Сквизер Juicy Salif фирмы Alessi – самая прославленная и, наверное, самая бесполезная вещь на кухне. Человеку, который видит ее в первый раз, в принципе сложно понять, что перед ним соковыжималка для цитрусовых. Непонятная форма даже стала предметом шуток: в одном из эпизодов британского сериала Skins герои долго рассматривали сквизер, решив в итоге, что это игрушка для взрослых. Тем не менее, Juicy Salif – вещь культовая. Почему?
Автор сквизера – поп-идол промышленного дизайна Филипп Старк - и сам признает, что вещь абсолютно нефункциональна. «Она повод для начала беседы и тема для small talk. А еще Juicy Salif давит лимоны», - шутливо говорит он.
Сок буквально становится добычей, а процесс его выживания - приключением. Теоретически жидкость сразу попадает в тару - ножки сквизера достаточно высоки и широко расставлены, поэтому можно использовать и стакан, и чашку, и бокал. Практически же сок будет на столешнице, на вас и абсолютно всех предметах вокруг. И не только сок, но и мякоть с косточками – сеточки для фильтрации у сквизера нет. После процедуры соковыжималку желательно вымыть вручную и качественно вытереть, иначе на гладком алюминии останутся разводы.
Чтобы покупатели так не мучились, к 10-летию Juicy Salif, в 2000 году, фирма Alessi выпустила серию сквизеров, покрытых золотом. В инструкции указано, что использовать предмет по назначению не рекомендуется, так как цитрусовый сок может повредить покрытие. Тем не менее, партию быстро раскупили. Juicy Salif – это культ, та самая story.
Легендарна не только соковыжималка, но и история ее появления. Идея пришла к Филиппу Старку в Италии за обедом. Дизайнер должен был разработать поднос для Alessi, но решение никак не приходило ему в голову. В мыслях об этом он рассматривал тарелку с кальмарами, и вдруг заметил, что морепродукты подали без лимона. Пока официант нес цитрусовый, Филипп Старк прямо на салфетке, которая заменяла скатерть, начал рисовать кальмара, который постепенно трансформировался в соковыжималку. Отобедав, Старк отправил заляпанную лимоном и кетчупом салфетку директору Alessi. Тот вспоминает, что, получив письмо, в прямом смысле подпрыгнул на стуле от восторга. Испачканная и изрисованная салфетка заняла почетное место в музее Alessi. А ее копию стали вкладывать в коробки сквизеров, которые издаются ограниченным тиражом.
Сама соковыжималка тоже превратилась в музейный экспонат. Хотя сам Старк говорит, что между дизайном и современным искусством нет никакой связи. «Искусство абсолютно самодостаточно, это чистая поэзия. А дизайн крутится вокруг повышения функциональности, эргономики. Дизайн хочет понравиться, искусству это не нужно», - говорит Филипп Старк. Сквизер, например, можно увидеть в экспозиции Нью-Йоркского музея современного искусства (MoMA). Без соковыжималки редко обходится любая выставка истории промышленного дизайна. Она же –источник вдохновения. Например, сквизер стал прототипом космического корабля в фильме «Люди в черном-2».
Подписывайтесь на наш канал в Дзене.