В навесное оборудование входят: кондиционер, гур, генератор, помпа. А также сопутствующие им ролики обеспечения: натяжные, холостые (обводные). Если длина ремней небольшая, то их натяжение происходит путём смещения ГУРа или генератора, а натяжные ролики и холостые отсутствуют.
Если всё навесное выстроено в одну линию, то используют один большой ремень на всё оборудование. А ремень в свою очередь натягивается автоматически (пружинными, гидравлическими натяжителями) либо механически (болтовым натяжением).
Стоит отметить, что на машинах с электроусилителем руля, ГУР отсутствует. Также помпа не всегда вынесена в навесное оборудование, часто она приводится в движение от ремня ГРМ.
Проверить всё это дело на наличие вышедших из строя подшипников и натяжителей, и ремней можно тремя способами:
1. Визуально.
Для начала на заведённом автомобиле можно посмотреть на то, как вращается оборудование. Проверить визуально наличие биения шкивов. Также проверить, не вибрирует ли ремень (что говорит о его плохом натяжении), удостовериться в исправности работы механизма автоматического натяжителя (ведь его может заклинить либо он слишком слабо натягивает ремень). При наборе двигателем оборотов, исправный натяжитель будет умеренно отжиматься ремнём. На заглушенном моторе можно осмотреть состояние ремня на предмет трещин и вырванных клочков материала ремня.
Также визуально можно будет проверить наличие течи, охлаждающей жидкости с дренажа помпы.
2. На слух.
Для этого нам понадобится автомобильный стетоскоп (фонендоскоп). Ставя его щуп на корпус различных узлов в районе расположения подшипников во время работы ДВС, можно определить состояние подшипников. Неисправный подшипник будет издавать посторонний шелест, гул, скрежет.
Но бывают случаи, когда и фонендоскоп не нужен. Например, при выходе из строя автоматических натяжителей. На двигателях Тойоты серии AZ натяжитель часто заклинивает и начинает стучать.
Стук и свист может издавать навесной ремень (высохший, потрескавшийся, без кусков материала).
3. Метод частичного разбора.
Сняв навесной ремень, можно рукой прокрутить каждый элемент по отдельности и выяснить, что именно шумит. Так как общий фоновый шум от работы мотора не всегда позволяет определить плохой подшипник фонендоскопом. Эту же операцию можно сделать со снятым ремнём, вращая шкивы рукой и слушая фонендоскопом. Также в таком случае будет удобно понагружать каждый шкив рукой на поперечный осевой люфт, в частности этот приём хорош для проверки помпы.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь, ставьте лайки.
Оставлю ссылки на дополняющие статьи:
Статья дополнение о ремнях и навесном.