Найти в Дзене
Info Green Washing

Покупаешь поддельный органический кофе? Редакция проводит расследование

Оглавление
Упаковка оригинального органического кофе
Упаковка оригинального органического кофе

Предпосылки возникновения данной статьи и последующего расследования на тему гринвошинга начались с обычного похода члена нашей редакции в местный магазин за продуктами. Идейный вдохновитель и руководитель проекта в Инстаграм @info_green_washing и сайта https://green-club.su Анна Алябьева случайно обнаружила на полках гастронома Московской области Дмитровского района продукт сомнительного происхождения - кофе под наименованием органической французской марки Broceliande.

Найди 10 отличий
Найди 10 отличий

Ее удивило то, что внешний вид упаковки содержал множество нарушений, а наличие на нем экомаркировок вызвало еще больше подозрений.

Как гринвошер манипулирует нашим сознанием
Как гринвошер манипулирует нашим сознанием

Гринвошинг или откровенный обман?

Возможность приобретать в магазине натуральные продукты - несомненное достижение нашего времени. Но что делать, если знаки на потребительской упаковке могут оказаться неправомерными, а продукция вообще контрафактной?

Предположим, вы приходите в ближайший магазин и видите ароматный кофе французского бренда с гордыми доказательствами качества в виде знакомых экосетификатов “AB” (Agriculture Biologique) и “Евролист” (Euro-leaf).

Упаковка купленного органического кофе
Упаковка купленного органического кофе

Конечно же, первой мыслью будет - поскорее взять это сокровище... Но тут вас ждет подвох!

Чтобы уберечь вас от досадных ошибок и потерянных денег, наша редакция посчитала своим долгом написать инструкцию о том, как не попасться на маркетинговые уловки, распознать поддельную информацию на упаковке и

купить по-настоящему качественный продукт!

Как отличить поддельные знаки качества?

1 ШАГ. Производитель, место фасовки

Речь идет о кофейных зернах ручной обжарки французского кофейного бренда Broceliande (https://www.torrefaction.com/).

Его экологичность подтверждена сертификатами, а демократичная стоимость от 2 до 4 евро делает его еще более привлекательным для покупки.

В первую очередь, на российском варианте кофе наше внимание привлек знак “Евролист” (знак европейской системы сертификации органических продуктов). Для его правомерного размещения товар должен фасоваться в стране производства - Франции.

В нашем же случае - русскоязычные буквы, отсутствие наклейки импортируемой продукции, а также информация с декларации соответствия (обо всем этом мы расскажем ниже) дают нам четкое представление, что никакая это не Франция!

А значит, кофе не может называться органическим, и скорее всего мы имеем дело с гринвошингом!

Но и это далеко не все! По международным правилам, кроме официального логотипа, знак должен содержать код страны, метод органического производства, код контролирующего органа, и происхождение сырья.

Что должно быть обязательно с экомаркировкой "Евролист"
Что должно быть обязательно с экомаркировкой "Евролист"

На российском экземпляре все эти важные критерии качества отсутствуют, а это уже является нарушением.

Нет необходимого кода под экознаком "Евролист"
Нет необходимого кода под экознаком "Евролист"

Тогда как на официальной площадке бренда контролирующий орган указан - по номеру FR-BIO-01 мы видим Ecocert France SAS:

Кодовый номер на оригинальной упаковке
Кодовый номер на оригинальной упаковке

2 ШАГ. Экомаркировка

Мало того, что кофе выдают за органический, который таковым вовсе не является, так еще и на упаковке без разбору поставили все возможные знаки, размещение которых невозможно вместе на одном продукте!

Маркировки “Евролист” и “Rainforest Alliance”, как правило, не сочетаются друг с другом и их никогда не ставят на одном товаре, так как нет смысла сертифицироваться сразу в нескольких организациях.

Экомаркировка с лягушкой
Экомаркировка с лягушкой

Сертификация некоммерческой организации “Rainforest Alliance” занимается преобразованием способов ведения сельского хозяйства в сторону возобновляемого производства. Ее критерии намного слабее и менее требовательные, чем у тех же сертификатов “Euro-leaf” и “AB”. Но даже здесь нашлись нарушения!

Маркировка имеет веб-сайт (https://www.rainforest-alliance.org/) и представляет все бренды, которые прошли достоверную сертификацию и могут использовать этот символ в качестве подтверждения. Указанного французского бренда среди 36 представленных мы не нашли!

Также наши опасения подтвердило отсутствие знака “Rainforest Alliance” на всей продукции, представленной на французском сайте бренда!

На упаковках официального кофе нет экомаркировки с лягушкой
На упаковках официального кофе нет экомаркировки с лягушкой

3 ШАГ. Внешний вид упаковки

Последний, но не менее важный шаг, указывающий на контрафакт. Если увиденная вами упаковка не совпадает внешне с оригиналом и выглядит, мягко скажем, неряшливо, скорее всего вы нашли подделку.

В нашем случае, внешний вид не совпал совсем:

Разница упаковок с сайта бренда и купленного в магазине
Разница упаковок с сайта бренда и купленного в магазине

Контрафакт и фальсификат - есть ли разница?

При изучении темы и написании статьи мы очень долго путались в указанных словах. Но в конце концов разобрались, обратившись к Гражданскому кодексу (ГК) и Федеральным законам (ФЗ) Российской Федерации.

Контрафакт изготавливают с применением прав чужой интеллектуальной собственности. Или проще говоря - это нанесение на этикетку другого, более популярного на рынке символа или названия фирмы-изготовителя. Данный термин не всегда свидетельствует о низком качестве продукта.

Фальсификат предполагает нарушение производственного процесса и сокрытие свойств товара. Чаще всего для изготовления товара используются низкокачественные компоненты для уменьшения затрат по производству. Как итог, меняются свойства и функции конечной позиции в худшую сторону.

Исследование определений дают нам понимание, что контрафактный продукт способен являться фальсифицированным, а вот фальсифицированный может не быть контрафактным.

В нашем случае кофе содержит множество нарушений и относится одновременно к нескольким понятиям: контрафакту, фальсификату и гринвошингу.

И на это есть ряд причин:

1. Отсутствие номера у экосертификата «Евролист» (Euro-leaf).

2. Неправомерное размещение экомаркировки «Евролист» при условии фасовки в России.

3. Упаковка не соответствует внешнему оформлению на официальном сайте.

4. Нет опознавательных знаков или наклеек импортируемой продукции, которые обязаны быть при ввозе на территорию России.

5. Отсутствие сведений о производителе с указанием юридического адреса, телефона, электронной почты или других реквизитов.

6. На этикетке не указаны точки контроля и дистрибьюторы.

7. Несоответствие информации о месте фасовки в декларации соответствия (Россия) и на пачке (Франция).

Тема незаконного распространения продуктовых товаров чаще всего затрагивает именно сферу пищевой промышленности. За нарушения предусмотрена уголовная и/или административная ответственность.

В спорных ситуациях или при возникших сомнениях потребителю следуют обращаться в следующие контролирующие органы:

  • структуры МВД,
  • местные управления Роспотребнадзора,
  • отделения Россельхознадзора,
  • органы ФТС.

Наши действия

Со своим вопросом и за соответствующими разъяснениями мы обратились в Роспотребнадзор.

Обращение в Роспотребнадзор
Обращение в Роспотребнадзор

На первое обращение мы получили “отписку”, что нас, мягко говоря, не устроило.

Ответ на обращение в Роспотребнадзор
Ответ на обращение в Роспотребнадзор

Поэтому мы подали новую заявку на повторное рассмотрение и теперь ждем серьезное разбирательство с их стороны касательно подозрительного кофе.

А вообще нам потребовалось несколько писем в разные подразделения Роспотребнадзора, чтобы наше обращение заметили и приняли в работу. Такое безответственное отношение со стороны контролирующих органов при наличии явных и грубых нарушений стало для нас большим удивлением и вызвало некоторое недоумение.

На этом наши действия не ограничились и мы также отправили письма во французские представительства бренда - в Facebook, в Instagram, на официальную почту. Но, к сожалению, наши запросы остались без внимания и ответа мы так и не получили.

Обращение к французкому представителю бренда
Обращение к французкому представителю бренда

Наша команда связалась с директором магазина, который продает сомнительный кофе, но получить четкую информацию на интересующие нас вопросы мы так и не смогли.

Как мы потом выяснили, поддельная кофейная продукция продается не только в маленьких магазинчиках, но и на крупных маркетплейсах - Ozon, Beru, и имеет различные несовпадающие с оригиналом формы упаковки.

Упаковка кофе на Яндекс.Маркетплейс
Упаковка кофе на Яндекс.Маркетплейс

Запросив декларацию соответствия в одном из магазинов, распространяющих данную кофейную продукцию, мы обнаружили, что она выдана на некую компании ООО "ПРОВАНС”.

И что самое главное - изготовителем является Россия, хотя на упаковке четко написано - производство Франция!

Полученные сведения из официального документа полностью доказывают, что компания НЕ ЯВЛЯЕТСЯ французским дистрибьютором, а ЯВЛЯЕТСЯ российским производителем!

Найти официальный сайт фирмы нам не удалось. Кроме декларации соответствия у компании нет никаких данных - ни сайта, ни социальных сетей, ни адреса, ни телефона, ни прочих контактов или реквизитов. Что тоже показалось нам весьма странным для “официального дистрибьютора”.

Еще одним фактором, заставившим нас задуматься о том, что кофе привезен не из Франции, стало отсутствие наклейки импортируемой продукции. Такого рода опознавательный знак обязателен для всех товаров, привезенных из-за границы.

Пример наклейки импортируемой продукции
Пример наклейки импортируемой продукции

Безграмотно оформленная упаковка, отсутствие на ней названия компании изготовителя, сертификаты непонятного происхождения и еще очень много нарушений дают нам понимание, что это никакой не французский кофе!

Если еще вначале у нас были мысли, что это дистрибуция, то теперь мы понимаем, что ситуация абсолютно другая - российский производитель рассыпает продукт в упаковку чужого бренда.

Черный маркетинг за счет позиционирования себя в качестве известной марки позволил псевдо-бренду быстро раскрутится и получить широкое распространение на рынке.

Мы считаем это не только незаконным, но и нечестным по отношению к потребителю - продавать продукт неизвестного качества под формулировкой органического кофе!

На этом мы заканчиваем статью, но продолжаем расследование!

  • Почему производитель оригинального кофе во Франции не реагирует на то, что их продукцию фальсифицируют в России?
  • Работает ли вообще бренд с Россией?
  • Что ответит Роспотребнадзор?

Как обычно, вопросов больше чем ответов!

Мы не утверждаем, что наши рассуждения - это истина в последней инстанции. Но наша статья не построена на домыслах, а основана на реальных фактах, которых мы добились в процессе изучения вопроса. Последующая проверка со стороны контролирующих органов поможет нам разобраться в этой ситуации - разъяснить обстоятельства или подтвердить наши опасения.

Наше расследование продолжается и будет пополняться новыми фактами!

А знаете какие ещё бренды незаконно указывают экомаркировку "Евролист"? Хотите шпаргалку как это проверить? Читайте нашу статью "Не дай себя обмануть"!

Кофе
124,2 тыс интересуются