В 80-е годы в дрэг-рейсинг (парные заезды по прямой на четверть мили) приходит закись азота. Теперь 402 метра можно проехать за 6 секунд со средней скоростью 200 км/ч и финишировать со скоростью 320 км/ч. Замечу, чтобы покататься на такой скорости в 2021, вам придется купить билетик на "Сапсан". Это невиданный результат.
Спустя 20 лет выходит фильм "Форсаж" и компьютерная игра NFS Underground, которые открывают дверь в женскую раздевалку, обнажая субкультуру уличных гонок с присущими ей брэндами, технологиями и модой. На протяжении вот уже 20 лет, каждый ребенок знает химическую формулу закиси азота, а это солидное достижение!
Все благодаря двум американским гонщикам-энтузиастам, которые начали экспериментировать с впрыском закиси в 70-е, и создали компанию NOS (англ. Nitrous Oxide Systems - системы закиси азота), которая стала пионером рынка, и лидирует на нем по сей день.
Забавно, но ведь когда 50 лет назад технология стала прорывом в гоночных автомобилях, она уже успела пережить звездный час, состариться и умереть. Правда, Renault и Saab пытались пристроить впрыск закиси в автомобили, но безрезультатно.
Как всякое новшество, впрыск стал ответом на три проблемы западной авиации:
- поршневые двигатели;
- появившийся недавно наддув;
- желание летать повыше.
С желанием летать повыше конкурировал негодяй и подлец дефицит воздуха. С ростом высоты падало давление, а заодно мощность двигателя.
Проблему должен был решить господин появившийся недавно наддув, но у него самого были проблемы, поскольку поршневые двигатели не были намерены терпеть такие режимы работы.
Не были намерены терпеть и ученые Великобритании, Германии и Соединенных Штатов, взявшись в 30-е годы исследовать впрыск чего ни попадя в авиадвигатели: воды, воды со спиртом, пара, углекислого газа.
Вторая Мировая война сделала простое желание летать повыше да помощнее острой необходимостью, поэтому в 40-е Люфтваффе получили истребители с впрыском воды и спирта, которые не теряли мощность на высоте. Британцы ради ночной авиации сразу впрыскивали закись азота. Американцы - чистую воду.
Обладая огромной теплоемкостью, вода снижала температуру в цилиндре, препятствуя детонации, и позволяла сжигать больший объем топлива.
В отечественной авиации тоже хватало проблем. Ведь мало того, что запад осваивал новые технологии, так еще и проклятый трактор с керосиновым двигателем делал дыр-дыр-дыр, и плохо ехал. Тогда в 1937 году И. Кузнецов опубликовал труд "Значение подачи воды в двигатель трактора".
К тому моменту уже вышли работы "Химия рабочего процесса в двигателях с впрыском воды" во французском журнале Aerienne (№165, 1934 г.) и "Двигатели для будущих военных самолетов" в американском журнале Mechanical Engineering (№3, 1936 год), на которые будут опираться советские ученые в 1941 году.
Тогда в Научно-исследовательском институте гражданского воздушного флота (НИИ ГВФ, сейчас ГосНИИ ГА) начались испытания впрыска воды на одноцилиндровом двигателе, а уже в 1942-1943 гг. прошли успешные летные испытания системы на двигателях АШ-62ИР.
Десять лет ученые всего мира бились над технологией впрыска, но под конец Второй Мировой появились реактивные самолеты и поршневые двигатели стали военной авиации не нужны. Американцы продолжали использовать впрыск воды еще 30 лет, стараясь, правда, не афишировать, но к началу 70-х и они бросили это дело.
Зародившись в 30-е годы в виде впрыска воды, система превратилась во впрыск закиси азота, пережила звездный час в годы войны, чтобы затем медленно угасать 30 лет, но возродиться в развлекательной отрасли, и будоражить умы школьников по сей день. Особенно в Австралии, Великобритании и Германии, поскольку там системы закиси азота вне закона.
Призанятно, да?