью убирающихся в двери.

Фаэтон ЗиЛ-111В. Источник: https://i05.fotocdn.net/s123/19911aab197a3d8b/public_pin_l/2806302348.jpg
Фаэтон ЗиЛ-111В. Источник: https://i05.fotocdn.net/s123/19911aab197a3d8b/public_pin_l/2806302348.jpg

Из-за перемен в автомобильной моде уже в 1960 году ЗиЛу потребовалась модернизация. Результатом её стала модель ЗиЛ-111Г. Она имела впервые применённую в СССР четырёхфарную систему головного света, круглые задние фары и стреловидные боковые молдинги. Изменения внешнего вида и оборудования салона (кондиционер, отделка) сделали автомобиль длиннее на 50 мм и тяжелее на 210 кг.

ЗиЛ-111Г. Источник: http://southklad.ru/forum/pic/68595.jpg
ЗиЛ-111Г. Источник: http://southklad.ru/forum/pic/68595.jpg

ЗиЛ-111 в различных его модификациях производился до 1967 года, всего было выпущено 112 экземпляров всех модификаций.

На базе ЗиЛа также планировалось выпускать автобус ЗиЛ-АБ, которые могли использоваться в скорой помощи или такси. Но массовыми машины так и не стали.

ЗиЛ-АБ в медицинском варианте
ЗиЛ-АБ в медицинском варианте

Уже при старте производства на ЗиЛе подняли проблему неэффективности использования шасси и еще раз предприняли попытку сделать микроавтобус на базе лимузина. В результате этого был спроектирован автобус ЗиЛ-118 "Юность". Старт его выпуска был назначен на 1966 год, но и эти планы по каким то причинам не осуществились.

ЗиЛ-118 "Юность". Источник: https://i.wheelsage.org/pictures/z/zil/118_unost/zil-118_unost_6.jpeg
ЗиЛ-118 "Юность". Источник: https://i.wheelsage.org/pictures/z/zil/118_unost/zil-118_unost_6.jpeg

Спасибо за просмотр! Буду признателен за ваши комментарии и лайки, а также за подписку на канал, на котором регулярно выходят статьи об интересных фактах отечественного автопрома.

Авто
5,66 млн интересуются