В традиционном крестьянском сообществе в случае конфликта покинуть семью и жить самостоятельно было не так-то просто, например, если ты старая дева в возрасте, однако можно было сделать это символически, отказавшись от хлеба из рук большухи.
Большуха - хозяйка в доме, она распределяет еду и хозяйственные обязанности, она и только она печет хлеб. Кто у печи - та и главная. В метафорическом смысле пекущая хлеб творит жизнь и наделяет ей ближних.
Не ем твой хлеб -> не принимаю твою власть -> не включаюсь в «наделение долей» в этой семье.
Эту историю я записала в Архангельской области в 2013 году, речь идет примерно о 1930-х гг., но суть конфликта между родственницами намного древнее.
«...рассорились, бабушка укорила, что ты ешь мой хлеб. А тетушка эта сказала «Черт с тобой! Я пойду и сама выпрошу!» - и вот она наутро встала, взяла небольшую корзинку на руку, оделась и пошла. Вологу ела нашу, а хлебец у ней был свой. Вот так и продержалась. И они просили только хлеб — больше ничего. Им только хлеб давали.
Получается, не стыдно было побираться? Можно?
Можно. И все к этому адекватно относились. Знали, что она одинокая, живет в нашей семье, а у нас трое детей было, мама с папой, бабушка. Вот. И подавали вот кусочки. Небольшие кусочки хлеба отрежут ломтик, она спасибо скажет и дальше идет»
Общий хлеб объединяет семью, это своего рода ежедневный ритуал причастия, поэтому попрекнуть хлебом - это не пожелание «ешь поменьше», а скорее намёк на «чтоб ты сдох». Поэтому после такого пожелания если хочешь сохранить гордость, остаётся только побираться.