Найти в Дзене
Все о грузовиках – Trucksplanet

Турбоэлектротрактор ТЭТ-1000 — самый крутой трактор из СССР

Оглавление

Во времена существования Советского Союза заводы страны разрабатывали самые разные образцы техники. Часто это были очень смелые решения, например, попытка сделать электрический трактор для удаленных районов, куда доставка топлива была затруднительной или слишком дорогой. К подобным разработкам также можно отнести турбоэлектротрактор ТЭТ-1000!

Что за зверь

Эта необычная машина была разработана в НАТИ и предназначалась для рекультивации солончаков. Для этого трактор должен не только совершать довольно длинные поездки по дорогам, но и ползать по грязи вместе с плугом. Совершенно очевидно, что ни гусеничный, ни колесный трактор идеально под такие задаче не подходил, а значит, нужно было комбинировать!

Так конструкторы и поступили. В итоге колесный трактор получил опускаемые гусеничные тележки, расположенные перпендикулярно колесам. Почему именно так? Дело в том, что трактор должен был перемещаться по дорогам общего пользования, где существовали ограничения по габаритам. Такое решение позволило сделать габаритную ширину ТЭТ-1000 минимальной.

-2

Как же всё это работало

Трактор на колесном ходу добирался до места рекультивации. С помощью гидравлического привода водитель опускал гусеничные блоки спереди и сзади трактора. После этого место тракториста внутри кабины поворачивалось на 90 градусов (да, прямо вместе с рулевым управлением), и трактор катался уже "поперек". Надо сказать, что это уникальное решение, не имеющее аналогов в мире.

Можно, конечно, поспорить о его практическом применении, но конструктивно это был настоящий шедевр. К тому же гусеничные блоки можно было демонтировать, и тогда ТЭТ-1000 превращался в мощный колесный тягач.

-3

Электро?

Если вы достаточно внимательно читали текст с самого начала, то вас должна была заинтересовать расшифровка аббревиатуры трактора. Слово "электро" в ней не случайно. Конструкторы применили тут электротрансмиссию для получения максимальной тяги на малой скорости.

Основным же двигателем для 32,5-тонной машины стал танковый дизель Т6ДН, который выдавал около 700 л.с. Номинальное тяговое усилие на гусеничном ходу составляло 18 тонн. Рабочая скорость на колесном ходу - 18 км/ч, на гусеничном - 11 км/ч.

-4

Экспериментальный образец проходил испытания в институте «Целинсельхозмехани­за­ция», г. Кустанай, Казахская ССР. К сожалению, был сделан в единственном экземпляре. Конструктивно всё работало как надо, но встал вопрос экономической целесообразности. Предполагалось выпустить партию из 25 машин, но финальной точкой проекта стал развал СССР.