Найти тему
Капитан A320

Уход на второй круг.

История давняя, но тем не менее... Рассказ, как всегда, более художественный, чем документальный...

Я - молодой второй пилот, всего полгода как летаю в незакрепленном экипаже. Слева "опытный" командир - Сергей Юрьевич. Летал он на Ту-154, и совсем недавно ввелся командиром на на А320 (поэтому "опытный" в кавычках). Но... не нравится ему наш самолет, возрастное наверное, бывает... Всю дорогу говорит только о том, насколько Туполь лучше Арбузика... Если честно - задолбал за 3 часа своими рассказами. Вот зачем это мне? Мы летим на совершенно другом самолете, заняты совершенно другими делами - может не сейчас? Нет, сиди, молодой, и слушай, как я тебя жизни учить буду! Да и манера общения бесит - он ко мне на"ты", а я его должен на "вы". Мне несложно, но... обычно этот вопрос по другому решается, или оба на "ты" или оба на "вы".

- Вы на этих компьютерах своих совсем руками летать не умеете, вот то ли дело мы! Мы! Мыыыы! А вот на Ан-2, так мы вообще, ого-го! Все вручную, все, абсолютно! А вы только и можете, что на автопилоте....

Надоедает, перебиваю:

- Сергей Юрьевич, а вы когда крайний раз штурвал на Ан-2 в руках держали? А на пилотаж, кстати, у вас большой налет?

- На Ан-2? Дай бог памяти, да году в 89-м... А пилотаж вообще занятие для недоумков...

- Вот видите, а я на Ан-2 летал в прошлые выходные. И на пилотаж (видимо я недоумок, да?) у меня хватает налета...

Самолет Ан-2
Самолет Ан-2

Так и хотелось сказать - "Вот и не пи...ди тогда про ручное пилотирование..." Сдержался. В общем, понятно, что обстановка в кабине была не самая... эммм... рабочая. А тут еще и снижение нам не дают. Без объяснения причин. Аэродром совместного базирования, наверное дело в этом. А нам хорошо бы уже и снижаться, а то зависли мы на FL200, не успеем. Говорю об этом Сергею Юрьевичу, предлагаю хотя бы покрутить зонку - приближаться к аэродрому (а у нас заход с прямой) смысла нет.

- Да что ты понимаешь, да я, да я, да я тебе щаззз как покажу!

Ну, ладно, думаю, показывай... Наше дело правое - не мешать левому... Наконец дают снижение к точке начала захода на посадку - свистим туда. Причем свистим на автопилоте, с выпущенными интерцепторами. И все равно мы выше чем нужно и профиль совсем не догоняем. Ну как так? Вместо того, чтобы загасить сначала скорость, выпустить шасси, отключить автопилот наконец (чтобы дать возможность интерцепторам выйти на полный угол, при включенном АП они отклоняются только на 50%) - мы свистим, а СЮ накручивает задатчик вертикальной скорости. Мужиииик, это не Тушка, тут все по другому устроено - матчасть надо знать... Мдяяя, что-то начинает попахивать песцом...

- Сергей Юрьевич, я прошу векторение или орбиту?

- Нет, сиди и не отсвечивай, нормально все!

Ну понял, сижу и не отсвечиваю. Проверяю запасной план полета - повторный заход на ту же полосу в данном случае. Тем временем просвистели уже контрольную точку промежуточного этапа захода, с нее уже летим по прямой - мы по-прежнему быстрее и выше чем нужно. СЮ до сих пор не отключил автопилот, а мне уже... нет, еще не страшно, но уже некомфортно. Впрочем, сейчас день, видимость отличная, если что - свалить успеем. Пам-пам-пам - это СЮ вспомнил про автопилот и отключил его. Однако, поздно вспомнил - вход в глиссаду. Поздно пить Боржоми, но еще пытаемся:

- Закрылки один.

- Скорость проконтролировал, закрылки один.

- Закрылки два.

- Скорость проконтролировал, закрылки два.

- Шасси выпустить.

- Выпустил шасси.

- Закрылки три.

- Скорость проконтролировал, закрылки три.

А высота-то уже 1400 футов... 1300... 1100... А у нас - бядаааа! Положение закрылков 3 вместо полностью выпущенных, полторы точки выше глиссады и, как вишенка на торте, вертикальная скорость1500 футов в минуту (а должно быть менее 1000...). Непосадочная конфигурация, непосадочное положение, непосадочное все - оно нам надо? Нет, так дело не пойдет:

- Тысяча футов, нестабилизированный заход! Уходим? (Очнитесь, вы очарованы!)

Тишина...

- Тысяча футов, нестабилизированный заход! Уходим! (Да екараный бабай!)

Опять тишина... Ну, Сергей Юрьевич, как хотите, а я в такие игры не играю:

- Нестабилизированный заход. Уходим! Взял управление, убрать закрылки на одну позицию!

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

РУДы вперед и кнопочку приоритета пальчиком оп-па! Чтоб командир не шалил - его сайдстик после нажатия на эту кнопочку больше не работает.

- Закрылки два!

Хмм, это радует - СЮ по команде убрал закрылки на одну позицию. Очнулся все-таки и приступил к выполнению обязанностей контролирующего пилота...

- Положительная вертикальная скорость! (То есть переломили траекторию и перешли в набор высоты).

- Шасси убрать!

- Шасси убрано.

Оооо, вот теперь я заметил этот взгляд, которым одарил меня Сергей Юрьевич, но шасси он убрал.

- Автопилот включить! Активировать запасной план полета! Я пилотирую, вы ведете связь!

Дальше неинтересно - под уничтожающим взглядом Сергея Юрьевича пришлось мне зайти и сесть. Все стандартно, обучен, несложно это...

РУДы, рычаги управления спойлерами и закрылками А320 (фото из открытых источников)
РУДы, рычаги управления спойлерами и закрылками А320 (фото из открытых источников)

Зарулили, выключились, ииииии понеслась:

- Что ж ты, негодяй, себе позволяешь! Как ты! Да я! Да ты больше никогда даже на табуретке летать не сможешь!!! С волчьим билетом! Вы-ле-тишь!

- А что я, уважаемый (вранье, наглое вранье, теперь абсолютно неуважаемый!) Сергей Юрьевич? Я выполнил требования РПП и FCOM. Исправил нестабилизированный заход уходом на второй круг - все по учебнику. И спас Вас, тем самым, от очень больших проблем. А лично мне вообще было пофигу - я ВП в принципе и непилотирующий в этом заходе, е...ать стали бы уж точно не меня (хотя и меня, конечно, тоже - за неуход)! Вам разговор на эту тему с Х... очень нужен? А перевод во вторые пилоты? Или то, что вы мне сейчас наобещали?

Пауза... Пауза... Пауза...

- Ээээ, мля... ну... я.... Ну, ты это, извини... Спасибо.... Чет я увлекся... Мля...

На обратном пути помирились. Сергей Юрьевич еще раз извинился. Ладно, бывает, а я не обидчивый. Мало ли причин для плохого настроения у человека? Согласовали, что будем говорить на разборе. И ничего, обошлось без особых последствий. Для меня - точно.

P. S. Все команды на А320, естественно, звучат на английском. Однако, почитав комментарии, я попробовал английский язык убрать. Пишите в комментариях, стало лучше или хуже?