На многих СТО при проверке состояния тормозной системы, к сожалению, довольно часто упускают из виду тормозную жидкость, целиком и полностью фокусируясь на тормозных колодках и дисках, суппорте, рабочих цилиндрах и т. д., хотя качество тормозной жидкости оказывает непосредственное влияние на работу системы в целом и эффективность торможения. В данной статье мы собираемся компенсировать это упущение и рассказать читателям о наиболее важных аспектах, связанных с тормозной жидкостью.
Клиент с жалобой на тормозную систему – явление на СТО довольно распространенное. После ряда стандартных вопросов и визуального осмотра выносится вердикт, тоже чаще всего стандартный, – замена. Меняются тормозные колодки, возможно, вместе с дисками. Если подклинивают суппорта, предлагают поменять его, либо в сборе, либо отдельные компоненты (посредством ремкомплекта), вероятно – рабочие цилиндры. И вроде бы проблема решена, машина вновь начинает уверенно тормозить, но в некоторых случаях, спустя непродолжительное время, эффективность торможения существенно снижается, хотя никаких видимых причин для этого нет. В чем же дело? Дело в основе, в жидкости, которая заставляет работать всю систему – в тормозной жидкости.
Итак, что же такое тормозная жидкость. Михаил Маркин, бренд-менеджер, Bardahl:
— Тормозная жидкость – это разновидность гидравлической жидкости, применяемой в гидравлических тормозных системах и гидравлических сцеплениях в автомобилях, мотоциклах, легких грузовиках и т. д. Тормозная жидкость используется для передачи силы в давление и для увеличения силы торможения. Поэтому она является важным элементом тормозной системы, а также системы сцепления автомобиля. Соответственно, от правильной работы тормозной жидкости зависит бесперебойная работа всей тормозной системы и системы сцепления автомобиля.А следовательно, и безопасность самого автомобиля.
Тормозные жидкости, как известно, бывают разные. Их классификация отталкивается от температуры кипения жидкости и ее кинематической вязкости по нормам DOT (Department of Transportation), изначально принятым Министерством транспорта США. Позднее появились международные стандарты и нормативные документы, среди которых SAE J 1703, ISO 4925, FMVSS 116. Самостоятельные нормативные документы существуют и в отдельных странах, однако глобально принято опираться на классификацию DOT.
Важный параметр, как уже было отмечено, кинематическая вязкость, отвечающая за способность жидкости циркулировать в магистрали тормозной системы при отрицательных рабочих температурах (до минус 40 градусов Цельсия).
Температура кипения в свою очередь декларирует пиковый порог нагревания, после которого тормозная жидкость начинает закипать, что приводит к образованию паров и как следствие критичному снижению (вплоть до потери) функциональности тормозной системы. В этом контексте обычно учитывается температура кипения «сухой» (без примесей воды) и «увлажненной» жидкости. Объемная доля воды в «увлажненной» тормозной жидкости составляет 3,7%, что соответствует примерно двум годам нормальной эксплуатации. Кстати, тормозная жидкость, в которой накопилось 8 и более процентов воды, кипит уже как обычная вода, при 100 градусах Цельсия.
Современная классификация выглядит следующим образом:
DOT 1 и DOT 2 – устаревший тип тормозной жидкости. В настоящее время не применяется.
DOT 3 – тормозная жидкость на основе гликоля, агрессивная по отношению к лакокрасочным покрытиям и резине, обладающая высоким уровнем гигроскопичности. Применяется при обычных условиях эксплуатации в автомобилях с тормозами барабанного или дискового типа. «Пороговые» температуры: 205 градусов – для «сухой» жидкости и 140 градусов – для «увлажненной».
DOT 4 – это жидкости на гликолевой основе, которые разъедают краску, но не оказывают негативного воздействия на резину; они обладают меньшей гигроскопичностью. Применяются на автотранспорте с дисковыми тормозами. Температура кипения уже выше: 230 градусов – для «сухой» жидкости и 155 градусов – для «увлажненной».
DOT 5 – в настоящее время имеет наибольшее расспространение тормозная жидкость, в которой в качестве основы используется силикон с пакетом присадок, благодаря чему она практически не впитывает воду, безопасна для лакокрасочных покрытий и резиновых деталей, закипает при температуре не ниже 250 градусов Цельсия «сухая» и 180 градусов «увлажненная».
DOT 5.1 – тормозная жидкость снова на гликолевой основе со сравнительно высоким уровнем гигроскопичности, агрессивная по отношению к лакокрасочным покрытиям, но безопасная для резиновых деталей, закипающая при температуре 275 градусов по Цельсию, если в ней нет воды.
Денис Двали, технический специалист компании TMD Friction (бренды Textar, Mintex):
— Тормозные жидкости класса DOT 3 можно считать довольно устаревшими, применяются для автомобилей более ранних годов выпуска. Они рассчитаны на эксплуатацию в ненагруженных тормозных системах. DOT 4 – довольно универсальные тормозные жидкости с улучшенными эксплуатационными характеристиками, они подходят для большинства современных автомобилей с дисковыми тормозами. А для автомобилей с ABSчасто применяются тормозные жидкости стандарта DOT 4 Class 6.
Тормозные жидкости класса DOT 5.1 (это модифицированный DOT 4 – с более высокой точкой кипения) используются на автомобилях с повышенными динамическими характеристиками, где тепловые нагрузки на тормоза значительно выше – например, на спортивных автомобилях для города.
Что касается тормозных жидкостей класса DOT 5, то, благодаря силиконовой основе, эти жидкости отличаются низкой гигроскопичностью – они не поглощают влагу и не смешиваются с ней. Используют DOT 5, в основном, на автомобилях, которые эксплуатируются в условиях повышенной влажности и в тяжелых режимах – с частыми разгонами и интенсивными торможениями, сопровождаемыми повышенными динамическими и температурными нагрузками в тормозной системе.
Использование менее эффективной DOT 3 в системах, рассчитанных на DOT 4 или DOT 5.1, в определенных режимах движения может привести к потере торможения.
Кинематическая вязкость всех типов жидкостей при температуре +100 градусов составляет не более 1,5 кв. мм/с., а при -40 – различается. Для DOT-3 это значение должно составлять не более 1500 кв. мм/с, для DOT 4 – не менее 1800 кв. мм/с, для DOT 5 и DOT 5.1 – не менее 900 кв. мм/с.
Денис Двали, технический специалист компании TMD Friction (бренды Textar, Mintex):
— Жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 представляют собой смеси гликолей (NSBF) с добавлением тех или иных присадок, стабилизирующих рабочие параметры. DOT 5 изготавливается на основе силикона (SBBF).
Тормозные жидкости Textar DOT 4LV и DOT 5.1 специально разработаны для применения в современных тормозных системах с ABS, ESP или ASR,обеспечивающих повышенную безопасность. Эти тормозные жидкости отличаются высокой текучестью и обеспечивают быстрое изменение(нарастание и снижение) давления в соответствии с быстро меняющимися условиями движения автомобиля. По сравнению с DOT 4LV, тормозная жидкость Textar DOT 5.1 характеризуется более высокой температурой кипения, что особенно востребовано при эксплуатации тяжелых машин с мощными моторами. Тормозная жидкость с низкой вязкостью значительно улучшает реакцию на нажатие педали тормоза, особенно при низкой температуре – ведь при торможении в критической ситуации на счету каждая доля секунды.
Тормозная жидкость Textar отвечает всем упомянутым требованиям. Ассортимент включает четыре вида тормозных жидкостей для различных тормозных систем – DOT 3, DOT 4, DOT 4 LV, DOT 5.
То, что тормозную жидкость нужно менять регулярно, знают, пожалуй, все мастера. Диапазон замены указывается в сервисной книжке автомобиля и, как правило, составляет от 2 до 4 лет. Однако ждать истечения срока службы тормозной жидкости на не новых автомобилях, далеко не всегда уместно. Особенно эксплуатируемых в сложных условиях, поскольку потерять свои свойства и прийти в негодность она может гораздо раньше. Поэтому проверять ее состояние необходимо как минимум при каждом техническом обслуживании транспортного средства (не реже одного раза в год) и даже чаще. Михаил Маркин, например, рекомендует каждые 40 000 — 50 000 км пробега.
Причина преждевременного ухудшения характеристик тормозной жидкости кроется главным образом в ее гигроскопичности. Дело в том, что тормозная система лишь на первый взгляд кажется полностью герметичной. Атмосферный воздух, а вместе с ним и влага попадают в нее разными путями: через компенсационный бачок, через изношенные уплотнения и сальники, различные не плотности. А каждый лишний процент влаги неизбежно влечет снижение ключевого параметра. К тому же влага становится источником коррозии, при отрицательных температурах она замерзает и т. д. – все это, как вы прекрасно понимаете, «здоровья» тормозной системе не прибавляет.
Денис Двали:
— Тормозная жидкость чрезвычайно гигроскопична, она довольно активно вбирает влагу из окружающей атмосферы. Когда в тормозной жидкостинакапливается слишком много воды, происходит значительное снижение равновесной температуры кипения – этот термин определяет ее свойства вконце жизненного цикла, когда содержание воды в тормозной жидкости достигает более 3,5%. Это может привести к появлению в тормознойжидкости паровых пробок, когда она вскипит изза активной работы тормозных механизмов, в результате теряется жесткая связь между педальютормоза и тормозными колодками – «тормоза пропадают». При эксплуатации машины в условиях российского климата критический излишек влаги втормозной жидкости накапливается уже за два года эксплуатации. Это и есть максимально допустимый период контрольных замеров состояниятормозной жидкости, если иного не указано в руководстве по эксплуатации конкретной машины.
Михаил Маркин:
— Использование некачественной тормозной жидкости в автомобиле может привезти к негативным последствиям. С течением времени ее свойстваухудшаются изза гигроскопичности – способности впитывать водяные пары, содержащиеся в окружающем воздухе. В результате понижаетсятемпература кипения тормозной жидкости, образовываются воздушные пузыри, что приводит к выбросу тормозной жидкости в расширительныйбачок, а как результат – низкий уровень, который не позволит создать требуемого давления при резком торможении, и как следствие, возможенпровал педали тормоза!
Еще немаловажным предлогом для замены тормозной жидкости является утрата со временем свойств различными присадками, которые входят всостав тормозной жидкости, что также негативно сказывается на ее работе.
Проверить состояние тормозной жидкости можно тремя способами. Михаил Маркин:
— Вопервых, визуально. Открутите крышку расширительной емкости и внимательно посмотрите на содержимое. Цвет должен соответствоватьзалитому типу жидкости (прозрачножелтый либо красноватый). Если заметили мутный осадок или плавающие черные частицы, тормозную жидкостьнужно сменить.
Вовторых, с помощью специальных тестовых полосок. Втретьих, специальным электронным прибором – тестером.
Денис Двали поясняет:
— Состояние тормозной жидкости определяется специальным тестером, датчик которого погружают в бачок с тормозной жидкостью. В основномтакие тестеры работают по принципу определения температуры кипения жидкости, либо показывая непосредственно измеренную температуру, либоавтоматически пересчитывая получаемые результаты в проценты содержания в ней воды. Обнаружение более 3,5% воды в тормозной жидкости –веское основание для срочной ее замены.
Помимо этого, основанием для замены может быть ремонт тормозных механизмов и долгий период простоя транспортного средства. Желательно менять тормозную жидкость и при покупке автомобиля с пробегом – подобная рекомендация клиенту со стороны механика СТО никогда не будет лишней и предостережет автовладельца от непредвиденных проблем.
К сожалению, бытует ошибочное мнение, что жидкость не обязательно менять полностью, достаточно лишь регулярно доливать ее до регламентированного уровня.
Это в корне неверно!
Тормозную жидкость всегда нужно менять полностью. Долив никогда не обеспечит восстановление требуемых характеристик.
Кстати, утечки тормозной жидкости - еще один принципиально важный аспект.
Если автовладелец жалуется на низкую эффективность, это может быть обусловлено разгерметизацией системы. В этом случае механику стоит первым делом проверить ее на наличие течи. Проще всего наличие утечки определить по уровню жидкости в бачке. Если он активно снижается – почти наверняка присутствует течь.
Как свидетельствуют эксперты, в 80 % случаев обнаружить ее удается при визуальном осмотре. Проверять систему на утечку лучше под давлением. Для этого нужно попросить ассистента нажать на педаль тормоза. Утечку помогут увидеть специальные очки и ультрафиолетовая лампа, в свете которой места утечки при наблюдении через очки будут окрашиваться цветом. Если же течь при визуальном осмотре не будет обнаружена, нужно убедиться в отсутствии скрытой течи во внутреннюю полость вакуумного усилителя.
Всегда используйте только ту тормозную жидкость, которую рекомендует производитель вашего автомобиля.
Михаил Маркин:
— Какую тормозную жидкость нужно применять в автомобиле, решает его изготовитель. Тормозная система автомобиля (в том числе резинотехнические и конструкционные материалы) разрабатывается под определенный тип тормозных жидкостей. Каждый автомобиль сделан из своих материалов, и разные тормозные жидкости могут на них по разному воздействовать. Главное правило применения тормозной жидкости – это следовать рекомендациям прилагаемой к автомобилю инструкции.
Тормозные жидкости с разными основами несовместимы друг с другом, они расслаиваются, иногда появляется осадок. Параметры этой смеси будут ниже, чем у любой из исходных жидкостей, причем влияние ее на резиновые детали непредсказуемо. Основу тормозной жидкости изготовитель, как правило, указывает на упаковке. Жидкости на гликолевой основе: DОТ 3, DОТ 4 и DОТ 5.1, можно смешивать в любых пропорциях. Жидкости класса ДОТ 5 основаны на силиконе и несовместимы с другими. Поэтому по требованиям стандарта FM VSS 116 их нужно окрашивать в темно-красный цвет.Остальные тормозные жидкости, как правило, желтые (оттенки от светло-желтого до светло-коричневого). Следует помнить, что смешивать жидкости разных классов и производителей не рекомендуется, так как возможно изменение их свойств. Запрещено смешивать гликолевые жидкости с касторовыми.
Ну, и в заключение традиционно основные рекомендации экспертов сотрудникам автосервисных станций касательно применения и замены тормозных жидкостей. Их озвучивает Михаил Маркин.
• Необходимо периодически проверять уровень тормозной жидкости в расширительном бачке, а также своевременно производить ее замену
• Интервал замены жидкости указан в сервисной книжке автомобиля
• Применять только качественные тормозные жидкости известных производителей, по спецификации, одобренной автопроизводителем
• Самостоятельно проверять качество тормозной жидкости. Жидкость должна быть прозрачной, однородной и без осадка
• Тормозную жидкость нужно менять полностью
• Не допускается смешивать тормозные жидкости на разной основе
• Рекомендуется использовать тормозную жидкость сразу после вскрытия
Остается только еще раз повторить: применение качественной тормозной жидкости и ее своевременная замена – залог безопасности дорожного движения. Некачественная тормозная жидкость быстрее положенного теряет свои свойства либо изначально не соответствует требованиям, предъявляемым к ней автопроизводителем. В некоторых случаях она может оказывать агрессивное воздействие на элементы тормозной системы, выводя их из строя. Результатом может стать недостаточная эффективность торможения или неожиданная поломка системы.