Найти в Дзене
Автоочерк

Проверяем навесное оборудование и ремни. 3 способа.

В навесное оборудование входят: кондиционер, гур, генератор, помпа. А также сопутствующие им ролики обеспечения: натяжные, холостые (обводные). Если длина ремней небольшая, то их натяжение происходит путём смещения ГУРа или генератора, а натяжные ролики и холостые отсутствуют.

Если всё навесное выстроено в одну линию, то используют один большой ремень на всё оборудование. А ремень в свою очередь натягивается автоматически (пружинными, гидравлическими натяжителями) либо механически (болтовым натяжением).

Стоит отметить, что на машинах с электроусилителем руля, ГУР отсутствует. Также помпа не всегда вынесена в навесное оборудование, часто она приводится в движение от ремня ГРМ.
1jz навесное стоит в одной линии с шкивом коленвала. Натягивается автоматическим натяжителем.
1jz навесное стоит в одной линии с шкивом коленвала. Натягивается автоматическим натяжителем.
1nz гур смещён назад относительно остального оборудования, поэтому натягивает ремень собой. Ремень, идущий через генератор, помпу и кондиционер, натягивается генератором.
1nz гур смещён назад относительно остального оборудования, поэтому натягивает ремень собой. Ремень, идущий через генератор, помпу и кондиционер, натягивается генератором.
У Субару на ременных моторах помпа спрятана в ГРМ.
У Субару на ременных моторах помпа спрятана в ГРМ.
Навесное имеет смещение друг от друга. Генератор натягивает один ремень для себя и ГУРа. Для кондиционера отвели специальный болтовой натяжитель.
Навесное имеет смещение друг от друга. Генератор натягивает один ремень для себя и ГУРа. Для кондиционера отвели специальный болтовой натяжитель.
1sz навесное в линии. Ремень один, и натягивается генератором, также присутствует один обводной ролик для более грамотного распределения ремня.
1sz навесное в линии. Ремень один, и натягивается генератором, также присутствует один обводной ролик для более грамотного распределения ремня.

Проверить всё это дело на наличие вышедших из строя подшипников и натяжителей, и ремней можно тремя способами:

1. Визуально.

Для начала на заведённом автомобиле можно посмотреть на то, как вращается оборудование. Проверить визуально наличие биения шкивов. Также проверить, не вибрирует ли ремень (что говорит о его плохом натяжении), удостовериться в исправности работы механизма автоматического натяжителя (ведь его может заклинить либо он слишком слабо натягивает ремень). При наборе двигателем оборотов, исправный натяжитель будет умеренно отжиматься ремнём. На заглушенном моторе можно осмотреть состояние ремня на предмет трещин и вырванных клочков материала ремня.

-6

Также визуально можно будет проверить наличие течи, охлаждающей жидкости с дренажа помпы.

2. На слух.

Для этого нам понадобится автомобильный стетоскоп (фонендоскоп). Ставя его щуп на корпус различных узлов в районе расположения подшипников во время работы ДВС, можно определить состояние подшипников. Неисправный подшипник будет издавать посторонний шелест, гул, скрежет.

Стоит недорого. Пользы куча.
Стоит недорого. Пользы куча.

Но бывают случаи, когда и фонендоскоп не нужен. Например, при выходе из строя автоматических натяжителей. На двигателях Тойоты серии AZ натяжитель часто заклинивает и начинает стучать.

Часто выходит из строя этот амортизатор. Он может стучать и издавать скрежет при работе.
Часто выходит из строя этот амортизатор. Он может стучать и издавать скрежет при работе.

Стук и свист может издавать навесной ремень (высохший, потрескавшийся, без кусков материала).

Такой ремень может издавать приличный стук.
Такой ремень может издавать приличный стук.

3. Метод частичного разбора.

Сняв навесной ремень, можно рукой прокрутить каждый элемент по отдельности и выяснить, что именно шумит. Так как общий фоновый шум от работы мотора не всегда позволяет определить плохой подшипник фонендоскопом. Эту же операцию можно сделать со снятым ремнём, вращая шкивы рукой и слушая фонендоскопом. Также в таком случае будет удобно понагружать каждый шкив рукой на поперечный осевой люфт, в частности этот приём хорош для проверки помпы.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь, ставьте лайки.

Оставлю ссылки на дополняющие статьи:

Статья про помпы охлаждения.

Статья дополнение о ремнях и навесном.