При ввозе на территорию России колесных транспортных средств, которые подпадают под определенные законодательством параметры, необходимо оплачивать утилизационный сбор. Введение утилизационного сбора обусловлено необходимостью охраны окружающей среды – любая техника имеет срок службы, по истечении которого она подлежит утилизации.
Фабула дела
Компания на основании контракта с канадским производителем ввезла на территорию России шесть единиц сельскохозяйственной техники: бункер-накопитель зерновой саморазгружающийся.
Техника была выпущена таможней, документы были оформлены компанией в соответствии с таможенными нормами. Но таможня обратилась в суд с заявлением о взыскании утилизационного сбора, который не был уплачен компанией.
Как полагал таможенный орган, на территорию России ввезены шесть прицепов массой более 10 тонн, ввиду чего техника подпадает под категорию, в отношении которой необходимо оплачивать утилизационный сбор. По расчетам таможенного органа, сумма сбора составляет 900 000 рублей.
Компания возражала относительно обязанности платить утилизационный сбор: в судебное заседание было представлено заключение эксперта в отношении техники: она является полуприцепом а не прицепом. Также, компания указала, что масса бункеров-накопителей менее 10 тонн.
Суд отказал таможенному органу в иске о взыскании утилизационного сбора.
Судебный акт: Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21 мая 2018 г. по делу А45-41155/2017.
Выводы суда:
1. Суд анализировал обязанность оплачивать утилизационный сбор как обязательство перед государством. По мнению суда, требования к такой обязанности должны быть четко установлены в законе: в особенности, ставка и порядок его расчета.
2. Суд указал, что применение законов по аналогии или иное произвольное применение закона недопустимо в случае исполнения обязанностей перед государством: при решении вопроса о наличии либо отсутствии обязанности оплачивать сбор необходимо руководствоваться физическими характеристиками техники.
3. Суд констатировал, что грузоподъемность не является физической характеристикой ввезенных бункеров-накопителей, никак не связана с процессом утилизации в последующем, тогда как их масса принимается во внимание при решении вопроса об оплате утилизационного сбора.
4. Суд рассматривал, является ли ввезенная техника прицепом либо же полуприцепом: им было принято во внимание экспертное заключение в отношении бункеров-накопителей о том, что они, ввиду своих технических характеристик, являются полуприцепами.
Комментарии:
1) Утилизационный сбор подлежит оплате при ввозе колесных транспортных средств на территорию России, но при условии, что такое средство соответствует определенным параметрам.
2) В рассматриваемом деле спор в отношении полуприцепа: до 01 апреля 2018 г. утилизационный сбор для такой техники не оплачивался, после указанной даты подлежит оплате утилизационный сбор за прицепы, полуприцепы и прицепы с центральной осью массой свыше 10 тонн.
В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.
Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.
Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.
Галина Короткевич, партнер юрфирмы "Ветров и партнеры".
Источник: https://vitvet.com/blog/gkorotkevich/utilizatsionniy_sbor_vzuskat_ili_ne_zaplatit/