Этот гриб очень фотогеничен, но его мало кто снимает. Этот гриб зовут "королевским", но собирают редко. Этот гриб очень узнаваем, но всегда окружен толпой близких родственников. Этот гриб - чешуйчатка. Ворсистая чешуйчатка. Она же - обыкновенная.
- Царский опенок не собираешь? Хорошо, молодец... Весь мой будет.
Сентябрь грибного года. По полю разъезжают какие-то городские черти на коммерческих микроавтобусах и сходу ввинчиваются в лес. Шутка ли - опенок лезет!.. Мы с дедом-соседом сидим философски. Мне за опятами просто лень, а он хитрый.
- Не... - вру я. - Не беру. Вонючий он, если варить. Мне не нравится.
(А это на самом деле я на форуме прочитал, сам специально варить даже не пробовал.)
- Ну, добро, - улыбается дед. - Лучше и не начинай. Зачем себя мучить...
На самом деле, конечно, собирал я ворсистую чешуйчатку. Собирал, устраивал ассорти с рядовками и паутинниками в маринаде, угощал гостей и угощался сам. Нормальный гриб, если выварить из него все странные привкусы и заместить их гвоздикой, чесноком и бальзамическим уксусом... Нормальный гриб - обильный, мясистый, хрустящий.
Собираемые людьми "опятообразные" чешуйчатки (ворсистая, золотистая) появляются вместе с самым обильным осенним слоем опенка, но, в отличие от него, засиживаются допоздна. Так много, как опят, их, конечно, не бывает - чешуйчатки плодоносят гораздо скромнее. Это, да плюс к тому эффектный внешний вид, послужило причиной для того, что чешуйчатку часто называют "царским опенком". Никто не зовет ее "поганкой", "ложным опенком". Относятся уважительно - но не берут. И хорошо. Образцово красивый гриб, лесное диво.
Род Чешуйчатка, или Pholiota, содержит тьму трудноразличимых видов, из которых лишь несколько растут на пнях, подобно опятам. В свою очередь, самый красивый - до лиричности - гриб этой серии, чешуйчатка ольховая (Pholiota alnicola) малосъедобен по причине горького вкуса. Таким образом, при всем богатстве вариантов, рассматриваем мы лишь два гриба: чешуйчатку обыкновенную (Pholiota squarrosa) и чешуйчатку золотистую (Pholiota aurivella). Остальное, увы, лишь декорации лесные, практического смысла не имеющие.
- В березках, по южной стороне ЛЭП, их там миллионы, - говорю я старику. Тот хитро кивает. Не пойдет он, конечно, ни за какими чешуйчатками, как и я - за опятами. Лень.
А их ведь там и правда миллионы. Опят почему-то почти не бывает. А чешуйчаток - здоровенных, мохнатых, увесистых, - на каждом березовом бревне. Когда ЛЭП прореживают от берез - их не вывозят, бросают рядом. И на них растут отнюдь не опята - растут на них тучи чешуйчаток. В интернетах чешуйчатку нашу обыкновенную именуют паразитом - но ее, в отличие от опенка, я ни разу не встречал на живых деревьях. Может, конечно, и паразит. Но паразит относительный.
...Пускай городские черти штурмуют, словно крымские татары, нашу Засечную Черту, набивая рюкзаки своими опятами. Это не страшно. Страшно будет, когда эти дровосеки перекинутся с опят на настоящие грибы. В частности, на чешуйчатку. Которая (как пишут в интернетах) вонюча при отваре, зато (как я знаю точно) до крайности мила в маринаде. И в засоле ничего себе. Или, минут десять поварить - и на сковордку с лучком. А?
А вы, уважаемые читатели, несомненно подписавшиеся на мой канал и поставившие этой статье жирную собаку - вы чешуйчатки собираете хоть иногда? А?!