Как найти выгодный тур, 10 способов обойти турагента
Южная Моравия — регион, известный не только многовековой винодельческой традицией, но и обилием разнообразных памятников старины — от творений первых здешних поселенцев до произведений искусства наших дней. Столица региона Брно — второй по величине город Чехии — лежит у слияния рек Свитава и Свратка примерно в 200 км к юго-востоку от Праги. Небольшое укрепленное поселение, существовавшее на месте нынешнего Брно с V века, в начале XI века превратилось в ремесленный и торговый центр Южной Моравии. С этого времени в монастырях трудолюбивые монахи стали варить первое моравское пиво.
В славном чешском городе Брно пиво варили с незапамятных времен, в каждом доме по собственному, фамильному рецепту. Но в 1243 году этому раздолью пришел конец: король Вацлав I ввел в городе «Право мили» и теперь варить пиво могли только избранные дома. Мало того, эта привилегия запрещала другим варить и продавать пиво на расстоянии в милю от городских стен, превратив пивоварение из домашнего хобби в ремесло.
В 1323 году королева Элишка основала в Старом Брно цистерцианский монастырь, среди хозяйственных строений которого была и монастырская пивоварня, не подпадавшая под юрисдикцию городских властей. Во время гуситских войн в первой половине XV века и пивоварня и сам монастырь несколько раз разорялись и уничтожались пожарами, но каждый раз восстанавливались вновь. Но то, что не удалось огню, с успехом удалось правителям: в 1782 году монастырь по указу императора Иосифа II был ликвидирован, а его имущество передано в руки аббатства Святого Томаса. Что происходило с пивоварней до второй половины XIX века — не известно, поскольку архивы были уничтожены.
Новый жизненный этап пивоварни наступает, когда в Чехии началось интенсивное развитие пивоваренной промышленности. Устаревшего оборудования и малых мощностей пивоварни в Старом Брно было недостаточно для все увеличивающихся потребностей быстро растущего города. В 1872 году компания «Мандель и Хайек» решила не реконструировать и не модернизировать старый завод, а возвести новый пивоваренный завод. Здания же бывшего пивоваренного завода были использованы для создания новой солодовни. В конце XIX века ежегодное производство пивоварни составляло 236,5 тысяч гектолитров в год. Чистая природная вода и благоприятные климатические условия Южной Моравии позволили создать поистине уникальное пиво «Starobrno», известность которого распространилась далеко за пределы Чехии.
До начала Первой мировой войны пивовару удалось обогнать большую часть конкурентов на рынке в Брно, и довести объем производства до 250 тысяч гектолитров в год. Пиво из Брно экспортировалось в Польшу и Австро-Венгрию. В одну только Вену поставлялось пять вагонов пива в день.
В 1918 году, после создания нового чехословацкого государства, пивоваренный завод перешел в руки Моравского банка и импорт пива в тот период был сфокусирован на словацком рынке. Хозяйственная деятельность компании достигла самого высокого уровня к 1927 году, однако последовавшая за этим Великая депрессия вызвала кратковременный спад производства. Во время Второй мировой войны пивоваренную компанию возглавляли немцы. В ноябре 1944 года заводу был нанесен значительный ущерб во время бомбардировки города Брно, да и впоследствии он был сильно поврежден проходящей через город линией фронта.
На протяжении второй половины XX века пивоваренный завод был несколько раз модернизирован. Современная история завода отсчитывается с 1992 года, когда компания «Starobrno» была преобразована в акционерное общество, а в 2003 году пивовар стал частью нидерландского концерна «Heineken». По итогам 2009 года пивоварня «Starobrno» впервые в своей истории произвела более одного миллиона гектолитров пива и на сегодняшний день является одной из крупнейших пивоваренных компаний в Чешской Республике, занимая третье место по объему производства.
В результате последних архивных изысканий пражского историка Ярослава Мелихара известный моравский пивной бренд «Černá Hora» оказался старейшим действующим пивным предприятием Чехии. И звучащий ранее в его рекламной компании слоган: «Пиво Černá Hora — пьют и знают пятое столетие» уже не является действительным.
Пивовар был впервые упомянут в исторических хрониках 1530 года. В то время владельцами округа были братья Тас и Ярослав Черногорские из Босковиц. В их договоре о владении упоминается пивоварня с правом передачи по наследству из поколения в поколение. Но в 2006 году историк Мелихара обнаружил, что первые упоминания о черногорском пивоваре относятся к 1298 году. В те далекие годы пивовар «Černá Hora» принадлежал рыцарскому Ордену тамплиеров. Поэтому сегодня в официальном логотипе завода написано: «Варим пиво с 1298 года».
Пивовар пережил целую череду владельцев, среди которых были даже Лихтенштейны, перенес много бед, будь то пожары или тотальная разруха после наполеоновских войн. Но благодаря потомственным моравским сладекам традиции и древние рецепты бережно передавались через века. В 1896 году было основано крестьянское акционерное пивоваренное общество, благодаря адекватной политике которого предприятие росло и укрепляло свои позиции, а количество поклонников пива «Černá Hora» постоянно увеличивалось.
Как и все пивовары Чехии, после 1991 года завод прошел модернизацию, был трансформирован в акционерное общество и с 2010 года принадлежит к чисто чешской пивоваренной группе Лобковиц (Pivovary Lobkowicz), цель которой — сохранить многовековые традиции чешского пивоварения.
Свою историю моравский замок в местечке Ославаны ведет с 1225 года, а первое упоминание о его пивоварне датируется 1547 годом, когда было сварено 645 бочек пива. Для составления реестров собственности замка в 1621 и 1782 годах проводились инвентаризации имущества, в которых указаны квартира пивовара, варочный цех и пивной погреб.
В 1860 году наследники владельца замка ликвидируют пивоварню и лишь спустя много лет (в 2004 году) варится первое пиво на пивоварне «Zámecký Pivovar Oslavany» малым годовым объемом в 9 тысяч гектолитров.
Пивоваренный завод располагался на первом этаже западного крыла замка Ославаны, но из-за технических проблем и череды банкротств в 2012 году пивоварня переезжает в соседнюю деревню Bratčice. «Oslavany» — истинное моравское пиво, сваренное на мини-пивоварне сладеком в единственном лице и вряд ли это пиво можно найти в Праге, только в Южной Моравии!
Пиар компании с целью продвинуть моравское пиво на рынок по своему интерпретировали историю Моравии. На плакатах с рекламой пива «Starobrno» изображена армия города Брно, где солдаты держат в руках вместо оружия пивные кружки и пивные открывашки. Внизу плаката стоит слоган: «Все они жаждут Моравского пива».