На сегодняшний день это особенный автомобиль, ведь в основе новых конвейерных образцов лежит почти неизменная конструкция 1972 года. Для одних это советское изобретение напоминает о службе в армии, для других это первый опыт езды по бездорожью, который запомнился на многие годы вперед. Почему же УАЗ 469 это автомобиль для настоящих мужчин, вы узнаете сейчас.
В сегменте новых и б/у внедорожников сложно найти более неоднозначный выбор, чем УАЗ 469. Этот автомобиль имеет свои преимущества, хотя и недостатков у него хоть отбавляй. Несмотря на популярность в России, сегодня 469 в основном используется как классика. К ним можно относиться двояко: как к исторической машине или как к чему-то, на чем можно ездить только по бездорожью. Однако стоит понимать, что УАЗ очень сильно отличается от конкурентов.
История УАЗа настолько длинна, что для ее подробного описания потребовалась бы отдельная статья, а может даже и не одна. Прежде всего, мы должны четко заявить: это не машина, как мы ее понимаем сегодня, и она не была построена для гражданских лиц. Это военная техника (как и Уиллис), и, не осознавая этого, часто можно сделать неправильные выводы. На самом деле его история восходит к 1950-м годам, когда Советская армия заказала постройку легкого вездехода, а завод УАЗ ответил моделью 469. УАЗ 469 в 70-х годах пришел на смену популярным старым армейским внедорожникам ГАЗ, хотя кардинально отличался он в основном только внешне. Главные технические решения остались неизменными, за исключением 4-дверного кузова вместо 2-дверного.
Хотя УАЗ 469 предельно простая, даже можно сказать примитивная машина, в несколько модернизированном виде его производят и продают по сей день. Несомненно, у него есть ряд преимуществ, которых, вероятно, больше нет ни у одного внедорожника в мире. К этой статье следует относиться особенно, потому что невозможно описать все версии и изменения, внесенные в эту модель. Статья касается УАЗов как старых, так и новых.
Чтобы понять этот автомобиль, нужно вернуться на 30-40 лет назад. Современная молодежь, если она не ездила на УАЗ 469, наверное, никогда не поймет этот автомобиль. Если вы не водили эту машину, вы, наверное, даже не представляете ее сущность. Спустя годы УАЗ адаптировали для гражданской езды, сегодня его можно приобрести с вполне удобными по советским меркам сиденьями, но к 469 это не относится. 469 - это даже более суровый автомобиль, чем Land Rover Defender или Jeep Wrangler. Даже Lada Niva рядом с ним скорее выглядит комфортабельным кроссовером, чем настоящим внедорожников.
Кузов УАЗа обычно представляет собой открытый кузов, прикрытый брезентом в непогоду. Есть еще версии с металлической крышей. Независимо от температуры, условия поездки на этом транспортном средстве в целом можно охарактеризовать как достаточные для того, чтобы жить, но определенно неудобные. УАЗ не разрабатывался с учетом комфорта и эргономики, но в нем есть сиденья (даже складные скамейки сзади, что делает его семиместным), аналоговые приборы и индикаторы, которых нет в современных автомобилях. Практически все управляется механическими переключателями и рычагами - никакой электроники. Руль, рычаги, сиденья, приборы - все на уровне старых военных машин. Автомобиль можно произвольно сконфигурировать, сняв переднюю оконную раму, дверные надставки или всю дверь целиком. УАЗ ничего не скрывает, петли расположены поверх дверей, то же самое касается тросов и предохранителей, а про пластик внутренней отделки лучше забыть.
УАЗ 469 - честный внедорожный автомобиль. Все узлы УАЗа одинаково примитивны. Ходовая часть - это не что иное, как четыре колеса на жестких полуосях, прикрепленных к раме с помощью листовых рессор. Естественно УАЗ не имеет таких ездовых характеристик, как у современных автомобилей. Его можно охарактеризовать как жесткий и прыгающий по дороге. Рулевое управление просто выполняет свою функцию, чего нельзя полностью сказать о четырех барабанных тормозах. Двигатель слабоват и в коробке передач отсутствует синхронизация на первой и второй передачах, пользоваться ею не так то просто.
Сильная сторона УАЗа - проходимость. Автомобиль прошел испытания во всех возможных условиях, в том числе в Азии и Африке, поэтому хорошо работает в полевых условиях. Великолепная геометрия кузова и достаточно прочная конструкция позволяют ему многое. Пока не ощущается недостатка в мощности и есть хорошие шины на колесах, УАЗ может справиться с практически любым бездорожьем практически в любых условиях. Некоторые говорят, что его легче опрокинуть, чем закопать в грязи. Правильно расположенная система зажигания и подачи топлива, а также высоко поднятый воздухозаборник двигателя позволяют легко переходить реки вброд.
Как я уже говорил, конструкция УАЗа предельно проста и можно сказать, что она образцовая, когда речь идет о настоящем внедорожнике. Продольная рама, два жестких привода на рессорах сегодня устрашают, но это далеко не все, что предлагает УАЗ. На автомобиле установлен двухступенчатый редуктор, позволяющий подключать передний мост и включать пониженные передачи. Полностью синхронизированные коробки передач сегодня стали доступны, но в старых моделях о них нечего и мечтать.
Что касается двигателей, то базовый двигатель УАЗ 469 представлял собой четырехцилиндровый бензиновый двигатель объемом 2,4 литра и степенью сжатия 6,7–6,9. Он развивает примерно 70–80 л.с. (в зависимости от регулировки карбюратора, типа топлива и состояния) и примерно 170 Нм крутящего момента при 2400 об / мин. Этот двигатель имеет невероятно примитивную конструкцию с алюминиевым блоком и мокрыми гильзами цилиндров. Он способен переварить наихудший бензин с низким октановым числом. Некоторые доработки двигателя, направленные на увеличении степени сжатия, позволяют выжать из этого агрегата даже более 100 л.с.
Со временем на УАЗ стали внедряться и другие двигатели. Базовый агрегат был увеличен до 2,9 л, что увеличило мощность до 100 л.с., также стал использоваться современный двигатель объемом 2,7 л с впрыском топлива мощностью около 130 л.с., в поздних версиях можно было выбрать и дизельный двигатель. Как бы то ни было, основным источником движения УАЗа 469 является простой бензиновый двигатель с ничтожной мощностью и большим аппетитом к топливу, позволяющий автомобилю разгоняться примерно до 100 км / ч.
Что же часто ломается в УАЗе 469? Это наверное самый сложный вопрос, который вы можете задать об УАЗе? Это все равно, что спрашивать о типичном расположении елок в лесу. Все зависит от леса, и в этом случае многое зависит от экземпляра и его пользователя. Как правило, все, что не консервировано, не смазывается, не обслуживается регулярно или же изношено, то выходит из строя. С одной стороны, УАЗ настолько простая машина, что у него нет поломок, которые мешают ему ехать дальше, а с другой - автомобиль требует такого тщательного ухода, который может предотвратить до 90% поломок. Конструкция УАЗа не могла быть бракованной, потому что он не подошел бы для армии СССР. Имея в наличии основные инструменты и базовые электрические детали (реле, предохранители и т. д.), вам не придется беспокоиться о том, что УАЗ встанет в поле намертво.
УАЗ 469 отлично поддается доработкам, нынешние владельцы УАЗов 469 обрабатывают критические точки кузова (для повышения коррозионной стойкости). Также заменяют трубы системы охлаждения и обогрева на армированные (в несколько раз более прочные), а болты и гайки заменяют на антикоррозионные (хромированные или оцинкованные) и т. д. Предела для совершенствования УАЗа 469 просто нет.
За годы эксплуатации автомобиля стало хорошо известно что нужно улучшить после покупки машины с завода.
К самым большим проблемам УАЗ 469 можно отнести коррозию деталей кузова, которая вызывает протечки, вызывающие всевозможные сбои электрооборудования. Частым явлением является появление воздуха в топливной системе из-за наличия двух отдельных топливных баков, которые тоже любят ржаветь. Кроме того, у двигателей и приводных механизмов есть многочисленные места подверженные водному воздействию, то же самое касается тормозной системы. Сам двигатель требует частого обслуживания и проверок. Если он полностью исправен и настроен, он работает как часы и заводится даже в самые сильные морозы.
Трансмиссия и двигатели по-своему долговечны. Они работают даже тогда, когда смерть любого механизма неминуема. Могут эксплуатироваться чаще, чем нужно (как это бывает в армии), и прослужат 30-40 лет. На автомобиль можно смело ставить колеса больше, а также грязевые шины. Дифференциалы и карданные валы выдерживают 31- или 32-дюймовые грязевые шины. Хуже, когда под капот помещают мощный двигатель. Также стоит упомянуть о спецверсии УАЗа, предназначенной для операций в пустыне (в том числе в Афганистане) с очень мощными приводами и портальными мостами с редуктором. Их в народе называют «афганцами».
Эксплуатационные расходы на автомобиль малы. Если учитывать только цены на запчасти и топливо, УАЗ - дешевый внедорожник, с учетом того, что на нем не ездят каждый день, как и не ездят на большие расстояния. Если исходить из того, что УАЗ используется только для бездорожья, его можно считать одним из самых дешевых полноприводных автомобилей с точки зрения обслуживания. Самое обидное, что в процессе эксплуатации уходит много времени на его обслуживание. Хотя для кого-то это будет только плюсом.
Чтобы УАЗ работал бесперебойно, вам необходимо регулярно обслуживать свой автомобиль, причем совершенно иначе, чем многие из вас представляют. Регулировка карбюратора, зажигания, тормозов, тросов, рычагов, контроль люфта подшипников, смазка ходовой ... все это сейчас забыто, а УАЗ просто этого требует. После каждой поездки по труднопроходимой местности лучше всего потратить целый день на обслуживание автомобиля. В армии УАЗы были и обычно остаются надежными, ведь там солдаты тратят на их обслуживание много времени. В гражданской эксплуатации никто также долго не занимается такими вещами.
Затраты на топливо увы не низкие. Расход топлива 15-18 л / 100 км на дороге - это норма, и более высокие значения не обязательно указывают на неисправность. Однако можно установить самую простую газовую установку на УАЗ и сэкономить деньги на топливе.
Что касается наличия запчастей, вы не купите их в обычных оптовых автомобильных магазинах. Здесь вам придется воспользоваться специализированными магазинами для марки УАЗ.
Цены на запчасти в каком-то смысле смехотворно низкие, но по сравнению с запчастями для других автомобилей, они имеют посредственное качество.
Что касается вторичного рынка, сейчас крайне редко можно встретить ранний экземпляр в хорошем состоянии . Цены очень сильно зависят от комплектации и возраста машин.
Да, сегодня вы можете купить более качественный автомобиль по цене УАЗа 469, хотя и не обязательно такой же эффективный в полевых условиях и в таком же хорошем состоянии. Да, японский или американский внедорожник не потребует замены топливных баков, регулировки карбюратора, замены тормозных колодок, а также регулярной смазки практически всего автомобиля. Однако, если вы только начинаете свои приключения на бездорожье и нуждаетесь в хорошей тренировочной машине, то УАЗ является отличным выбором. Будучи спартанским автомобилем для настоящих мужиков, этот автомобиль однако стоит своих денег, но в то же время требует немалых затрат. Здесь я, к сожалению, не отвечу на вопрос "а стоит ли?", ведь все зависит от вашего отношения и цели покупки такого автомобиля.