Согласитесь, при упоминании этого направления на ум до сих пор нет-нет да и приходят разные «молдинги-шмолдинги», подставки под телефон и прочая бижутерия, которой щедро, как новогодние елки, покрывали машины в 90-е годы. Помню, у товарища на «Ниве» был кенгурин, а под ним еще и спойлер... Народ дурел от появившейся возможности как-то облагородить свой автомобиль. И все-таки за прошедшие десятилетия что-то изменилось в сознании обладателей автомобилей, особенно отечественных. Кич остался, но стал уделом немногих, ушел в тень по-настоящему интересных — инженерно или стилистически — проектов. В этой статье сделаем упор на технической части того, что называется тюнингом отечественных автомобилей.
Вопрос краеугольный: почему? Почему в качестве объекта тюнинга выбирают советские или российские машины с их технической отсталостью, неидеальной механикой, вообще неважной, если сравнивать с зарубежными автомобилями, генетикой. Напрашивающийся ответ очевиден лишь на первый взгляд. Да, на начальном этапе, при выборе цели, стоимость самого аппарата и комплектующих играет решающую роль. Но аппетит приходит во время еды, и зачастую проект становится не столь дешев, как казалось сначала. Так почему? По причине следования нашей русской традиции — делать не благодаря, а вопреки. Кто-то так прямо и говорит: хотелось дойти до предела, посмотреть, на что способен, например, отечественный мотор, и что с ним могу сделать я. Это вызывает уважение.
Оставить родное
Несмотря на то, что в отдельных видах спорта (дрэг, дрифт) уже есть устоявшееся мнение большинства — «отечественное лучше не использовать», моторы ВАЗов, ГАЗов, «Москвичей» вполне можно подвергать силовому тюнингу. Причем, в отличие от зарубежных двигателей, здесь не идет речи только лишь о финансировании по принципу «купил-поставил». Нужна инженерная работа — определенная доля технической фантазии и умение мыслить нестандартно.
Вообще отечественный автомобиль и мотор — что конструктор! Бери и ставь чуть ли не все что хочешь. Тот же уфимский двигатель позволяет и поиграть со своим объемом (как минимум до 2,3 л) и сделать себя двухвальным и многоклапанным.
Один из представителей «турбоВАЗов». Мотор — ВАЗ-2112, всего лишь «полторашка», но которая, как считают многие, способна выдерживать значительное повышение мощности без существенной потери ресурса. За форсировку отвечает twin-scroll турбина от Subaru. Разумеется, доработана головка, топливная система, снижена степень сжатия. А вот распредвалы с не слишком высоким подъемом клапанов, по городу можно передвигаться, особо не напрягаясь. Какая мощность? При дрэговом давлении в 1,6 бара реально, пожалуй, говорить силах о 300-х
Долой родные агрегаты
Примеров того, что в отечественный кузов имплантируют зарубежные агрегаты, достаточно. И вовсе не обязательно речь должна идти о каком-то культовом автомобиле вроде ГАЗ-21. Часто бывает, что в семье уже есть какой-нибудь «космич» или «жига», которые в хорошем состоянии достались от родственника и... не сдавать же такой по программе утилизации? С ней в России может просто не остаться ретромобилей, пусть это «копеечка» или «каблучок». Хорошо, что есть люди, которые не жаждут нового — бережно, хотя и руководствуясь своими представлениями, сохраняют старое.
Вариантов тут масса. Ставят, например, при штатной коробке в 2141 406-го «заволжца». Встречается выбор дизельков — обычно атмосферных и из доступных. Что сложнее, тюнинг штатной установки или имплантация импортной, сказать сразу сложно. Однако в последнем случае в кузовах беззубых «Москвичей»-«Жигулей» тоже получаются настоящие дорожные или гоночные монстры.
Под кузовом этой «четверки» — Nissan Silvia S13. То есть и подвески от нее с подрамниками, и тормоза с рулевым, в общем, все шасси. Двигатель с «пятиступкой» от S14 — это хорошо знакомый SR20DET, в данном случае форсированный до 400 сил. То, как ездит этот симбиоз утилитарного советского «сарайчика» и легендарного дрифт-купе
«Податливость» (и дешевизна!) отечественного автомобиля как сырья для постройки иной раз заставляет задуматься, а есть ли какие-то ограничения, что-то невозможное. Не сильно форсированный автомобиль на каждый день — пожалуйста. Дрэг-болид — да без проблем!
«Москвич»-2141 вообще, оказывается, сейчас едва ли не более популярен, чем при СССР и потом, пока выпускался уже в России. А что, продольное расположение двигателя, длинный и свободный моторный отсек — свапь не хочу. Про «четверки» вроде SR20 уже говорили, но попадаются «Москвичи» с моторами серии RB и «джей зетами», и даже с совсем не привычными в мире российского тюнинга агрегатами, причем с полностью переосмысленной инженерией.
К «баржам» в народе свой подход
А что мы все о «Жигулях»-«Москвичах»? «Волги» — ГАЗ-24, 31029, 3110 — тоже популярны в тюнинг-среде. И как автомобили на каждый день, и в качестве спортивных болидов. В том и другом случае (особенно, конечно, во втором) «баржа» — тяжелая, неповоротливая — требует особого рода подготовки. Тюнить штатный двигатель не всегда целесообразно. Лучше сразу кардинально менять техноначинку, ставить нечто более серьезное, чем рядные «четверки» и, не исключено, даже «шестерки».
Надо просто знать, как их готовить
Наверное, все согласятся, что ЗАЗ, будь это «горбатый» 965-й или «ушастый» 966 с его модернизацией 968 — полная противоположность «Волги», даже 41-го «Москвича» или «классики». В том смысле, что подбор тюнинг-агрегатов здесь не определяет большого выбора, вписываться надо в очень скромные габариты при характерной заднемоторной и заднеприводной компоновке. В итоге объем работ часто вряд ли пропорционален размерам «Запорожца», и никак опять-таки не обойтись без нестандартных решений, без технической фантазии. Что еще характерно, при массе разных моделей в 650-840 кг ЗАЗам вовсе не нужны слишком объемные и крупные по габаритам силовые установки. Достаточно «копеечного» или «троечного» мотора, хотя, бывает, что владельцы ими не ограничиваются.
Не обходят вниманием и «Нивы», точнее, Лады 4х4. В подавляющем большинстве строительство тут лежит в плоскости off road'а. Тем не менее встречаются интересные проекты по части стайлинга и даже инженерии.
В общем, скептики могут сколько угодно говорить о том, что отечественные автомобили отжили свое и больше ни на что не годны. Люди с руками, головой и относящиеся трепетно к истории советского автопрома, доказывают обратное. Тем более что в этой среде встречаются проекты, которые по масштабу работ, по стилистической составляющей ничуть не ниже уровня лучших западных