Интересную разработку представил на прошедшем международном военно-техническом форуме "Армия-2020" Кингиспеппский машиностроительный завод (КМЗ). Показанный на стенде группы рейдовый разъездной катер "Сапфир 700" проекта 03080 позиционируется как непотопляемый.
Смелое утверждение основывается на том, что, по данным производителя, даже если корпус катера будет полностью залит водой, энергоустановка продолжит работу. К тому же, непотопляемость должен обеспечить композитный корпус. Он изготовлен из металлоармированного стеклокомпозитного пластика. Этот запатентованный КМЗ материал должен защитить катер от ударных воздействий и минных разрывов вблизи катера.
Также в проекте 03080 предусмотрена система двойного борта. Пространство между бортами заполнено пеной. Кроме того, предусмотрена система антипереворота, с автоматически надуваемыми баллонами для сохранения положения.
Катер построен по проекту 03080, разработанному собственным конструкторским подразделением группы КМЗ. Длина #катера "Сапфир 700" составляет 7,5 м, ширина – 2,4 м, высота борта – 0,78 м, осадка – 0,3 м, полное водоизмещение – 2 тонны.
"Сапфир 700" получился достаточно скоростным. Скорость полного хода составляет не менее 40 улов, скорость экономического хода – 20 узлов.
Ещё одна особенность данного катера – полностью отечественный пропульсивный комплекс. Он состоит из дизельного #двигателя морского исполнения и водомётного движителя.
Конструкторы КМЗ заложили в проект универсальность. Катер "Сапфир 700" можно использовать как разъездной, рабочий и спасательный. Для этого судно имеет гак для буксирных работ и специальные устройства для проведения аварийно-спасательных работ.
Серийно производить катера семейства "Сапфир" планируется на новом производственном комплексе в посёлке Назия Ленинградской области, вблизи Ладожского озера. Здесь группа КМЗ намерена создать полный цикл производства катеров из стеклопластика и алюминия.
Стоит отметить, что предложений на рынке профессиональных катеров достаточно. Причем, некоторые конкуренты находятся поблизости от площадки КМЗ в Назии. Если двигаться в сторону Санкт-Петербурга, то в Шлиссельбурге расположена "Озерная верфь", специализирующаяся на скоростных катерах из алюминия. Далее, в Отрадном, работает завод "Пелла", объявивший в прошлом году о масштабных планах в области композитного маломерного судостроения. В Понтонном находится Средне-Невский судостроительный #завод (СНСЗ), активно развивающий композитное направление.
И это, не считая верфей в других регионах страны. В общем, конкуренция высокая. Судя по всему, чтобы пробиться на рынке КМЗ, делает ставку на импортозамещение и отечественное оборудование. Насколько верна данная стратегия, покажет время.
Ниже короткий видеоролик о катере "Сапфир 700" на "Армии-2020":