На полках любого супермаркета можно найти вино разных ценовых категорий. Но каким образом производители формируют цену бутылки вина для конечного потребителя?
Условно составляющие себестоимости вина можно разделить на три категории: упаковка (бутылка), вино (то, что в бутылке) и маркетинг.
1. Упаковка
Пробка
Вина начали закрывать пробками более 200 лет назад. До сих пор в природе нет аналогичного по качеству заменителя этому материалу. Это очень важная составляющая конечной бутылки вина - от него напрямую зависит качество напитка. Поэтому стоимость пробки может достигать 2 евро.
Пробка - это кора пробкового дуба. 80% посадок этого дерева расположены в Португалии. Чтобы снять эту кору, нужно подождать 30 лет, пока дуб вырастет. Первая кора не подходит для производства качественных изделий. Полноценный урожай готовится еще десять лет. Кора дуба отрастает со временем, поэтому снимать урожай можно каждое десятилетие.
Более дешевый вариант – винтовая пробка. На самом деле это не худший вариант, ведь более 90% всех вин созданы для того, чтобы их выпили в течение 2-3 лет после изготовления. В свою очередь, винтовая пробка способна на 100% сохранить вино таким, каким его создал винодел. Но минус этого метода - вино таким образом не развивается. Соответственно, вы не сможете попробовать его «более взрослую» версию через 20 лет.
Бутылка
Бутылка не влияет на качество вина - это практичный и эстетичный элемент. Впрочем, бутылка из толстого стекла, с барельефами и различными тонами может стоить 2 евро.
Этикетка
Этот элемент часто может играть ключевую роль при выборе вина на полке. И стоимость одной этикетки не превышает для производителя 0,05 евроцента за штуку.
2. Вино
Виноград
В зависимости от качества, стоимость винограда может колебаться от 0,10 евроцента до 100 евро за килограмм. Грубо говоря, из килограмма винограда может выйти одна бутылка вина.
Бочка
Хорошие вина обязательно должны выдерживаться в бочках. В идеале - в новых французских. Стоимость такой бочки объемом 225 литров может колебаться от 600 до 1500 евро. Разлить из нее можно 300 бутылок вина - это добавит к себестоимости напитка еще 2-5 евро за бутылку.
Техническое оснащение
Техническое оснащение играет важную роль в процессе производства вина. Стоимость приобретения оборудования может составлять от десятков тысяч до десятков миллионов евро, а срок возврата инвестиций иногда настолько велик, что перспективы выйти в плюс могут появиться уже у детей винодела.
3. Маркетинг
Харизма винодела
Харизма - это то, чего не купишь за деньги и не научишься на тренингах. Наиболее харизматичные виноделы могут легко повысить стоимость своего вина благодаря рекламе и способности правильно рассказывать истории.
Объемы производства
В некоторых случаях спрос на вино может превышать предложение. Условно - на 100 000 желающих может быть 10 000 бутылок в год. При таком варианте известный производитель может ставить на вино практически любую цену.
Награды
Винные компании очень любят участвовать в конкурсах и коллекционировать награды. Вы наверняка видели такие золотые, серебряные или бронзовые медали - их клеят или непосредственно печатают на этикетках. Эти отметки являются не только частью маркетинга, но и показателем качества вина. Наиболее известными конкурсами, на которые стоит обращать внимание, является Decanter World Wine Awards, International Wine & Spirit Competition, China Wine Awards, Concours Mondial de Bruxelles и American Fine Wine Competition.
Трендовые сорта
Всегда будут более популярны и менее популярные вина. Например, с каждым годом становятся все популярнее вина из Новой Зеландии: в частности, совиньон. Спрос всегда повышает цену, на этом и зарабатывают продавцы.
Наценка продавца
Это самая непредсказуемая цифра. Наценка может достигать показателя 500%.
Год урожая
Хороший год урожая вместе с высоким рейтингом может повышать стоимость в два-три раза.
Налоги и логистика
Эти пункты добавляют к себестоимости бутылки еще определенную сумму - от нескольких десятков евроцентов до нескольких евро. Помните об этом, когда видите на полке дешевое вино из далеких стран рода Чили, Австралии или ЮАР.