Легковая паровая машина Aбнера Doble
Невероятная история которой уже 100 лет. Полет фантазии и гениальность молодого студента Абнера Добеля восхищает да же спустя век.
Еще в детстве 1906 году юный студент Абнер болел идеей паровой машины. В свои 16 лет он с братом строил свои первые модели .Заимствуя и дорабатывая модели машин тех времен.
В студенческие годы Добель закончил Массачусетский технический институт. Полон идей и решительности он отправился в Stenley Steamer передовой компании по производству паровых машин.
Добель пытался донести до компании идею прямоточного парового котла с замкнутой водяной системой питания и испарителем.Эта идея в руководстве не нашла поддержки.
Но юный гений на этом не остановился и в своем гараже с братом Джоном собрал первую модель машины . Которая воплощала его революционные идеи. А в частности прямоточный паровой котел. И компоновку агрегатов.Коробка в машине отсутствовала. Паровой котел давал пар на паровую машину расположенную на задней оси. Так же у машины был реверс.
Спустя год с последнего визита в Stenley Steamer братья приехали к главному зданию компании и начали нарезать круги. Сотрудники и руководство братья Стенли удивлялись машине которая ни издавала не каких звуков и с нее не валил пар. Так братья Добель доказали свою значимость в паровой индустрии машиностроения.
В 1914 году Братья основали компанию Abher Doble Motor Company. Абнер к этому времени патентует свои разработки . Тип горелки .автоматика. Элементы контроля котла и тип испарителя.Многие из этих разработок используются по сей день.
Арне всегда экспериментировал и в каждой последующей модели менялась конструкция котла . Всегда были какие то изменения и в органах управления .автоматики .
На сборку встали первые машины Dobel b . Эта была революция в паровом машино строении. Арне применил новый тип сотового испарителя . Что увеличило запас хода машины на одной заправки воды до 2000 км.О братьях начали писать в газетах и журналах.
Основные проблемы с которой столкнулись братья при применении замкнутой системы подачи воды в котел. Это попадание масла в испаритель (конденсатор) который забивался и выходил из строя.
Арне заменил тип масла. Изменил форму сот испарителя и нашел выход из этой задачи.
А так же работал над горелкой и турбиной нагнетателем ускорявшем процес нагрева воды . Что уменьшало время перед пуском и прогревом машины .
В 1915 году выставил свой Dobel b на выставке в Детройте. В попытке найти компаньонов и поддержку со стороны государства. Еще один год понадобилось на переговоры и сбор капитала 200000 долларов.
За год поступило заявок с предоплатой на сборку 5390 машин.
В 1917 году компания Добеля отправляет на мотосалон Ньюерка свой Doble C эта машина была единственной паровой машиной среди сотни . И произвела фурор так как имела преимущество перед своими бензиновыми собратьями , а именно отсутствия коробки передач, шума работы двигателя, мягкость хода, простота в управлении.Машина имела полностью автоматическую систему управления горелкой. От водителя требовалось только повернуть ключ и нажать на кнопку.
Вроде бы компанию должен был ждать успех. Были пред заказы. Но реализовать проект не удалось. Америка вступила в первую мировую. И у компании Добеля начались проблемы с сырьем а именно с сталью что уходила на нужды военных. Арне пришлось объявить об отказе на сборку машин.
Так же начали ходить слухи о недостатках в конструкции модели. Паровой котел имел недостатки. машина теряла момент мощности в переходных режимах. Были проблемы с маслом в испарителе. Модель была сырая и требовала доработок.Так отзывались водители 14 машин кто успели приобрести по предзаказе.
У братьев была попытка создать паровой танк. Но военных он не заинтересовал. Братья еле оставались на плаву. А потом и вовсе расстались. Джон уходит из компании и подает в суд на брата за присвоение авторских прав и разработок.
Больше братья не объединятся. Джон умирает от рака в 28 лет.
Абнер после трагедии и потере брата объединяется со своими двумя младшими братьями Уильямом и Уорреном и продолжает работу в компании .
Братья начинают работу над новым типом котла . Состоящего из бесшовной трубы скрученной в спираль . Горелка переместилась в верх котла что повысило КПД .Так же доработки коснулась паровая машина.
В 1920 год появилась модель Doble E машина была совсем иной. Весом в 2.5 тоны она с легкостью разгонялась до 140 км в час. Новые технологии сказались на комфортном управлении. Многие минусы предыдущих моделей были устранены.Роскошный кузов.Самая дорогая рама. Лучшая отделка салона .Все это сказалось на покупательском спросе авто . Его просто не могли позволить простые граждане америки. Эта была машина для богачей.
При этом его конкурент Форд Т стоил в 10 раз дешевле.
Арне был генеральным изобретателем но плохим маркетологом. Его упор на самое лучшее в своей машине. Не получили широкой огласки. Так его великий автомобиль програл позиции в войне с бензиновыми машинами.Продажи не шли и были реализованы всего 24 машины.
Последнюю машину он собрал для себя.
В 1926 году компания Добле делает попытку построить автобус. И с конвейера сходит 5 машин Doble H . Паровая установка остается прежней.
В 1930 году выходит модель Doble F с новым котлом и паровой машиной. Концепция машины остается прежней все самое дорогое и лучшее. Продажи не шли.
И акционеры принимают решение распустить компанию. На этом история компании заканчивается.
В 1940 году Абнер Добель уезжает в Новую Зеландию. Где его приглашают собирать паровые автобусы.Потом переезжает в англию где участвует в сборке паровых грузовиков.
1946 году Абнер возвращается домой. Отот амбициозный изобретатель делал попытки запустить производство на территории компании тех самых братьев Стенли с которых все началось. Был консультантом во многих проектах паровых машин .автобусов.спорткаров.
В 1961 году не стало великого человека. Его идеи и мысли реализованные в металле поражали воображение. Это был гений своего времени. Его машины по сей день стоят в частных музеях в полном рабочем состоянии ,а некоторые экземпляры прошли по миллиону километров без поломок агрегатов.
Их технические характеристики пробили столетие и могут конкурировать с современными машинами.
Его патенты и разработки использовали многие компании по всему миру. Машина Добля подаренная Сталину была распилена для изучения в НАМИ. Где потом родился грузовик НАМИ 012.
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Надеюсь эта статья была интересна.