Предпосылки возникновения данной статьи и последующего расследования на тему гринвошинга начались с обычного похода члена нашей редакции в местный магазин за продуктами. Идейный вдохновитель и руководитель проекта в Инстаграм @info_green_washing и сайта https://green-club.su Анна Алябьева случайно обнаружила на полках гастронома Московской области Дмитровского района продукт сомнительного происхождения - кофе под наименованием органической французской марки Broceliande.
Ее удивило то, что внешний вид упаковки содержал множество нарушений, а наличие на нем экомаркировок вызвало еще больше подозрений.
Гринвошинг или откровенный обман?
Возможность приобретать в магазине натуральные продукты - несомненное достижение нашего времени. Но что делать, если знаки на потребительской упаковке могут оказаться неправомерными, а продукция вообще контрафактной?
Предположим, вы приходите в ближайший магазин и видите ароматный кофе французского бренда с гордыми доказательствами качества в виде знакомых экосетификатов “AB” (Agriculture Biologique) и “Евролист” (Euro-leaf).
Конечно же, первой мыслью будет - поскорее взять это сокровище... Но тут вас ждет подвох!
Чтобы уберечь вас от досадных ошибок и потерянных денег, наша редакция посчитала своим долгом написать инструкцию о том, как не попасться на маркетинговые уловки, распознать поддельную информацию на упаковке и
купить по-настоящему качественный продукт!
Как отличить поддельные знаки качества?
1 ШАГ. Производитель, место фасовки
Речь идет о кофейных зернах ручной обжарки французского кофейного бренда Broceliande (https://www.torrefaction.com/).
Его экологичность подтверждена сертификатами, а демократичная стоимость от 2 до 4 евро делает его еще более привлекательным для покупки.
В первую очередь, на российском варианте кофе наше внимание привлек знак “Евролист” (знак европейской системы сертификации органических продуктов). Для его правомерного размещения товар должен фасоваться в стране производства - Франции.
В нашем же случае - русскоязычные буквы, отсутствие наклейки импортируемой продукции, а также информация с декларации соответствия (обо всем этом мы расскажем ниже) дают нам четкое представление, что никакая это не Франция!
А значит, кофе не может называться органическим, и скорее всего мы имеем дело с гринвошингом!
Но и это далеко не все! По международным правилам, кроме официального логотипа, знак должен содержать код страны, метод органического производства, код контролирующего органа, и происхождение сырья.
На российском экземпляре все эти важные критерии качества отсутствуют, а это уже является нарушением.
Тогда как на официальной площадке бренда контролирующий орган указан - по номеру FR-BIO-01 мы видим Ecocert France SAS:
2 ШАГ. Экомаркировка
Мало того, что кофе выдают за органический, который таковым вовсе не является, так еще и на упаковке без разбору поставили все возможные знаки, размещение которых невозможно вместе на одном продукте!
Маркировки “Евролист” и “Rainforest Alliance”, как правило, не сочетаются друг с другом и их никогда не ставят на одном товаре, так как нет смысла сертифицироваться сразу в нескольких организациях.
Сертификация некоммерческой организации “Rainforest Alliance” занимается преобразованием способов ведения сельского хозяйства в сторону возобновляемого производства. Ее критерии намного слабее и менее требовательные, чем у тех же сертификатов “Euro-leaf” и “AB”. Но даже здесь нашлись нарушения!
Маркировка имеет веб-сайт (https://www.rainforest-alliance.org/) и представляет все бренды, которые прошли достоверную сертификацию и могут использовать этот символ в качестве подтверждения. Указанного французского бренда среди 36 представленных мы не нашли!
Также наши опасения подтвердило отсутствие знака “Rainforest Alliance” на всей продукции, представленной на французском сайте бренда!
3 ШАГ. Внешний вид упаковки
Последний, но не менее важный шаг, указывающий на контрафакт. Если увиденная вами упаковка не совпадает внешне с оригиналом и выглядит, мягко скажем, неряшливо, скорее всего вы нашли подделку.
В нашем случае, внешний вид не совпал совсем:
Контрафакт и фальсификат - есть ли разница?
При изучении темы и написании статьи мы очень долго путались в указанных словах. Но в конце концов разобрались, обратившись к Гражданскому кодексу (ГК) и Федеральным законам (ФЗ) Российской Федерации.
Контрафакт изготавливают с применением прав чужой интеллектуальной собственности. Или проще говоря - это нанесение на этикетку другого, более популярного на рынке символа или названия фирмы-изготовителя. Данный термин не всегда свидетельствует о низком качестве продукта.
Фальсификат предполагает нарушение производственного процесса и сокрытие свойств товара. Чаще всего для изготовления товара используются низкокачественные компоненты для уменьшения затрат по производству. Как итог, меняются свойства и функции конечной позиции в худшую сторону.
Исследование определений дают нам понимание, что контрафактный продукт способен являться фальсифицированным, а вот фальсифицированный может не быть контрафактным.
В нашем случае кофе содержит множество нарушений и относится одновременно к нескольким понятиям: контрафакту, фальсификату и гринвошингу.
И на это есть ряд причин:
1. Отсутствие номера у экосертификата «Евролист» (Euro-leaf).
2. Неправомерное размещение экомаркировки «Евролист» при условии фасовки в России.
3. Упаковка не соответствует внешнему оформлению на официальном сайте.
4. Нет опознавательных знаков или наклеек импортируемой продукции, которые обязаны быть при ввозе на территорию России.
5. Отсутствие сведений о производителе с указанием юридического адреса, телефона, электронной почты или других реквизитов.
6. На этикетке не указаны точки контроля и дистрибьюторы.
7. Несоответствие информации о месте фасовки в декларации соответствия (Россия) и на пачке (Франция).
Тема незаконного распространения продуктовых товаров чаще всего затрагивает именно сферу пищевой промышленности. За нарушения предусмотрена уголовная и/или административная ответственность.
В спорных ситуациях или при возникших сомнениях потребителю следуют обращаться в следующие контролирующие органы:
- структуры МВД,
- местные управления Роспотребнадзора,
- отделения Россельхознадзора,
- органы ФТС.
Наши действия
Со своим вопросом и за соответствующими разъяснениями мы обратились в Роспотребнадзор.
На первое обращение мы получили “отписку”, что нас, мягко говоря, не устроило.
Поэтому мы подали новую заявку на повторное рассмотрение и теперь ждем серьезное разбирательство с их стороны касательно подозрительного кофе.
А вообще нам потребовалось несколько писем в разные подразделения Роспотребнадзора, чтобы наше обращение заметили и приняли в работу. Такое безответственное отношение со стороны контролирующих органов при наличии явных и грубых нарушений стало для нас большим удивлением и вызвало некоторое недоумение.
На этом наши действия не ограничились и мы также отправили письма во французские представительства бренда - в Facebook, в Instagram, на официальную почту. Но, к сожалению, наши запросы остались без внимания и ответа мы так и не получили.
Наша команда связалась с директором магазина, который продает сомнительный кофе, но получить четкую информацию на интересующие нас вопросы мы так и не смогли.
Как мы потом выяснили, поддельная кофейная продукция продается не только в маленьких магазинчиках, но и на крупных маркетплейсах - Ozon, Beru, и имеет различные несовпадающие с оригиналом формы упаковки.
Запросив декларацию соответствия в одном из магазинов, распространяющих данную кофейную продукцию, мы обнаружили, что она выдана на некую компании ООО "ПРОВАНС”.
И что самое главное - изготовителем является Россия, хотя на упаковке четко написано - производство Франция!
Полученные сведения из официального документа полностью доказывают, что компания НЕ ЯВЛЯЕТСЯ французским дистрибьютором, а ЯВЛЯЕТСЯ российским производителем!
Найти официальный сайт фирмы нам не удалось. Кроме декларации соответствия у компании нет никаких данных - ни сайта, ни социальных сетей, ни адреса, ни телефона, ни прочих контактов или реквизитов. Что тоже показалось нам весьма странным для “официального дистрибьютора”.
Еще одним фактором, заставившим нас задуматься о том, что кофе привезен не из Франции, стало отсутствие наклейки импортируемой продукции. Такого рода опознавательный знак обязателен для всех товаров, привезенных из-за границы.
Безграмотно оформленная упаковка, отсутствие на ней названия компании изготовителя, сертификаты непонятного происхождения и еще очень много нарушений дают нам понимание, что это никакой не французский кофе!
Если еще вначале у нас были мысли, что это дистрибуция, то теперь мы понимаем, что ситуация абсолютно другая - российский производитель рассыпает продукт в упаковку чужого бренда.
Черный маркетинг за счет позиционирования себя в качестве известной марки позволил псевдо-бренду быстро раскрутится и получить широкое распространение на рынке.
Мы считаем это не только незаконным, но и нечестным по отношению к потребителю - продавать продукт неизвестного качества под формулировкой органического кофе!
На этом мы заканчиваем статью, но продолжаем расследование!
- Почему производитель оригинального кофе во Франции не реагирует на то, что их продукцию фальсифицируют в России?
- Работает ли вообще бренд с Россией?
- Что ответит Роспотребнадзор?
Как обычно, вопросов больше чем ответов!
Мы не утверждаем, что наши рассуждения - это истина в последней инстанции. Но наша статья не построена на домыслах, а основана на реальных фактах, которых мы добились в процессе изучения вопроса. Последующая проверка со стороны контролирующих органов поможет нам разобраться в этой ситуации - разъяснить обстоятельства или подтвердить наши опасения.
Наше расследование продолжается и будет пополняться новыми фактами!
А знаете какие ещё бренды незаконно указывают экомаркировку "Евролист"? Хотите шпаргалку как это проверить? Читайте нашу статью "Не дай себя обмануть"!