Найти в Дзене

Mercedes-Benz 770 —любимый мерс Гитлера

Оглавление

Mercedes-Benz 770—роскошный автомобиль, выпускавшийся немецкой автомобилестроительной компанией Mercedes-Benz двумя сериями с 1930 по 1943 год. Это, вероятно, самый известный автомобиль из архивных кадров о высокопоставленных нацистских чиновниках до и во время Второй мировой войны. Среди владельцев автомобиля были японский императо Хирохито, папа римский, рейхспрезидент Пауль фон Гинденбург, Адольф Гитлер, Герман Геринг, Вильгельм II в изгнании.

Первая серия с заводским индексом W07 производилась с 1930 по 1938 год. Автомобиль выпускался в нескольких модификациях кузова (лимузин, различные варианты кабриолетов и туринг), в том числе исключительно в виде шасси для последующей установки индивидуальных кузовов сторонними фирмами. Несмотря на консервативную конструкцию шасси, автомобиль пользовался повышенным интересом в политических кругах и в среде финансистов, в том числе благодаря бронированной версии.

Вторая серия была официально представлена перед началом войны в 1938 году и получила заводской индекс W150. Автомобиль решал проблему первого поколения благодаря модернизированной ходовой части с независимой подвеской и слегка улучшенными двигателями. Производство модели, выпускавшейся как и предшественник в различных модификациях кузова, длилось до 1943 года.

-2

История модели

Mercedes-Benz 770, известный как Grosser Mercedes, был символом величия Третьего Рейха и мощи немецкой промышленности. Этот люксовый автомобиль почти не имел себе равных за рубежом, и неудивительно, что именно он стал любимым средством передвижения Гитлера и высшего руководства стран Оси. Grosser Mercedes впервые был представлен в 1930 г. на Парижском автосалоне с кузовом Cabriolet D. Вскоре он появился в продаже по индивидуальному заказу, но в период мирового экономического кризиса покупателей на него практически не было. С приходом к власти фашистов Гитлер распорядился поставлять флагманскую модель Mercedes-Benz для нужд партии, и компания получила несколько десятков правительственных заказов. После модернизации Mercedes-Benz 770 в 1938 г. на государственную службу поступала основная масса изготовленных машин, и многие из них были бронированными. Производство Grosser Mercedes прекратилось только в 1943 г., и после этого в модельном ряду Mercedes-Benz не было автомобиля такого класса до введения в 1964 г. лимузина Mercedes-Benz 600.

Первая серия Mercedes-Benz 770 с заводским индексом W07 была разработана под руководством Ганса Нибеля. Автомобиль оснащался верхнеклапанным рядным 8-цилиндровым двигателем объёмом 7655 см3, который имел чугунный блок, алюминиевые поршни, двойное зажигание, девятиопорный коленчатый вал и систему охлаждения объёмом 32 л, рассчитанную на длительные поездки на низкой скорости во время парадов. Силовой агрегат выдавал 200 л.с. с опциональным нагнетателем Рутса или 150 л.с. без него. Конструкция шасси с колёсной базой 3750 мм включала лестничную раму коробчатого сечения, зависимую подвеску на полуэллиптических рессорах, систему централизованной смазки, механические барабанные тормоза с вакуумным усилителем, 20-дюймовые колёса с деревянными спицами и 3-ступенчатую механическую коробку передач с овердрайвом. За восемь лет было построено 117 единиц, большинство из них имели кузова лимузин и 4-дверный кабриолет от заводского ателье Sindelfingen.

-3

Особенности автомобиля

Первое поколение

Первая серия с заводским индексом W07 производилась с 1930 по 1938 год. Автомобиль выпускался в нескольких модификациях кузова (лимузин, различные варианты кабриолетов и туринг), в том числе исключительно в виде шасси для последующей установки индивидуальных кузовов сторонними фирмами. Несмотря на консервативную конструкцию шасси, автомобиль пользовался повышенным интересом в политических кругах и в среде финансистов, в том числе благодаря бронированной версии.

-4

В конце 1920-х годов для компании Mercedes-Benz настало время установления нового ориентира в сегменте автомобилей премиум-класса. В первую очередь это было связано с устареванием модели Mercedes-Benz 630 и началом производства конкурентных Maybach 12 с двигателем V12 мощностью в 150 л.с. и Maybach Zeppelin, в связи с чем концерн Daimler-Benz имел опасность потерять свои позиции на рынке.

Mercedes-Benz 770 с внутренним индексом W07 появился в сентябре 1930 года как замена модели Mercedes-Benz 63. Разработка прототипа и конструкторские работы длились на протяжении двух лет. Производство было налажено в Штутгарт-Унтертюркхайме, Германия. Автомобиль был представлен в октябре 1930 года на автосалоне в Париже. Разработкой данной серии концерн Daimler-Benz планировал вернуться в сегмент дорогих автомобилей на международном уровне. Новые автомобили были предназначены в основном для высокопоставленных чиновников. Модельный ряд состоял всего из двух модификаций. Несмотря на завышенные ожидания, с технической точки зрения новый автомобиль не представлял собой большого шага вперёд в области новых технологий (в отличие от Mercedes-Benz 170, который вышел в 1931 году и оснащался передовым шасси с независимой подвеской). Тем не менее, удачный строгий дизайн и унифицированная ходовая часть сыграли свою роль.

Mercedes-Benz W07 оснащался рядным восьмицилиндровым двигателем рабочим объёмом 7655 см3 с двойным зажиганием. Этот силовой агрегат предлагался в двух модификациях: обычный атмосферный и с нагнетателем. Без наддува силовой агрегат выдавал мощность в 150 лошадиных сил (110 кВт) при 2800 об/мин. С наддувом типа Roots (нагнетатель с ротором противоположного направления вращения и перекрещивающимися лопатками) мощность поднималась до 200 л.с. (150 кВт) при 2800 об/мин, которые разгоняли автомобиль до 160 км/ч. Несмотря на свободу выбора, только 13 из 117 клиентов компании заказали версию без нагнетателя, сэкономив около 3000 рейхсмарок. Вариант в кузове пульман-лимузин обходился заказчикам в 41 000 рейхсмарок.

-5

За время производства дизайн предлагавшихся кузовов успел модернизироваться от квадратных консервативных форм до более округлых и гладких линий. Визуальной особенностью автомобиля являлся клиновидный заострённый радиатор, выделявший транспортное средство среди других моделей. Ещё одной отличительной особенностью «Большого Мерседеса» стал тот факт, что автомобиль был одним из первых транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания, который выпускали на заводе-изготовителе в бронированной версии. Одним из таких экземпляров стал автомобиль императора Японии Хирохито, который в 1971 году был передан компании Mercedes-Benz для выставки в музее (где он расположился рядом с кабриолетом F-версии, принадлежавшей императору Германии Вильгельму II вплоть до его смерти). Боковое и заднее стекло, а также стеклянная перегородка в автомобиле императора сделаны до четырёх слоёв стекла толщиной до 22 мм. Крыша и двери укреплены стальными листами. Доставка заказчику осуществилась в январе 1935 года, хотя сам прототип был представлен ещё в августе 1932 года.

Mercedes-Benz 770 W07 выпускался с 1930 по 1938 год. За этот период было произведено в общей сложности 119 автомобилей.

Второе поколение

Вторая серия была официально представлена перед началом войны в 1938 году и получила заводской индекс W150. Автомобиль решал проблему первого поколения благодаря модернизированной ходовой части с независимой подвеской и слегка улучшенными двигателями. Производство модели, выпускавшейся как и предшественник в различных модификациях кузова, длилось до 1943 года.

-6

Разработка преемника W07 началось примерно в конце 1936 года и, как полагается, связана с двумя обстоятельствами: с одной стороны повышенный спрос представительных лиц и членов различных государств на более современный премиум-автомобиля, и с другой стороны осознание того факта, что существующая модель «Большого Мерседеса» с его консервативной подвеской более не отвечает требованиям, установленным концерном Daimler-Benz AG. Кроме того, компания рисковала своим имиджем производителя передовых шасси, который она завоевала выпуском 170 модели в 1931 году и выдачей международных лицензий на собственную разработку.

Mercedes-Benz 770 второго поколения (с внутренним индексом W150) появился в 1938 году и был представлен на Франкфуртском автосалоне. В отличие от своего предшественника W150 мог похвастаться большим количеством прогрессивных решений, достигнутых в области автомобильной техники. Разработкой автомобиля под руководством Макса Сайлера занимался главный конструктор компании Макс Вагенер (нем. Max Wagner), который перебрался в Унтертюркхайм из Benz & Cie. вместе с доктором Хансом Нибелем. Новое шасси автомобиля было сделано из трубы овального сечения, с независимой подвеской передней оси и подвеской типа «Де Дион» сзади. Двигатель сохранил свою конструкцию, но благодаря небольшим модификациям мощность его возросла. Ёмкость топливного бака автомобиля возросла со 120 до 195 литров.

Конструкция кузова подверглась модернизации, в результате чего автомобиль увеличился в размерах. Одновременно с этим увеличилась и его масса. Если W07, согласно брошюр того времени, весил около 2700 килограмм, то масса W150 колебалась в диапазоне от 3400 до 3600 кг. А особая бронированная версия и вовсе обладала колоссальной массой в 4400 кг для шестиместной версии и 4550 кг для ещё более усиленной четырёхместной модели. Окна такой безопасной модификации делали из 40-миллиметрового многослойного стекла, пол устилали 8,8-миллиметровыми пластинами, а остальную часть кузова, включая крышу, оснащали 3,3-миллиметровыми пластинами из специальной стали. В качестве компенсации за увеличения веса крылья были сделаны из лёгкого сплава. На колёсах устанавливались 20-секционные камеры в армированных шинах. Инициатором подобного подхода стал Фридрих Гейгер, который впоследствии стал руководителем конструкторского отдела концерна Daimler-Benz в 1950-е годы.

Mercedes-Benz 770 (W150) 1943 года

Официально компания представила модельный ряд, выпускающийся в кузовах пульман-лимузин, кабриолет D и F, а также открытый туринг. Для каждого из них было выпущено несколько специально бронированных единиц. 10 дополнительных бронированных четырёхдверных лимузинов были произведены для членов правительства в период с июня 1943 по июль 1944 года. Максимальная скорость бронированных автомобилей понизилась со 170 до 80 км/ч по причине выносливости шин.

Сборка всех моделей W150 осуществлялась на заводе в Зиндельфингене. Под руководством Германа Аренса кузова изготавливались в соответствии с конкретными пожеланиями отдельных клиентов. Многие из них имели подпись Фридриха Гейгера, который после войны стал первым человеком, возглавивший вновь созданный отдел дизайна.

Новый «Большой Мерседес» стал предметом повышенного интереса как среди властей, так и гражданских заказчиков. Тем не менее, из-за начала войны 1 сентября 1939 года только несколько транспортных средств были доставлены гражданским лицам, так как заказам со стороны властей было уделено первостепенное внимание. Кроме того, война также повлияла и на количество выпускаемых моделей, спад которых отметился в начале 1940-х годов. Громоздкая машина, как нельзя лучше соответствовавшая господствовавшему в нацистской Германии культу гигантизма, пришлась по душе фюреру Адольфу Гитлеру и практически сразу же после премьеры модели концерн получил заказ на производство особой партии для немецкого руководства (рейхсмаршала авиации Геринга, главы СС Генриха Гиммлера и самого Гитлера).

До конца производства (в 1943 году) было построено 88 автомобилей серии W150, половина из них выпущена в 1939 году. Самой большой популярностью пользовался открытый туринг (46 единиц), после него шёл лимузин (18 единиц). Последние три шасси были изготовлены на производственных мощностях Унтертюркхайма в июне 1943 года, однако наиболее поздние экземпляры были собраны и доставлены клиентам в марте 1944 года.

После войны Mercedes-Benz 770 был доставлен в распоряжении различных глав государств. Так, например, автомобиль попал в королевские автопарки Швеции и Норвегии. Он использовался во время визита Уинстона Черчилля норвежского короля Хокона в Осло в мае 1948 года, а также во время встречи королевы Елизаветы с принцем Филиппом в 1955 году.

-7

Двигатели

W07

Автомобили серии W07 оснащались 7,7-литровым восьмицилиндровым силовым агрегатом прогрессивной конструкции, работавшим на жидком топливе. Одной из особенностей модели стала возможность установки на заказ специального, приводимого от коленчатого вала, нагнетателя, который увеличивал производительность с 150 л.с. (110 кВт) до 200 л.с. (147 кВт). Клапанный механизм верхнего расположения. Блок двигателя, выполненный из серого литейного чугуна и хромоникелевого сплава, размещал коленчатый вал с девятью подшипниками и закрывался снизу поддоном картера из лёгкого сплава (электрон). Головка блока цилиндров содержала восемь свечей зажигания, которые работали в паре с аккумулятором и зажиганием от магнето.

Вариант с нагнетателем оснащался двумя карбюраторами с насосами-ускорителями и дросселями. Для облегчения холодного старта впускной коллектор предварительно подогревался.

W150

Как и предшественник, автомобиль предлагался с двумя вариантами двигателей. Их конструкция осталась в основном неизменной, но получила небольшую модернизацию. Благодаря более высокой компрессии и увеличению числа оборотов двигателя мощность восьмицилиндровой силовой установки возросла с 200 л.с. до 230 лошадиных сил (169 кВт). Производительность обычного атмосферного двигателя возросла на 5 лошадиных сил и составила 155 л.с. (114 кВт). Для улучшения охлаждения стержни выпускных клапанов были заполнены натриевой солью. Увеличение производительности сказалось и на показателях максимальной скорости, которая возросла до 170 км/ч.

Интерьер

-8

В интерьере «Большого Мерседеса» первой серии особенно выделялось многофункциональное рулевое колесо с пятью функциями: управлением звуковым сигналом, светом, обдувом, а также трансмиссией.

Заказные модели наподобие той, что была доставлена императору Хирохито, отличались эксклюзивной отделкой и оформлением интерьера под заказ. Так, например, сиденья и дверные панели в автомобиле японского императора обтянули тончайшей кожей, а руль перенесли на правую сторону.

-9
-10
-11

Интересные факты

Бронированные W150|| оснащались не одним, а двумя компрессорами Roots, что доводило их мощность до безумных по тем временам 400л.с! Этот тяжеленный лимузин был способен разогнаться до 180км в час и расходовал 38л бензина на 100км пути. Также стоит сказать, что бронированные Мерседесы оснащались двумя независимыми системами зажигания.

Вернувшись к бронированным Мерседесам стоит сказать, что толщина их стекол достигала 40мм, а в специальных футлярах — кабурах хранилось оружие: в заключительные этапы войны они оборудовались даже гранатометами.

Итог

Сегодня Mercedes 770 является невероятно ценным коллекционным экспонатом и чтобы его купить нужно рассчитывать как минимум на 2 000 000$. Война пощадила не многие из этих могущественных автомобилей, да — они возили фашистов и преступников, но все таки хочется смотреть на эту машину как на образец совершенства своего времени, не зависимо от флагов закрепленных на ее крыльях.

-12
-13
-14

Авто
5,66 млн интересуются